внеклассное мероприятие-тренинг в 3 классе.
план-конспект занятия (3 класс) на тему

"Услышать сердце человека и понять себя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мероприятие-тренинг в 3 классе.36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

’’Услышать сердце человека’’

Составитель:

Чигинская Т.Б.

Январь 2012

Задачи:

  1. Помочь детям усвоить нравственные нормы, сформировать у них нравственные установки.
  2.  Познакомить с понятиями ''воспитанность'', ''такт'',  ''милосердие''.

Оборудование:

      Мелодия песни ''Услышать сердце человека''; памятки для каждого ученика.

 

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

    (Прослушивание песни ''Услышать сердце человека''.)

       - Ребята, сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни ''Услышать сердце человека ''. Там есть такие слова: ''Услышать сердце человека возможно только в тишине…'' Сегодня мы попытаемся понять, что значит услышать сердце человека, и как можно его услышать.

 - Как вы думаете, в каком значении употребляются слова ''Услышать сердце человека…''- в прямом или переносном, имеют ли они ещё какой-то смысл? Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Или услышать что-то другое? ( Дети отвечают.)

- Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, переживания, радость или боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.

- Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь и будем часто к ним возвращаться, додумывать их, объяснять, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения – в добрые, красивые поступки. Итак, сегодня мы познакомимся с понятиями воспитанность, такт, милосердие.

( Учитель записывает слова на доске.)

- Как много зависит от окружающих нас людей! Наше хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости окружающих, плохое – от их раздражительности, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: ''Невоспитанный человек, некультурный человек''. Восточная мудрость гласит: ''Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе''. Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.

- Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботится о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа и мама отдыхают после ночной смены? Возможно, это они не спали всю ночь, чтобы испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша, или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните в песне: услышать сердце человека возможно только в тишине…

Понятие ''воспитанный человек''.

- а сейчас попробуем раскрыть понятие воспитанный человек. Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают друзьям обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это не совместимо  с понятием ''воспитанный человек''.

Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел.

- Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? (Ответы детей.)

- Предлагаю решить нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драки, ссоры, слёз.

( Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, кА это можно было бы сделать.)

- Хотелось бы напомнить вам слова: ''Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа''. Как вы их понимаете? ( Дети отвечают. Учитель пишет на доске следующее высказывание.)

- Давай те прочитаем и запомним ещё одни замечательные слова: ''Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею право вторгаться на чужую территорию''.

( Дети хором читают эти слова с доски и записывают в тетрадь.)

Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбления делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных заболеваний – результат грубости, хамства, равнодушия.

Как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? ( Ответы детей.)

- Что же такое воспитанность? ( Вежливость, культура, любезность.)

Правила воспитанного человека надо выполнять всегда – и даже когда вас никто не видит. По тому, как вы ведёте себя дома, в школе, на улице, судят о вашей семье, родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своей семьи и школы. Всегда думайте об этом.

Такт.

- Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности – вежливо улыбаться и говорить ''спасибо''?  Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё-таки оставаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта. Что же такое такт?

В переводе с греческого ''такт'' – это ''лёгкое прикосновение''. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, умение вести себя в какой – либо ситуации так, чтобы не сделать человеку  больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости ли понимания.

Послушайте отрывок из рассказа В. Сухомлинского.

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел. В больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз бывало – проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

- Наш папа выздровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики.

- Наш папа выздровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

- Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

- Почему заплакала Катя? ( Ответы детей.)

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому прежде чем сказать что – либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации.

( Учитель даёт каждому ученику памятку, дети читают её вслух и при необходимости обсуждают каждый пункт.)

 Памятка.

Тактичный человек:

  • Не хвастается;
  • Не выяснеет отношений в присутствии посторонних;
  • Не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;
  • Терпим к недостаткам и слабостям других людей;
  • Никогда не рассказывает другим чужих тайн;
  • В разговоре с человеком, имеющим какой-либо недостаток, избегает всего, что бы ему об этом напомнить;
  • Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.

   Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно оброненное слово переворачивает всю жизнь человека, запоминается на всю жизнь и причиняет много страданий. Обращайте внимание на позы людей, их мимику, жесты – зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза собеседника, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них могут отражаться радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Проявите побольше сочувствия к окружающим людям. Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.

Милосердие

- Как вы понимаете слово ’’милосердие’’? От каких слов оно образовано? ( милое сердце.)

- А что значит милое сердце? ( Доброе, жалостливое, сострадающее.)

Раньше медицинских сестёр называли сёстрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым, жалостливым, чутким.

 Я читала об одной женщине, замечательной мастерице. Однажды она прочла в одной газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милосердие!

Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия, и каждый желающий может перечислить на их счёт деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим жилось лучше. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершают предательство -они забыли свой долг перед родителями, которые их вырастили. Быстро идёт время, скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не совершайте предательства по отношению к своим родителям.

Милосердие – понятие ёмкое, оно включает в себя незлобивость, человеколюбие, благотворительность, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту, добросердечность, мягкосердечность.

 Подведение итогов.

Учитель. Решите такую нравственную задачу.

  • Людям очень нужны…
  • Людям очень мешают…

( Дети по цепочке заканчивают высказывания.)

Наш разговор окончен. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря.

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится роскошь человеческого общения.

-Так  каким надо быть, чтобы услышать сердце человека? ( Дети отвечают.)

Классный час на тему:

’’Познай себя’’

        

        Составитель:

Чигинская Т.Б.

Ноябрь 2012

Цели: 1) стимулировать учащихся к познанию собственного Я;

2) способствовать формированию позитивной Я - концепции;

3) определить уровень самостоятельности у ребёнка;

4) обучать основам работы с тестами.

                   Ход мероприятия

- Говорят, человек есть тайна, её надо разгадать. И каждый из вас тоже тайна. Не только для окружающих, но и для самих себя. Бывает, сделаешь что-то сам и не понимаешь, почему так вышло. Нужно подумать, разобраться в себе.

«Познай самого себя»- говорили древние. Важность этой формулы не утратила своего значения и в наши дни. Но как же узнать самого себя, свои возможности и склонности, свои сильные и слабые стороны, свои индивидуальные особенности, плюсы и минусы своего характера - словом, все составляющие своей индивидуальности?

Как вы думаете, какая наука этим занимается? (ответы детей.)

-Правильно, психология. Современная психология является не только интересной, но и весьма полезной наукой. Она разработала большое количество тестов - несложных, но эффективных способов, с помощью которых можно найти ответы практически на все интересующие вас вопросы. Причём с помощью тестов вы можете узнать много интересного не только самом себе, но и о людях, которые вас окружают. Давайте попробуем вместе.

Самое главное не надо выбирать для себя «хорошие» ответы, будьте искренними.

Известно, что у разных людей правое и левое полушарие головного мозга работают неодинаково. Среди «левополушарных» людей много инженеров, математиков, философов. Нередко они склонны к формальной логике, много и охотно пишут, свободно владеют иностранными языками, имеют грамматически правильно построенную речь. Они последовательны и расчётливы в своих действиях. Для них характерны обострённое чувство долга, ответственность и принципиальность.

«Правополушарные» люди обладают конкретным и в то же время образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Их речь эмоциональна и часто сопровождается жестикуляцией. Как правило, они открыты и непосредственны в выражении эмоций, доверчивы, внушаемы и даже наивны.

Часто они действуют « по настроению» или « по велению сердца». Можно сказать, что они сначала делают, а потом думают, в то время как « левополушарный» человек « семь раз отмерит, потом отрежет». Однако, «правополушарные» люди быстрее обобщают, интуитивно находят нужные решения, а также лучше ориентируются  новой обстановке.

Внимание, задание: ответы теста – «правый» или «левый» - обозначайте буквами П и Л.

ВЕДУЩАЯ РУКА. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец.  Если левый – вы человек эмоциональный, правый – у вас аналитический склад ума.

ВЕДУЩИЙ ГЛАЗ. Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на неё через своеобразную мушку – карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки.  Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый – о твёрдом, настойчивом, более агрессивном.

ПОЗА НАПОЛЕОНА. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.

АПЛОДИРОВАНИЕ. Если удобно хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

-Подведём итоги.

П П П П. Для такого человека характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение. Он не любит конфликтовать и ссориться.

П П П Л. Для такого человека соответствующая черта – нерешительность.

П П Л П.Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с такими людьми необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера, чаще встречается среди девочек.

П Л П П.Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность, свойственна данному типу людей.

П П Л Л. Редкий тип характера. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твёрдостью.

П Л П Л. Слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различным влияниям.

Л П П П. Встречается очень часто. Основная черта – эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью в главных жизненных вопросах. Поддаётся чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Легко сходится с людьми.

Л П П Л. Требует особого,  внимательного отношения к себе – тип маленькой королевы.

Л Л П П. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.

Л Л Л П. Эмоциональный, энергичный и решительный человек. Но часто наспех принятые решения приносят серьёзные осложнения.

Л Л Л Л. Эмоциональный тип характера. Ему свойственны: индивидуальность, эгоизм, упрямство, переходящее в замкнутость.

Л П Л П. Самый сильный тип характера. Таких людей трудно в чём – либо убедить. Они с трудом меняют свою точку зрения. Но в то же время энергичны, упорно добиваются поставленных целей.

Л П Л Л. Настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера люди неустойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к « самокопанию», с трудом находят себе новых друзей.

П Л Л П. Мягкий характер. Такие люди « умело» конфликтуют, любят путешествовать. Легко находят друзей. Однако они часто меняют свои увлечения.

П Л Л Л. Непостоянство и независимость, желание всё сделать самому присуще этим людям. Способность анализировать помогает им успешно решать сложные задачи. Обычно мягкие, приятные на первый взгляд, они часто становятся чересчур требовательными и даже жестокими.

С помощью следующего теста мы попробуем определить, насколько у вас сильная воля. Ведь от силы воли напрямую зависит, насколько плодотворна работа или учёба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью.

Используются 3 варианта ответа: «да», « не знаю», «нет».

  1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию ( в быту, на учёбе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
  5. Найдёте ли силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
  6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Если у вас вызывает страх предстоящий полёт на самолёте или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
  10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесёт вам немало хлопот?
  11. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  12. Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
  13. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
  14. Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращённые к вам слова оппонента?

Результаты.

За ответ «да» начисляется 2 балла; «не знаю»- 1 балл; «нет»- 0 баллов.

0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чём-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?»

Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учётом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить своё отношение к окружающим и кое-что изменить в своём характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.

13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если вы увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмёте. Это отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучшей стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.

22-30 баллов. С силой воли у вас всё в порядке. На вас можно положиться - вы не подведёте. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твёрдая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это конечно, очень хорошо, но необходимо обладать ещё и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.

Игра – диагностика « Конверт откровений».

Играющий выбирает карточку и заканчивает предложение по своему усмотрению.

Мне хорошо, если …

Хорошая жизнь - это…

Мне нравится, когда…

Если хочешь проверить человека…

Счастье - это…

Если видишь недостатки человека…

В друзьях я ценю…

В хорошей школе всегда…

Меня раздражает…

Чтобы иметь друзей, надо…

Если мне грустно…

Мне не нравится, когда…

У меня портится настроение, если…

Если я заболею…

Когда я смотрю на себя в зеркало…

Мне нравятся люди…

Учитель и другие ребята могут узнать о ценностях, мотивах, интересах, суждениях отвечающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День рождения класса" 1 класс

В разработке представлен материал по проведению внеклассного мероприятия в 1 классе...

Внеклассное мероприятие «Прощай, второй класс» 2 класс

Внеклассное мероприятие «Прощай, второй класс» проводится в конце второго класса. Эта работа поможет учителю, работающему в начальной школе провести  его весёло и радостно.  Праздник...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

Внеклассное мероприятие в 3 классе Тема "Будьте здоровы" Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов

Цель:формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.Задачи:Создать условия для:Саморазвития и самореализации личности обучающихся.Фо...

Конспект внеклассного мероприятия для 1 класса "Прощаемся с первым классом"

Конспект внеклассного мероприятия для 1 класса "Прощаемся с первым классом"...