Главные вкладки

    Статья на тему:
    Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

    Мягкова Алла Владимировна

    доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedmasterskaya_doklad.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Главной задачей, которую предстоит решать учителю сейчас, в первую очередь, — научить ученика учиться .А это значит, что в детях должны быть развиты такие качества, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания.

    В п. 8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( далее ФГОС) представлен « портрет выпускника начальной школы»( слайд №2 презентации).

    Таким образом, основой ФГОС становится формирование базовых компетентностей современного ученика. Речь идет об  идее компетенностно — ориентированного образования, при котором учителя должны всем своим ученикам создать такие условия, при которых они бы овладели комплексом универсальных учебных действий и научились применять их в повседневной жизни.

    Деятельностный метод обучения детей универсален, т. к. открывать знания можно на любом предмете и на всех ступенях образования. Специфическими чертами данного метода являются:

    • проблематизация учебного материала;
    • активность ребёнка;
    • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом;
    • повышение мотивации школьника к обучению.

    Слайд №3)

    Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»:

    • Извлекать пользу из опыта
    • Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их
    • Организовать свои собственные приёмы обучения
    • Уметь решать проблемы
    • Самостоятельно заниматься своим обучением

    Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. 

    ( слайд№4)

    Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова:

    ИСКАТЬ

    ДУМАТЬ

                   СОТРУДНИЧАТЬ

               ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО

    АДАПТИРОВАТЬСЯ

    Важным на современном этапе становится переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских .Таким образом, основой ФГОС становится формирование базовых компетентностей, в число которых входят: информационные компетентности, самоорганизация, самообразование и т. д.

    ( слайд№5, №6, №7, №8,№9)

    ИСКАТЬ

    • опрашивать окружение
    • консультироваться с учителем
    • получать информацию

    (слайд№6)

                                                     ДУМАТЬ

    • устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящими событиями
    • занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение

    СОТРУДНИЧАТЬ

    • уметь работать в группе
    • принимать решения
    • улаживать разногласия и конфликты
    • договариваться
    • разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности

    ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО

    • включаться в группу или коллектив и внести свой вклад
    • организовать свою работу
    • пользоваться вычислительными приборами

    АДАПТИРОВАТЬСЯ

    • стойко противостоять трудностям
    • находить новые решения

    ( слайды № 10 — 14)

    Из этого следует, что учащиеся должны:

    • Проявить способность мобилизовать полученные ранее знания
    • Проявить способность доказывать свою точку зрения
    • Суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т.е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями.
    • Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

    Проблемный урок, положенный в основу деятельностного метода, дает детям возможность творческого усвоения знаний. Это значит, что обучающиеся проходят несколько этапов научного творчества. Урок строится в соответствии с логической схемой, которые включают в себя последовательные звенья.( слайд № 14)

    В ходе проблемного урока учебная проблема существует в двух основных формах: как тема урока и как совпадающий с темой вопрос, ответом на который и будет новое знание. Поставить учебную проблему — значит помочь детям сформулировать либо тему урока, либо исходный вопрос для исследования.

    ( Учителям раздается памятка « Методические приемы создания проблемных ситуаций для обучающихся»)

    Немаловажную роль в начальных классах играет создание комфортных условий, комфортной обстановки для детей .Ребенок чувствует себя уверенней и работает лучше, когда увлечен или заинтересован. Мотивация обучения очень важна для каждого ученика.

    Перечислю основные мотивирующие приемы:

    • « яркое пятно»: сказка, легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни
    • на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка учителя начальных классов используют приёмы: составление кластера, синквейна.

    Например синквейн удобно составлять на уроках литературного чтения для того, чтобы дать характеристику герою. В ходе работы над текстом ребенок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя.( слайд № 15 )

    Вашему вниманию представляю синквейн, составленный учащейся 3 класса в ходе изучения темы « Древнегреческие мифы»( слайд  №16)

    Любят дети на уроках и работу с кластерами.( слайд № 17 — общее понятие)

     ( слайд № 18)

    Прием « Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.

    ( слайды № 19 - 22)

    И еще один из важнейших основных мотивирующих приемов: актуальность.

    Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

    Как подведение итога всему вышесказанному( слайды № 23 — 25)

    Нам не дано предугадать,

    Как слово наше отозвать…

    Посеять в душах благодать,

    Увы, не всякий раз даётся.

    Но мы обязаны мечтать

    О дивном времени, о веке,

    Когда цветком прекрасным стать

    Сумеет личность человека.

    И мы обязаны творить,

    Презрев все тяготы мирские,

    Чтоб истин светлых заложить

    Зачатки в души молодые,

    Чтоб верный путь им указать,

    Помочь в толпе не раствориться…

    Нам не дано предугадать,

    Но мы обязаны стремиться!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

    Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

    «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

     Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

    «Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»

    « Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»     Б. Шоу.Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта  обще...

    Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта

    Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта...

    Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"

    Материал содержит выступление  учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016"  по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...

    «Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

    2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...