Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Материал содержит выступление  учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016"  по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Обобщение опыта работы

учителя начальных классов

Жигулиной Оксаны Валерьевны

по теме: «Исследовательская  деятельность как основа  формирования ключевых компетенций младших школьников». 

Любимовка

2016

Тема моего инновационного педагогического проекта «Исследовательская деятельность как основа  формирования ключевых компетенций младших школьников».   Почему  данная тема является  одной из актуальных в современной системе образования.

Ответ на этот вопрос я дам цитируя   слова  американского  философа и педагога -Джона Дьюи: Он сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».    С внедрением ФГОС второго поколения происходят изменения во всей системе образования. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.   В настоящее время возросла роль таких  качеств личности  как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми  разных профессий. Эти качества получили название «ключевые компетенции». В «Федеральной концепции модернизации российского образования»  впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, авторитарно- репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни,  уметь принимать самостоятельные решения,  работать в команде. Но это всё касаемо выпускника современной школы.

 А что сегодня важно в начальной школе, кроме простейших знаний по математике и правописанию?   Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе  становится повышение качества образования,  использование современных технологий обучения, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни.

         На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-исследователь, человек-творец.  И  в данном случае  ведущей деятельностью  является исследование и поиск истины. Это и стало основополагающей идеей моей  работы.

 Мною была определена  цель педагогического  проекта.

 Это  создание условий для:

-формирования и развития  ключевых компетенций школьника: учебно-познавательных,     информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых;

-исследовательского поведения учащихся;

-вовлечения их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

В соответствии с  целью  поставлены следующие задачи:

1.Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность формирования у  учащихся исследовательской деятельности, как основы формирования ключевых компетенций.

2.Апробировать комплекс приёмов и методик формирования у  учащихся ключевых компетенций  в результате исследовательской деятельности.

          Гипотеза моего педагогического проекта: создавая условия для формирования у детей  первоначальных навыков исследовательской деятельности в начальной школе, я сформирую основы ключевых компетенций младших школьников.

         Объектом изучения  в моём проекте является: деятельность учащихся 2 класса на основе технологии исследования .

   Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом:

Поэтому  предметом  исследования  в моём педагогическом проекте  является сам процесс обучения  учащихся начальной школы  с использованием исследовательских технологий.          Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.  Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности . Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

 Чтобы добиться решения поставленных задач, я использую методы исследования, которые представлены на экране.

         Все методы имеют различную протяжённость по времени: Метод  экспресс исследования предполагает массовое участие детей , которое не требует длительного наблюдения.   В классе есть календарь наблюдения за погодой, где каждый день дети отмечают  параметры погоды.

 Метод долговременного исследования  рассчитан на более длительный срок. Ребёнок выбирает тему исследования ( самостоятельно или под руководством учителя) , собирает материал. Делает обобщения. Оформляет результат. Так в апреле  2015  года в моём  классе я предложила   детям   тему для  исследования «След войны в моей семье». Дети получили необходимые указания,  я координировала их действия  по сбору материала и  его оформлению.  И в канун 70-летия победы каждый ребёнок презентовал свою исследовательскую работу.  К данному виду исследовательской работы были подключены и родители, в итоге открытия для себя сделали не только дети, но и родители.

Технология реализации проекта .

 Реализация технологии исследования   при которой происходит формирование основных ключевых компетенций младшего школьника,  я провожу через  формы организации учебно- воспитательного процесса, которые представлены на экране.

  При организации исследования  я  выделяю шесть основных этапов методики исследования. Они представлены вам на слайде.

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации ( классификация полученных в

результате исследования фактов)

V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания)

VI. Подведение итогов, рефлексия.

VII. Применение (использование приобретённого  знания в новых условиях)

            Теперь я бы хотела более подробно остановиться на каждой форме реализации своего педагогического проекта, а именно первое – это уроки.

 На уроках математики дети, занимаясь исследовательской деятельностью, делают свои, новые для них открытия.  Тем для исследований много, не перечислить.  Но я сейчас хотела бы вам привести     пример того,  как ребёнок во втором классе, исследуя  письменные приёмы  правила сложения двузначных чисел с переходом через десяток пошёл  по необычному пути поиска. На этапе мотивации у ребёнка возникла проблема: как записать  число, полученное при сложении единиц, если  в нём присутствуют и единицы, и десятки. На экране вы видите запись37+28. Так он сложил единицы, получил 15 и, зная правило, что единицы пишутся под единицами, а десятки под десятками, он пишет 5 под единицами, а 1 пишет под десятками, в классе большинство с ним соглашаются- ведь всё соответствует правилу, но 2 ученика тянут руки, но я. создав ситуацию компрометирования  спрашиваю у детей : « Денис нарушил правило  поместной записи цифр» . Ответ: «Нет не нарушил». Денис идёт дальше, складывает десятки и пишет число 5, полученное при сложении десятков ниже под единицей, комментируя, что десятки пишут под десятками. И тут проблема: не понятно какой ответ получили: а получили 15 и 50, выходит два ответа в одном и том же примере и тут проблема- что то сделал не так.  Пишет условие примера заново, складывает единицы, получает 15, 5 пишет под единицами, а вот один десяток он и справой стороны от десятков писал, получается число больше сто, и слева писал, получилось вообще непонятное число( таковы были его комментарии и тут к нему приходит озарение: А что если я сверху, над десятками напишу эту единицу, ведь три слагаемых можно сложить, пишет, складывает, получает ответ-65. Радости ребёнка не было предела, но главное, что пойдя по такому пути исследования, все дети поныли принцип решения выражений данного вида, все решают без ошибок. 

 На уроке литературного чтения дети провели  исследование прочитанных  ими сказок. На этапе актуализации знаний детям было предложено  исследовать выставку книг и сформулировать тему урока. Далее на этапе систематизации знаний дети исследовали отрывки из сказок из сказочных конвертов,  находили героев этих сказок в иллюстрациях  на доске и делали вывод о характере героев данной сказки. На этапе закрепления дети исследовали «Волшебный мешок, в котором находились предметы, которые обладали волшебным свойством в сказках.  И  по извлечённым предметам должны были  отгадать название сказки и указать её поучительный смысл.  В заключении урока дети с огромным интересом открыли сказочный сундук и, исследовав его содержимое, оделись  в костюмы героев сказки, которая там «Спала» и с  удовольствием   исполнили инсценировку  этой сказки, передав в своей характер главных героев. Тем для проведения  исследования на уроках литературного чтения так же  немало.

 Как  проходит  исследовательская  деятельность  учащихся на уроках русского языка я  покажу вам на примере   изучения темы «Корень. Однокоренные слова».. На этапе  самоопределения к деятельности я знакомлю детей со стихотворением: вы видите его на экране.  Жил был корень – сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. Дети видят изображение дерева на  доске.

             – Что  особенного заметили? Какая общая часть есть во всех словах?

– Назовите эту часть.

 И далее следует  этап открытия нового знания

- Как вы думаете, как мы будем называть общую часть слов? И дети, исследовав стихотворение, проведя ассоциации слова сад с тем, чем являлось оно в стихотворении,( а оно являлось там корнем),  дети  делают вывод,  что  в  корне заключен главный смысл слова,  и это главная, общая часть родственных слов  От него « растут» другие слова. А главная часть носит название –корень. Затем шёл этап первичного закрепления, где также давались  задания исследовательского характера: прочитать слова и разделить их на группы, при этом дети должны исследовать лексическое значение каждого слова, найти признак, по которому они должны классифицировать слова в группы.

 Так же на уроках русского языка мы исследовали  свойства гласных согласных звуков, правила  написания безударных гласных в корне,  отличительные особенности разделительного мягкого знака и мягкого знака  показателя мягкости, признаки частей речи и другие темы.

Уроки окружающего мира в моём классе практически все проходят с применением исследовательских технологий.  Я хотела поделиться опытом проведения  урока -  исследования по теме: « Все профессии важны» . Актуализация знаний на этом уроке прошла путём загадывания и разгадывания загадок о профессиях.  Далее дети  исследовали  все отличительные особенности каждой профессии. А вот на вопрос, последовавший на этапе  первичного закрепления знаний « Какая профессия  все таки самая важна и самая нужная?» – дети зашли  в тупик.  И тогда возникла необходимость выявить эту самую важную профессию, а для этого каждый ребёнок захотел исследовать профессию своих родителей. Я координировала и направляла деятельность детей, а именно: детям были даны памятки, по которым они должны были провести исследование . Карточки содержали такие вопросы:1. Кем и где работают ваши родители?

2. Почему они выбрали эту профессию?

3. Какое учебное заведение они закончили для того, чтобы получить данную профессию?

4.Что особенного в профессии ваших родителей?

5. Чем профессия нравится?

6. Какие  пожелания хотели бы выразить ваши родители тем, кто решает  сейчас вопрос  о выборе профессии?

 Выполнив исследовательскую работу, дети представили результат в виде презентаций, альбомов или рассказов. И в итоге сделали вывод: Нет самой важной и нужной профессии, все профессии важные и нужные. А на слайдах вы видите фото с других уроков, на  которых дети проводили  исследования, делая свои открытия, учились работать в парах или группах.

      Исследовательская  деятельность присутствует и на уроках технологии. Так при подготовке к  изучению  темы «Лепка из  различных материалов»   у детей возник вопрос: А что надо принести на урок?  Я им  сказала: «Принесите  то, из чего можно лепить».   Дети принесли глину, пластилин, солёное тесто и сами же стали в тупик: почему  у всех разные материалы и можно ли из них лепить поделки. И на данном этапе   дети  под моим руководством  провели исследование материалов для лепки а именно: свойств пластичности,   методом проб и ошибок узнали  особенности  работы с каждым  материалом: при работе  глиной  надо смачивать руки, пластилин разогревать, а   при работе с тестом необходимо использовать сухую муку. Дети сделали различные изделия, обобщили общие свойства всех материалов и выявили их отличия.  Аналогичные исследовательские работы мы проводили и при работе с тканями, нитками,  бумагой.

 Кроме учебных занятий, широкие перспективы применения  исследовательской деятельности в целях формирования ключевых компетенций младших школьников открываются и на занятиях по внеурочной деятельности. В своём классе я провожу 3 часа внеурочной деятельности  познавательного, проектно-исследовательского и общеинтеллектуального  направления. Такие темы как « К тайнам волшебных слов», « Как встречают Новый год в разных странах?» «Секреты  прямых линий», «Как измеряли время раньше»  и многие другие темы открывают широкое поле для  исследований  и познаний.

         Система классных часов  также  предусматривает проведение различных форм исследовательской деятельности, результатом которых становится формирование ключевых компетенций младшего школьника.  Приведу примеры маленькой толики тематики классных часов: « Что я знаю о войне?»  «Почему осень разноцветная?»,  «Почему птицам страшен не холод, а голод?».  «Какое влияние на организм оказывают вредные привычки?» .  Вот по последней теме  я продемонстрировала детям флюорографические снимки взрослого  человека со здоровыми лёгкими и снимки лёгких курильщика. Дети, исследовав снимки воочию, наглядно убедились, какой вред наносит курение нашему организму.  

 Результаты деятельности.

          Итак, благодаря внедрению в свою педагогическую практику   исследовательской деятельности

-  у учащихся  повысился  интерес к предмету;

- появилось желание углубить свои знания;

- расширился кругозор;

- появилась  удовлетворённость от работы;

- дети получили  возможность одержать победу в различных конкурсах;

- повысилась самооценка;

-  появилась возможность совместного труда учителя – ученика, родителя.

  Доказательством  всего ранее изложенного является то, что мои учащиеся стали активно принимать участие и побеждать  в различных конкурсах,  предметных олимпиадах, выставках.  Так в первом классе  было 2 победителя в предметных олимпиадах, во втором классе количество победителей выросло до 6 человек, а некоторые дети имеют дипломы победителя по нескольким предметам. Результаты  вы видите на экране.

Оценка эффективности реализа.

 Таким образом, число учащихся  у которых наблюдается формирование основных ключевых компетенций с каждым годом растёт.

Я провела диагностику и  на вопрос: что даёт вам применение исследовательской деятельности  на уроках, дети ответили:

-   уроки стали интереснее  - 86%,

-   лучше понимаем тему - 65%

- понравилось искать ответ на вопрос в дополнительных источниках информации-55%

-  узнаем много за рамками учебника - 45%;

-  появилась возможность проявить себя - 26%;

- исчезает страх при выступлении  перед классом -23%.

По результатам  опроса, можно сделать вывод о том, что применение технологии исследования положило начало формированию основных  ключевых компетенций у младших школьников .  Результат представлен на экране.

Перспективы деятельности

Подводя итог моей работы, я  отмечу, что  результативность определяет задачи на будущее:  я буду продолжать работать таким образом, чтобы результаты предыдущей деятельности закрепить и усовершенствовать, чтобы выпускник начальной  школы  перешёл в среднее звено с большим багажом знаний, умений и навыков.                        

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Инновационный педагогический проект "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников".

Материал содержит информацию об опыте работы учителя начальных классов по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"....

Выступление " Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"

доклад на педагогической мастерской" Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения"...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...

Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.

В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классо...