«Аттестация педагогических кадров в условиях введения профстандарта: подходы, проблемы, решения»
статья по теме

Агальцова Юлианна Владимировна

Аттестация педагогических кадров в условиях введения профстандарта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 В сравнении с действующим «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» в Профстандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщённые трудовые функции (А, Б) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования представленные в разрезе специализации педагогических работников.

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей и состоит из 4 разделов:

I.. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

- обучение;

- воспитательную работу;

-развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);

- профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в начальной школе, на дошкольном уровне образования; в основной и средней школе;

- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка; учителя математики.

Внедрение профстандарта «Педагог» приведёт к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями,  осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего  общего образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, новых образовательных требований меняются и сами дети (обучающиеся), что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки как в организациях повышения квалификации (для практикующих педагогических работников), так и в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования (для будущих педработников), подходов для проведения аттестации педагога. Профессиональный стандарт, устанавливая определенную свободу в действиях, повышает и ответственность педагога за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Профессиональная деятельность педагога должна оцениваться только комплексно:

- профессиональный стандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога;

- аттестация - в качестве инструмента для проведения оценки результативности деятельности педагога на соответствие требованиям профстандарта;

- «эффективный контракт» - в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач конкретной образовательной организации.

Задачи аттестации по новому порядку расширились и появились такие как:

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их педагогической работы.

Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения  в образовательный процесс любых учеников:

  • со специальными потребностями в образовании;
  • одарённых учеников;
  • учеников, для которых русский язык не является родным;
  • учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Педагог обязан эффективно  вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Педагог должен уметь:

  • формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.
  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

 Учитель, воспитатель должны обладать личностными качествами,  неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества.

Введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации:

  • Устав;
  •  должностные инструкции учителей и воспитателей;
  •  коллективный договор;
  •  правила внутреннего трудового распорядка;
  •  положение об оплате труда. положение о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др.
  • заключение трудовых соглашений в формате эффективного контракта
  • регламент проведения аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности;

Разработка внутриорганизационного стандарта:

  • организация работы рабочей группы (временного трудового коллектива) по разработке внутриорганизационного профессионального стандарта на основе:
  •  особенностей миссии образовательной организации;
  •  особенности основной образовательной программы образовательной организации в части, формируемой участниками образовательных отношений
  • особенности контингента обучающихся в данной образовательной организации;
  • особенности педагогического состава образовательной организации;
  • особенностей организационной культуры  образовательной организации др.
  • организация всестороннего обсуждения внутриорганизационной модели профессионального стандарта

Технологии:

  • Самостоятельное ознакомление с Профстандартом под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.
  • Рассмотрение содержания Профстандарта на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации  учителем в условия конкретной деятельности.
  • Обсуждение путей реализации Профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.
  • Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе  педагогов  на Профстандарт.

В образовательных организациях необходимо провести:

1.Самоанализ  уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям Профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется,  как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.

2. Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне  образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.

3. Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям Профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.

4. Совместное  обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление т.н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет.

Формы реализации введения Профстандарта:

  • самообразование,
  • целевые курсы,
  • курсы переподготовки,
  • педагогические советы,
  • работа в мастер-классах,
  • круглые столы,
  • производственные совещания и т.д.

Реализация принципов организации деятельности школы, направленной на профессиональное развитие учителей, осуществляется в основном через делегирование полномочий, разработку системы поощрений педагогических инициатив и создание системы корпоративного обучения, которое является мощным источником и стимулом профессионального роста педагогов современной школы.

Основными направлениями методической работы являются:

- изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов;

- деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами);

- выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива;

- инновационная (научно-исследовательская) деятельность;

- обеспечение участия педагогических работников в конкурсах различного уровня: фестивалях конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального роста;

- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров;

- корпоративное обучение.

Важной «точкой профессионального роста» педагога является потенциал муниципальной среды: школа принимает активное участие в работе городских педагогических сообществ, научно-методических семинаров, осуществляет тесное сотрудничество с другими учреждениями в рамках сетевых сообществ.

Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно осуществить  посредством  внутреннего и внешнего аудита.

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит — это оценка  с привлечением специалистов аудиторской фирмы  для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов   обучения, воспитания и развития обучающихся.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей  выступают сами обучающиеся и их родители.

Безусловно, введение нового профессионального стандарта задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, в том числе повышения квалификации. Несмотря на то, что стандарт рассматривается как стратегический документ, подготовка педагогов для образовательной деятельности в соответствии с его требованиями начинается уже сегодня.

Сегодня же появился документ, который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Презентация «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

В презентации представлены материалы о проблемах преемственности между ДОУ и начальной школой, предложены пути их решений....

Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Начальная школа начинается с предшкольного образования. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, с...