статья "Методы мотивации и стимулирования обучающей деятельности на уроках в младшей школе".
статья (2 класс) по теме

Кузнецова  Елена Валерьевна

В статье рассматривается мотивация, как основа успешности учебного процесса.  Описываются уровни мотивации и средства её повышения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы мотивации и стимулирования обучающей деятельности на уроках в младшей школе.

                                                         Кузнецова Елена Валерьевна

                                                                        Учитель начальной школы

                                                                       ГБОУ СО школа № 46

В школе есть проблемы, со временем не теряющие своей актуальности, и одна из них это создание у учащихся интереса к обучению. С решением этой проблемы напрямую связана результативность обучения, как в начальной, так и средней и старшей школе.

Практика показывает, что учащиеся неодинаково усваивают один и тот же материал, так же различны и их практические навыки и умения. При этом учащиеся получают одинаковую информацию, их уроки ведёт один и тот же учитель. Ясно, что на успешность обучения детей влияет уровень их подготовленности к восприятию новой информации, но кроме этого, наблюдения педагогов и психологов говорят о том, что во многом успешность обучающей деятельности зависит от того, что побуждает эту деятельность, то есть от мотивов деятельности. Следовательно, чтобы повысить результативность обучающей деятельности, учителю следует развивать учебную мотивацию, предварительно выявив её уровень, а также «зоны ближайшего развития» у каждого ученика и класса в целом.

Что же такое мотивация? Мотивация – это важнейший компонент учебной деятельности, совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей её деятельностью. Выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий сформированности личности учащегося. По отношению к учебному процессу это означает, что ребёнок получает удовольствие от учебной деятельности и её результатов.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень – высокий, присутствует у детей с выраженным познавательным мотивом, такие учащиеся стремятся четко выполнять указания учителя, они добросовестны и ответственны, стремятся получать высокие отметки.
  2. Второй уровень – хорошая учебная мотивация, позволяющая такому учащемуся успешно справляться с учебной деятельностью.
  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких учеников своей внеучебной деятельностью, например, общением с одноклассниками, при этом познавательные мотивы мало сформированы и учебный процесс не кажется им интересным.
  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация, эти учащиеся с неохотой идут в школу, на уроках они отвлекаются и занимаются посторонними делами. Они испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Адаптация к школе протекает у них тяжело.
  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, эти учащиеся не могут адаптироваться к школе. Они испытывают очень серьёзные трудности и в учебной деятельности, и в общении с одноклассниками, и в общении с учителем. Могут воспринимать школу, как враждебную среду. Всё это может быть  вызвано некоторыми отклонениями в нервно-психологическом развитии, и каждый такой случай индивидуален и требует отдельного внимания педагога и психолога.

Таким образом, учитель сталкивается с проблемой развития и поддержания уровня учебной мотивации, способствующей успешной учебной деятельности. Центром этой проблемы является формирование у учащихся интереса к познавательной деятельности. Каким же образом можно его сформировать?

Учителю следует всячески поощрять активность и самостоятельность на уроке, обучать через введение в качестве компонентов урока:  проблемного вопроса, проблемной ситуации, чередовать методы обучения, использовать для создания заинтересованности новый материал, поддерживать доброжелательную атмосферу в классе, отмечать сильные стороны учеников и акцентировать своё внимание и внимание учеников именно на них.

В процессе формирования мотивации к обучающей деятельности, как у отдельного ученика, так и у класса происходит её изучение и диагностика, выявляются дальнейшие резервы развития, а также «проблемные зоны», что позволяет учителю в дальнейшем совершенствовать организацию учебного процесса.

И конечно, остается актуальным, кроме различных форм и методов работы, создающих хорошую учебную мотивацию, поддержание в классе благоприятного психологического климата. Это опора на похвалу, на одобрение, на доброе обращение по имени, на доброжелательную атмосферу в коллективе учащихся, на привлечение внимания к успешности и сильным сторонам учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...

“Отношение школьников к учению. Мотивация и стимулирование учебной деятельности ”

О сущности и происхождении мотивации поведения и деятельности человека.Мотивы и типы мотивации учения младших школьников.Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.Постановка целей ст...

«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»

В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении,  в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок ста...

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать вниманиеучащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимостьили пользу изучения материала...

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.

Создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе - важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах....

Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе

Виды функциональной грамотности обучающихся, формируемые на уроках в начальной школе...

Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе»

Тема Школьного Методического Объединения учителей начальных классов: «Практические пути использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению обучающихся с интеллектуал...