«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»
статья на тему

В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении,  в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Рассматриваются принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерманом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Романцова Е.Е., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №546 Красносельского района

Санкт – Петербург

«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»

Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным.

    Оценка является одним из компонентов учебной деятельности: ее регулятором, показателем результативности.

Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появлении идеи безотметочного обучения.

Было бы преждевременно говорить о том, что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем уже определили и сформулировали некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из которых имеет свой критерий оценивания.

Содержательное самооценивание непрерывно от умения контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие ученику и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки.

Оценка высших достижений является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам, поэтому вопрос о введении высших достижений должен решаться осторожно и индивидуально. Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерман:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки.

4. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.

6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом.

8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система.

Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии “учебное портфолио”. При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определенных информативных технологий.

Таким образом, мы не отбираем у учащихся два основных действия (контроль и оценку), без которых учебной деятельности не будет, а постепенно от класса к классу формируем как необходимые условия учебной деятельности. Субъектность оценки требует ответственности ученика за правильность используемых критериев и адекватность своей оценки осваевомому общему способу.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.

Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем: график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отраженный в дневнике достижений), рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития. Дневник индивидуальных достижений и Листы учета и контроля дают учителю всю необходимую информацию: как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и в целом класс поставленных задач, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причем гораздо более информативную, чем это позволяют отметки. Такая схема трудоемка, но она лучше отвечает задачам личностно-ориентированного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в оценке качества образования.

Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса....

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Сводная таблица комплексного подхода к оценке результатов образования обучающихся 2 класса

Система оценки  с учетом группы результатов,процедур,вида диагностики,инструментария,форм фиксации,форм оценивания,место представления,использование результата учителем...

Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики.

Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики....

Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка

Статья: "Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка" .     Систему оценки качества образования в контексте современного урока русс...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Внутренний контроль в системе оценки качества образования обучающихся в начальной школе

Начальная школа – стартовая. От того, насколько ребенок полюбит и научится учиться в этот период, во многом зависит успешность его дальнейшего образования. Поэтому главная цель образовательного ...