Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Статья: "Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка" .

     Систему оценки качества образования в контексте современного урока русского языка рассматривают как систему, включающую различные направления деятельности: качество образовательного процесса, качество результатов и качество условий обеспечения образовательного процесса. Качество образовательного процесса зависит от выбора современных технологий и степени владения педагогом данными технологиями. Среди современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников популярна технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Не менее важную роль в оценке качества образования на уроке русского языка имеет учёт достижений обучающихся. Одна из форм учёта учебных достижений обучающихся – это создание портфолио (Портфеля достижений каждого школьника).


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_k_otsenke_kachestva_obrazovaniya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Моисеева Людмила Николаевна,

                                                                     учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 527

                                                                      Невского района Санкт-Петербурга

Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка

    Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна.

    Систему оценки качества образования в контексте современного урока русского языка рассматривают как систему, включающую различные направления деятельности: качество образовательного процесса, качество результатов и качество условий обеспечения образовательного процесса.
 Качество образовательного процесса зависит от выбора современных технологий и степени владения педагогом данными технологиями.

    Среди современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников популярна технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

   С технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности я познакомилась на курсах повышения квалификации, на которых преподавала Л. Г. Панфилова. Это было более 10 лет назад, с тех пор использую в своей профессиональной деятельности. Применение данной образовательной технологии способствует эффективному формированию и развитию метапредметных, личностных и предметных умений.

   ТРИИК нацелена на формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий, таких как: слушать и слышать собеседника; адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия; учитывать разные мнения и действовать согласованно; строить монологические высказывания и вступать в диалог.

     Методологической основой данной технологии являются подходы: развивающий, системно-деятельностный, логико-информационный, компетентностный.  

    Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет поэтапную организацию освоения учебной информации в рамках учебного процесса (схема ТРИИК).

I этап – самоопределение в деятельности;

II этап – учебно-познавательная деятельность;

III этап – интеллектуально-преобразовательная деятельность;

IV этап – рефлексивная деятельность.

Каждый блок представляет цикл (горизонтальная система) пошагового выполнения системы учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

  • на 1 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» – освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
  • на 2 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» - обоснование приобретенного знания;
  • на 3 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения» - применение приобретенного знания и понимания;
  • на 4 шаге – организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения содержательного блока.

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности позволяет концентрировать внимание обучающихся, развивает внимание, речь, логическое мышление, что позволяет младшим школьникам быть успешными в образовательном процессе, применять алгоритм ТРИИК и вне урока, т. е. способствует формированию метапредметных умений.

Не менее важную роль в оценке качества образования на уроке русского языка имеет учёт достижений обучающихся.

Одна из форм учёта учебных достижений обучающихся – это создание портфолио (Портфеля достижений каждого школьника).

Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».

Данная педагогическая технология предполагает:

  • смещение акцента с того, что ребёнок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос акцента с оценки на самооценку, т. е. эта форма наиболее приближена к реальному оцениванию;
  • профилактику предвзятого отношения к ребёнку.

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

  1. Постоянно поддерживать высокую мотивацию детей;
  2. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможность обучения и самообучения;
  3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
  4. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и коммуникативную деятельность;
  5. Содействовать индивидуализации образования школьников;
  6. Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Основные принципы оценки качества достижений учебной деятельности обучающихся:

  • единая процедура и технология;
  • достоверность используемых данных;
  • соблюдение морально-этических норм при сборе информации.

Система учёта достижений обучающихся включает:

  1. достижения в области личностного развития;
  2. достижения в области социального развития;
  3. достижения в области общекультурного развития;
  4. достижения в области интеллектуального развития;
  5. достижения в области коммуникативного развития.

Структура портфолио:

  1. Сведения о владельце портфолио;
  2. «Портфолио документов» (грамоты, дипломы и т.д.);
  3. «Портфолио работ» (творческая книжка с приложением работ, электронные документы и т. п.);
  4. «Портфолио отзывов» (отзывы, рекомендательные письма, резюме и др.);
  5. Сведения об участии в предметных конкурсах и олимпиадах;
  6. Образовательный рейтинг обучающегося;
  7. Ранжирование результатов (результаты);
  8. Изучение программ дополнительного образования;
  9. Итоговый балл рейтинга учебной деятельности обучающегося.

Литература

1. Матвеева Т. Е., Сапон С. А., Панфилова Л. Г. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности - современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54024.htm.

2. Морозова О. Е. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС - https://lusana.ru/

3. Панфилова Л. Г. Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». № 2.  2015. – С. 72-76.

4. Распоряжение от 03.07.2019 №1987-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской РСОКО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в оценке качества образования.

Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса....

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...

«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»

Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....

«Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока в начальной школе»

В данной статье говорится об особенности процедуры оценивания при безотметочном обучении,  в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке,несовпадение этих двух оценок ста...

Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики.

Новые подходы к оценке качества образования : контекст современного урока математики....