Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
статья на тему

Корниенкова Крестина Ивановна

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  

                                                                                                                                   К. Д. Ушинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Корниенкова К.И.,  

учитель  начальных классов

ГБОУСОШ№2 Приморского района  Санкт-Петербурга

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока   русского языка.

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  

                                                                                                                                   К. Д. Ушинский.

Слова К.Д. Ушинского отражают всю суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. «Урок», на практике, становится «занятием». Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

Учитель - исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель». Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества. Учитель чётко и точно формулирует задания. Цели урока задаёт с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; используют разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; не даёт новые знания ученикам в готовом виде; не повторяет задание 2 раза; не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам; не повторяет то, что уже сказали ученики; владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы; предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза, т.е.  импровизирует, подбирает комплексные задания. Иными словами - использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.

*Личностные результаты:  говность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность  основ гражданской идентичности.

*Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

*Предметные: освоенный обучающимися опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты образования являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся,  метапредметные - в основном инструментальных, предметные - когнитивных.

В этом и заключается принципиальное отличие школьных стандартов нового поколения - их ориентация на развитие личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность  в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.           Например, используя современные технологии на уроках русского языка, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания. А так же, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они "открывают" в результате применения и использования уже известных способов, действий и имеющихся знаний. Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики "Проверь себя", содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура, общая цель - ее конкретизация, в начале каждого урока (или раздела) русского языка - реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) русского языка - творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД школьника.

Проблемный характер урока можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц, как формы предъявления лингвистической информации.

В отличие от традиционного, современный урок русского языка дает возможность учащимся, как уже было сказано ранее,  самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Каждый учитель определяет для себя формы, методы и приемы технологий, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и занятия учащихся будут качественными.

 Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока - урок - исследование языкового явления. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект (как вторичный текст). Опорный конспект может представлять собой рисунок или схему, иногда - таблицу. Составлять опорный конспект - одно из важных учебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

Отметим, что самой популярной педагогической технологией в современном преподавании русского языка (как и других предметов) стал метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока.

Таким образом, можно сделать вывод, что новые результаты образования диктуют условия и формируют (проектируют) структуру современного урока русского языка (как и других предметов), поскольку, традиционная форма урока лишь в малой степени способна решить поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».

В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»

laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...

Проектирование технологической карты современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....

Новые результаты образования как основа проектирования современного уроках литературного чтения.

В статье представлены результаты современного подхода в образовании...

Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка

Статья: "Новые подходы к оценке качества образования: контекст современного урока русского языка" .     Систему оценки качества образования в контексте современного урока русс...

Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе

Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...