Программа "Хотим всё знать!"
методическая разработка на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Программа развития интеллектуальных способностей

младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

«Хотим всё знать!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hotim_vsyo_znat.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

развития интеллектуальных способностей

младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

«Хотим всё знать!»

Разработчик  программы

 Полынцева Ирина Николаевна,

методист МБОУ СОШ №4

Сургут, 2014

Сделать ученика способным к саморазвитию –

вот жизненный принцип педагогики.

Вентцель

Актуальность создания программы.

  • Показатель качества обученности учащихся начальных классов МОУ СОШ № 4 находится на низком уровне.
  • Результаты участия учащихся в школьных, городских, Всероссийских олимпиадах и конкурсах говорят о низком интеллектуальном уровне школьников.
  • Анализ школьного образования показывает, что интеллектуальное развитие у многих детей значительно отстаёт от темпов роста объёма знаний.

Тезис программы

Потенциально талантливы все люди, дело лишь в том, чтобы эти таланты раскрыть.

Цель программы:

помочь учащимся младшего школьного возраста в развитии их интеллектуальных способностей через участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, тем самым достигнуть уровня качественной успеваемости на начальном уровне образования не менее 50% в конце учебного года.

Задачи:

  1. Обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся младшего школьного возраста к активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад.
  2. Мотивировать у учащихся потребность к развитию своих интеллектуальных способностей, к расширению кругозора.
  3. Развивать познавательные способности школьников: восприятие, воображение, логическое и творческое мышление с помощью специальных заданий на уроках и занятиях внеурочной деятельности.
  4. Совершенствовать педагогическое мастерство в области развития интеллектуальных способностей младшего школьника.
  5. Обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.

Участники программы

  • Обучающиеся начальных классов.
  • Учителя начальных классов, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, работающие в начальной школе.
  • Родители обучающихся.

Ресурсное обеспечение

1.Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО от 06.10.2009 №373.
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в  интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 №160-п (ред. от 08.06.2012) «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года».
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2013 №64-п «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на 2013-2015 годы».

2.Кадровые ресурсы  

Педагогический состав: учителя начальных классов, учителя внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования

Специалисты: методист, педагоги-психологи, учитель-логопед, социальные педагоги.

3.Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса

ТСО: интерактивный комплекс в учебном кабинете; МФУ (принтер, сканер, копир); музыкальный центр; диктофон; экспозиционный экран, маркерная доска; классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Дидактический материал.

Учебно-методическая литература.

4.Информационные Internet-ресурсы:

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru - сайт конкурсов для школьников;

http://russian-kenguru.ru/konkursy/russkii-medvezhonok - сайт интеллектуальных конкурсов для школьников;

http://www.olimpus.org.ru/olimpusik - сайт общероссийских олимпиад;

http://nic-snail.ru/calendar/mezhdunarodnyy-konkurs-igra-po-russkomu-yazyku-zh - сайт Центра "Снейл" - дистанционных конкурсов и предметных дистанционных олимпиад для школьников и учителей;

http://znanika.ru/contests - Электронная школа Знаника является организатором всероссийских конкурсов по трём дисциплинам школьной программы: математике, русскому языку и информатике;

http://centrtalant.ru/Default.aspx - сайт Центра поддержки талантливой молодежи, и др.

Сроки – учебный год.

Организация деятельности по программе осуществляется каждый учебный год.

Планируемые результаты

  • Стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной деятельности.
  • Осознание учащимися ценности знаний и необходимости их расширения.
  • Увлечение каким–либо предметом учебного плана и видом внеурочной деятельности.
  • Активное участие младших школьников в интеллектуальных конкурсах, играх, проектах.

Критерии результативности

  • Активность учащихся во внеурочное время и вовлечённость в систему дополнительного образования.
  • Результат качественной успеваемости младших школьников.
  • Обязательное участие младших школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.
  • Удовлетворённость родителей развитием познавательной активности учащихся.

Показатели результативности.

  • Охват детей - не менее 80% от количества учащихся 1-4 классов.
  • Показатель не ниже 50%.
  • Наличие победителей, призеров олимпиад, викторин, интеллектуальных конкурсов.
  • Высокий уровень удовлетворённости родителей развития познавательной активности учащихся.

Средства диагностики

  • Статистический учёт и анализ занятости учащихся во внеурочное время, в том числе и дополнительным образованием.
  • Анализ общей и качественной успеваемости на начальном уровне образования.
  • Анализ участия младших школьников в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, викторинах и др.
  • Методика Е.Н.Степанова «Удовлетворённость детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения».

Планирование деятельности

  • Один раз в год: конкурс «Кенгуру», «Русский Медвежонок», научно-практическая конференция «Лестница успеха», городские олимпиады, смотр знаний на параллели.
  • Один раз в полгода: школьные олимпиады, участие в интернет-конкурсах и марафонах, викторинах, выставках.
  • Один раз в четверть: анализ успеваемости и качества обученности учащихся, родительские собрания, классные интеллектуальные игры.
  • Еженедельно: занятия в кружках, секциях, факультативах.
  • Ежедневно: использование на уроках развивающих заданий и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"

Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

Внеклассное мероприятие «Правила дорожные будем твёрдо знать» .

Мероприятие о правилах дорожного движения...

Что должен знать ребенок о нравственном поведении

Сравните свои представления о воспитании нравственного поведения у ребенка и мнение авторов статьи. Взгляните на эту проблему с другой стороны. Помогите своему ребенку....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Классный час "Хочу знать! Правила дорожные знать каждому положено!"

класный час  в начальной школе"Хоху знать! Правила дорожные знать каждому положено!"...