Использование электронно - образовательных ресурсов в начальной школе
статья на тему

Быструшкина Ольга Леонидовна

Использование электронно -  образовательных ресурсов

 в начальной школе:

- статья

-презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование электронно -  образовательных ресурсов

 в начальной школе

«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,

и я запомню, вовлеки меня – и я пойму»,

- гласит китайская мудрость.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.

Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.

Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:


1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников.
2.Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.
3.Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.
4. Снижению дидактических затруднений у учащихся.
5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.
6. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Электронный образовательный ресурс -  образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР:

- по типу среды распространения и использования

- по виду содержимого контента

- по реализационному принципу

- по составляющим входящего контента

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей:

  • Мультимедийность
  • Моделирование
  • Интерактивность

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы.

 В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

   Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

На своих уроках я стараюсь применять различные  Интернет-ресурсы:

  1. Компьютерные тренажёры

Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках, при проведении устного счёта на уроках математики.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в  следующем:

быстрая обработка результатов,

определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)

объективность оценки учащегося.

2.  Игры,кроссворды(«Найди отличия», «Найди числа от 10 до 100» и т.д).

3. Мультимедийные презентации к различным урокам

4. Электронные тесты (на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока)

5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями.

6. Учебные видеофильмы

7. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы. Проектная деятельность (2,3,4 класс)

8. Музыкальная коллекция (классической музыки)

Где можно скачать интернет – ресурсы ?

- Федеральные коллекции:  Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

- Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)

- Сайт «Открытый класс»

- http://school-collection.edu.ru/catalog/

- http://www.edu.ru/

- http://www.rusedu.ru/

- http://www.viki.rdf.ru/

- http://pedsovet.su/load/

- www.mir-konkursov.ru,

- http://www.musik.edu.ru

- http://nachalka.seminfo.ru

- http://www.openclass.ru/node/

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен стать координатором информационного потока. Для этого, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, потому что мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Применяя в начальной школе все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и тестирующие системы и др. – учитель начальных классов использует систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Практически на любом предмете в начальной школе можно применить компьютерные технологии. Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Педагогу необходимо выбрать такой ЭОР, который позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР делает урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Использование ЭОР в начальной школе открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Но в настоящее время эти возможности ограничены тем, что школьные программы, методики и критерии оценки знаний отстают от уровня и скорости развития современного общества, экономики, промышленности. Для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов необходимо развивать и поддерживать сетевые образовательные сообщества педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.

Безусловно, компьютер не может заменить учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Задача учителя не в том,

чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том,

чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

 Константин Кушнер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование электронно - образовательных ресурсов в начальной школе учитель начальных классов Быструшкина Ольга Леонидовна

Слайд 2

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. « Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму», - гласит китайская мудрость.

Слайд 3

Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

Слайд 4

1. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников . 2.Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе . 3.Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения . 4. Снижению дидактических затруднений у учащихся . 5. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции . 6. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует

Слайд 5

Электронный образовательный ресурс - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР ЭОР по типу среды распространения и использования по виду содержимого контента по реализационному принципу по составляющим входящего контента электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы; мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения; Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы , ресурсы для «электронных досок»; лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Слайд 7

Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Слайд 8

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих возможностей: Мультимедийность Моделирование Интерактивность

Слайд 9

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы . В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Слайд 10

И спользование ЭОР в личной практике: Компьютерные тренажёры (Математика1 – 4 класс, русский язык 1 – 4 класс, окружающий мир 1 – 4 класс,«Отличник ») 2. Игры, кроссворды («Найди отличия», «Найди числа от 10 до 100» и т.д ). 3. Мультимедийные презентации к различным урокам , а также физминутки 4. Электронные тесты (на этапе актуализации знаний или при подведении итогов урока

Слайд 11

И спользование ЭОР в личной практике : 5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями. 6. Учебные видеофильмы, мультфильмы 7. Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы. Проектная деятельность (2,3,4 класс) 8. Музыкальная коллекция (классической музыки)

Слайд 12

Федеральные коллекции: Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://www.fcior.edu.ru

Слайд 14

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В 2006 году был запущен портал (www.school-collection.edu.ru), объединяющий ресурсы, созданные в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров. Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин. Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, функционирующем на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ « Информика », размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.

Слайд 15

Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов , все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. В настоящее время в хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, функционирующем на базе дата-центра ФГУ ГНИИ ИТТ « Информика », размещено более 110 тысяч ресурсов практически по всем школьным предметам.

Слайд 16

РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ (www.school.edu.ru) был создан в 2002 году и за время своего существования успешно развивался как в плане предоставляемых сервисов, так и с точки зрения информационного наполнения. Одним из основных компонентов портала является Каталог интернет-ресурсов , содержащий аннотированные описания образовательных интернет-ресурсов для дошкольного и общего (среднего) образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации педагогов и методистов.

Слайд 17

Тематические коллекции являются собственными ресурсами портала, ориентированными на удовлетворение образовательных потребностей пользователей и предназначенными для использования в практической педагогической работе. Коллекции включают полные тексты литературных произведений и исторических документов , иллюстративный материал по истории, живописи, архитектуре, аудио- и видеоматериалы , а также сборники диктантов по русскому языку, опытов по физике и химии, комментариев по законодательству в образовании, проводится полнотекстовый поиск с учетом морфологии (словоформ русского языка).

Слайд 18

В настоящее время на портале представлены следующие коллекции: Естественнонаучные эксперименты ( http://experiment.edu.ru ). Исторические документы ( http://historydoc.edu.ru ). Русская и зарубежная литература для школы (http://litera.edu.ru). Мировая художественная культура (http://artclassic.edu.ru). Музыкальная коллекция (http://music.edu.ru). Право в сфере образования (http://zakon.edu.ru). История образования ( http://museum.edu.ru ). Диктанты – русский язык ( http://language.edu.ru ).

Слайд 19

Сайт Открытый класс

Слайд 20

ЕК ЦОР http: //school-collection.edu.ru Детские электронные презентации и клипы http: //viki.rdf.ru/ Дистанционная поддержка УМК А.Л. Семенова, Т.А. Рудченко http: //nachalka.seminfo.ru Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http: //nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521 http: //nachalka.school-club.ru/about/193/ Онлайновые разработки (развивающие игры, кроссворды) http: //www.nachalka.com/igrovaja Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http: //www.openclass.ru/node/234008

Слайд 21

Применение ЭОР дает учителю экономию времени на уроке, повышенную мотивацию обучения, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов, привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Слайд 22

В свою очередь для ученика ЭОР содействует росту успеваемости по предмету, позволяет проявить себя в новой роли, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делает занятия интересными и развивает мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Слайд 23

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. Константин Кушнер .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)

Использование электронных образовательных ресурсов является хорошим помощником учителю при подготовке и проведению урока, в соответствии  с новыми требованиями . Также хороший помощник для учащих...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электрон...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцик...

Использование электронных ресурсов в начальной школе.

Использование  электронных ресурсов в начальной школе....

Особенности использования электронных УМК в начальной школе.

Электронные учебно-методические комплексы в начальной школе позволяют объединять разнообразные учебные средства (технические, организационные, методические). Они предназначены для оказания помощи ...