Роль домашнего чтения в сохранении семейных ценностей. Доклад.
статья на тему

Доклад о необходимости совместного с детьми домашнего чтения с перечнем рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_11.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Роль домашнего чтения в сохранении семейных ценностей[1]

Доклад для шестых городских Рождественских образовательных чтений .

     

Согласитесь, что самое популярное и вместе с тем самое тревожное слово в последнее время – это слово «кризис». Несомненно, оно имеет однозначное отрицательное значение и его синонимами являются слова: « неблагополучие», «нестабильность», «неизвестность»…

Что же такое «кризис» ? Толковый словарь: «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние, острое затруднение, тяжелое положение.»

А вот  в письмах к духовным чадам Святителя Николая Сербского, опубликованных еще в  30-е годы ХХ века, такой ответ Священника на вопрос о том, что такое «мировой кризис»: «Кризис – слово греческое и означает суд. Бог допускает его, чтобы люди стали духовнее. По грехам и кризис. Бог использовал современные средства, ударив по современным людям: ударил по банкам, по финансам, валюте. Произвел небывалую панику среди купцов и менял. Поднимаются, волнуются, пугаются. Богом сделано так, чтобы гордые головы пробудились, опомнились, больше бы думали о своих душах. Говори и ты «суд божий» вместо «кризис» - и все тебе будет понятно».1

Значит, первопричиной всякого кризиса является потеря духовности.

Кризисы бывают разных масштабов: от мировых до семейных. Кризис семейный наступает с потерей семейных ценностей. Как его предотвратить? Как о нем предупредить вовремя? Тема семьи сегодня стала главной неслучайно, современное общество переживает кризис семейных ценностей.

Я – учитель начальных классов. Работаю с детьми младшего школьного возраста, непосредственными, искренними. По их настроению и поведению нетрудно догадаться, в какой семье они воспитываются, да они и сами расскажут, что хорошо, что плохо в их семьях.  .К сожалению, все чаще и чаще встречаешься с молодыми, но уже проблемными семьями. Самое главное: решая, как говорят родители, свои личные проблемы не при ребенке, они не понимают, как ребенок исподволь становится заложником их отношений.

А ведь период обучения ребенка в начальной школе – это самое время быть семье крепкой. Это время пристального внимания к нему, понимания его возрастных особенностей. Это время его первой осознанной гордости за свою семью, потому что это время праздников, походов, соревнований, в которых принимают участие дети вместе со своими родителями.

Наконец, это время первых детских проступков, ошибок, справиться с которыми удается лучше всего дома, в семье.

Что же является семейными ценностями по мнению современных родителей, то есть той духовной опорой, которая убережет семью от кризиса?

Приведу мнение одного из родителей, которое объединяет ответы многих: «Семейные ценности – это доброта, взаимопонимание, любовь всех членов семьи, взаимопомощь». Вот, пожалуй, основное: главная семейная ценность – это создание дома, как крепости, где ты найдешь защиту, где тебя ждут, поймут, помогут.

Но ведь понять, помочь надо суметь. Православные семьи, воцерковленные, - под покровом веры, советов духовных отцов, молитвы, таинства исповеди…

Светские, а их все-таки большинство, – обращаются за помощью к учителю, психологу. Мы – к классической литературе, нравственные уроки которой очень помогают решать многие сложные вопросы. И вот  уже накопился собственный практический опыт работы общения с родителями, которым хочется поделиться.

Традиционно одно из родительских собраний в начале года посвящаю «чтению вслух» рассказа Антона Павловича Чехова «Дома». Читаю сама, не даю «домашнего задания», чтобы прочитанное тут же обдумалось и обсудилось. Напомню краткое содержание рассказа. Прокурор окружного суда, узнав, что его семилетний сын курит, пытается объяснить ребенку, что это плохо. Он беседует с мальчиком и понимает, что «логикой и моралью ничего не поделаешь» и приходит к выводу: «У него(ребенка) в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер». И отец, укладывая Сережу спать, сочиняет сказку, которая производит на мальчика сильное впечатление. А Евгений Петрович вспомнил себя самого, «почерпавшего житейский смысл  из басен, романов, стихов…»

Действительно, как важно найти форму общения, посредством которой донести до сознания ребенка нравственные ценности. Для этого нужно всего лишь встать с ребенком на одну ступеньку, а не читать нотации и нравоучения.

Почему же рассказ называется «Дома» ?

- Речь идет о ценности такого дома, где царит любовь, уважение друг к другу, где, принимая решения, руководствуются желанием понять каждого;

- Оказаться дома мальчику – это значит понять отца, который нашел соответственно его возрасту форму общения – через придуманную сказку.

После прочтения и обсуждения рассказа молодым родителям открывается:

- огромная роль семьи в воспитании ребенка;  

- роль выбора правильной, соответственной возрасту, поэтому действенной формы общения с ребенком.;

- наконец, открывается и понимается роль «домашнего семейного чтения «  вслух произведений художественной литературы.

«Испокон века книга растит человека» - гласит народная мудрость, не давая забыть о важности чтения с самого раннего возраста. А ведь чтение вместе – это и есть общение. Традиция семейного чтения очень важная часть в системе семейного воспитания.

Но нужно понимать, семейное чтение – это не проверка родителями техники чтения, умения пересказать прочитанный текст, это обсуждение и размышление о прочитанном, разговор по душам на тему прочитанного. Оно дает возможность поспорить, поплакать или посмеяться вместе и увидеть друг друга по-новому. Это важнейший и лучший, на мой взгляд, способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное. Ведь беседы о добре и зле , о плохом и хорошем, лучше вести на примере литературы.

В учебной хрестоматии определены произведения для слушания. Их рекомендую для семейного чтения и обсуждения с детьми. Например, сказка Л.Н.Толстого « Два брата», где  очень просто, понятно автор  говорит о серьезных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому что по-разному понимают люди, в чем смысл жизни и в чем счастье. Замечательный рассказ А.Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того хочешь» ». Библейское предание «Блудный сын» и т.д.

Мы поддерживаем крепкую связь с детской городской библиотекой. Составлен список книг  .для семейного чтения.  Рекомендуют такие произведения, которые проникнуты любовью к человеку, раскрывают все богатство его духовного мира и притягивают мыслью о высоком назначении человека, верой в человека, в его способность победить все низкое и недостойное. Повесть Элинор Портер « Полианна» является классикой мировой литературы. Это история  11-летней девочки Полианны, которую после смерти родителей забирает на воспитание родная тетя. Из атмосферы родительской любви и глубокой веры в Бога девочка попадает в мир строгих правил и запретов. Но она не унывает даже в самых тяжелых жизненных ситуациях. И своим умением радоваться всему, что случается с ней в жизни, сначала удивляет, а потом и меняет жизнь буквально всех жителей маленького провинциального городка. Оказывается, еще при жизни отец научил девочку простой игре – уметь радоваться при любых обстоятельствах. Эту книгу мы обычно дарим ребятам на выпускной из начальной школы.

Итак, одна из главных семейных ценностей – взаимопонимание. Большую роль в сохранении этой ценности может сыграть возрождение традиции семейного чтения. Ведь книга вводит ребенка в мир, где добро побеждает зло, а взрослым, имеющим жизненный опыт, прочитанная книга – напоминание, как следует поступать в тех или иных жизненных ситуация, ведь это наверняка проверено в их жизни. Когда читают мамы и папы, бабушки и дедушки, когда читают дети, - это самые яркие моменты, объединяющие семью, память о них мы храним всю жизнь. Продолжение традиций семейного чтения – залог поддержания здоровой семейной атмосферы, передачи семейных традиций, укрепление связей между поколениями.

Примерный  список книг для семейного чтения.

М.Горький  Детство.

Л.Н.Толстой. Детство Никиты.

С.Аксаков. Детские годы Багрова-внука.

А.П.Чехов. Мальчики.

                     Каштанка.

Ю.Яковлев. Рыцарь Вася.

В.Короленко. Слепой музыкант.

А.Свирский. Рыжик.

М.Твен. Приключения Тома Сойера.

               Приключения Гекльберри Финна.

В.Катаев. Сын полка.

А.Раскин. Из рассказов маленького папы.

В.Крапивин. Колыбельная для брата.

А.Алексин. Повести.

В.Железников. Чучело.

                           Каждый мечтает о собаке.

А.Рыбаков. Кортик.

А.Ишимова. Рассказы о русской истории для детей.

Р.Погодин.Повести.

В. Голявкин. Повести.

В. Драгунский. На Садовой большое движение.

                           Денискины рассказы.

                           Детские повести.


[1]  Святитель Николай Сербский” Мир тебе и утешение от Господа( письма к духовным чадам)”  Клин 2001г. Стр.22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего чтения в сохранении семейных ценностей. Доклад.

Доклад о необходимости совместного с детьми домашнего чтения с перечнем рекомендуемой литературы....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

Роль книги и чтения в системе семейных ценностей

После прочтения книги или ее главы обязательно обсудите прочитанное с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Необходимо побудить его к рассуждения...

Доклад « Роль классного руководителя в сохранении здоровья учащихся»

Доклад «  Роль классного руководителя в сохранении здоровья учащихся»...

Доклад на тему: «Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями.»

В материале рассказывается о том, как формировать семейные ценности. Об особенностях работы с родителями....

Доклад на тему «Роль воспитателя в формировании у детей и подростков семейных ценностей в условиях школы-интерната»

      Семья - величайшая общественная ценность. В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений...