Доклад « Роль классного руководителя в сохранении здоровья учащихся»
материал (2 класс)

Голубева Ольга Владимировна

Доклад «  Роль классного руководителя в сохранении здоровья учащихся» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_kl._rukovoditelya_v_sohranenii.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Юцовская средняя общеобразовательная школа

(выступление на педсовете)

                                                               Учитель : Голубева О.В.

2018- 2019 учебный год.


        Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
     Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно традиционно привлекает пристальное и озабоченное внимание всех способных мыслить граждан. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
     «Укрепить здоровье человека в детстве, - говорил Сухомлинский, - не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, - это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок очарован красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, - значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа».
     Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически. Кроме того, важно научить его быть здоровым. Именно сегодня необходимо вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки обучающегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к нему, освоению практических навыков здорового образа жизни. Социальная важность и необходимость решения проблем укрепления здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и её государственной образовательной политики. В соответствии с Законами Российской Федераций «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» и «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении Российской Федерации, постановлениями правительства РФ №38 от 15 января 1992 г. и №1058 от 09 сентября 1996 г. общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
      В настоящее время уже проведенные многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования школьников убеждают педагогов и руководителей системы образования в необходимости принимать специальные меры по сохранения и укреплению здоровья школьников. Эти положения также вошли в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
      Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умение логично рассуждать и делать выводы.
       В решении задач образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников важная роль принадлежит классному руководителю. Целевой установкой воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя является: создание условий для гармоничного развития личности школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.
     Для обеспечения нормального физического здоровья школьников я работаю по нескольким направлениям. Цель моей работы:

· использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья человека;

· воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе.

      Этапами воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию школьников.
        Я знакомлю учащихся с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Учащиеся изучают научный материал по проблемам здоровья, пишут сообщения на эти темы. Выпущена целая серия стенгазет - молний «Экология здоровья».
Знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, культура приобретения навыков личной гигиены, полезных привычек необходимы нашим детям. Для решения этих задач проводились беседы и классные часы на темы: «Курить – здоровью вредить», «Гигиена человека – залог здоровья», «Разговор о гриппе», «Охотники за гриппом», «Еда из пробирки». Интересно проведены ролевые игры «Суд на алкоголем», «Суд над вредными привычками», на которых моделировались проблемные ситуации и были найдены оптимальные пути их решения.
      Как классный руководитель особое внимание я уделяю формированию культуры двигательной активности, поэтому проблем с посещением уроков физической культуры в моём классе не возникает. Ребята принимают активное участие во всех школьных спортивных мероприятиях: эстафетах, соревнованиях, игре «Зарничка»,  «Смотре строя и песни» и нередко занимают призовые места. Многие посещают спортивные секции и вне школы (футбол, борьба), танцевальные кружки.
   Как известно, одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.  Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

   Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Для этого я организую и провожу совместные спортивные мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну – ка, девочки!», «Рыцарский турнир». На спортивных мероприятиях родители – активные болельщики и помощники. Необходимо организовать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний. Например, «Здоровый образ жизни школьника», «Компьютер в жизни школьника. За и против», «Режим дня в жизни школьника». Семья и школа – это относительно самостоятельные воспитательные системы, имеющие каждая свою специфику, вместе с тем они являются звеньями всей системы воспитания.
    Для того чтобы взаимодействие классного руководителя со всеми субъектами процесса воспитания культуры здоровья школьников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами, как коммуникативность, увлеченность профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.
    Особенно важно, чтобы он обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.
В основу работы классного руководителя необходимо включить личностно-ориентированные принципы:
- ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
- учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины.
     Учитель организует работу, исходя из гуманистических принципов:
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
- ребенок учиться от другого ребенка, как и от учителя;
- ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
- ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.
   Таки образом, работа классного руководителя над проблемами физического и нравственного здоровья должна способствовать успехам в учебе и повышать уровень общего развития школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Презентация к докладу "Роль классного руководителя"

материал был представлен на конференции в Омской области, посвященной актуальным проблемам при переходе и введению ФГОС НОО...

Материалы МО. "Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни"

Материалы МО. "Роль классного руководителя в формировании  у учащихся навыков здорового образа жизни"...

Роль классного руководителя в индивидуальных достижениях учащихся

Данный материал раскрывает направления работы учителя, которые частично раскрывают основные аспекты для  индивидуальных достижений учащихся....

Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику при...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».

laquo;Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древниемыслители. Эта мудрость бесспорна, ...

Роль классного руководителя в формировании личности учащегося (Из опыта работы учителя начальной школы МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулируе...