Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"
материал по теме

Каргачинская Наталья Владимировна

 

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляла об­винения в том случае, если результаты воспитания были плачевны­ми. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, ког­да школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли се­мьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем бе­зответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            МБОУ ООШ №12

х. Казенно-Кужорского

Учитель начальных классов

Каргачинская Н. В.

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

     Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать при этом новые проблемы.

По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребенком и обществом.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объeктивных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10-11 классах, а в 5-6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении peбенкa, но и на всем образе его         жизни, его поступках и поведении в коллективе.

Взросление по-разному протекает у подростков, но если при этом вся его предшествующая жизнь в семье была полноценной в моральном плане, если его отношения со сверстниками не вызывали трудностей, то, как правило, серьезных осложнений переход во взрослую жизнь больших затруднений не вызовет ни у самого подростка, ни у людей, его окружающих. Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья? Как она может помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для самих родителей? В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка своего ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», - говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к крaxy детско-родительских отношений.

    Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, не показное и фальшивое, а искреннее и настоящее, которое формируется в раннем дeтcтвe, а ростки его дают свои всходы в подростковом        возрасте.

В подростковом возрасте ребенка очень часто школа выступает союзником родителей в совместном осуждении ребенка за его проступки. Всем нам знакомая картина: заседание комиссии по делам несовершеннолетних, где и школа, и родители совместно пытаются судить ребенка, наказать его и ударить как можно больнее. Чем чаще всего это заканчивается? В лучшем случае – новой встречей и новым судилищем, в худшем - уходом от семьи, отстранению подростков от родителей.

К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывют о том, что, от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток - слишком  велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации.

Проблема целенаправленного логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пyти решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы – заложить в ребенке понимание того, что школа – это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том. случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помoгает семье в становлении и взрослении ребeнка.

Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам наук, образовательный опыт поколений и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Возможно ли самовоспитание ученика, формирование его самооценки без нравственного воспитания? Конечно же, нет. Нравственное воспитание учащихся  должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нем родителей учеников обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированныx не на разрушение, а на созидание как личности самого ребенка, так и семьи своего ученика.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

Обратимся к реальным ситуациям. Исследователь С. Э. Карклина приводит такой пример. Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратителъный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..»

Далее исследователь пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Она посмотрела на меня поверх очков и чётко произнесла:

           - Я сама знаю, что можно и что нет. Он - негодяй, и дочь должна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.

          Ни учителя, ни родительская общественность не могли убедить Иннину мать в том, что она неправильно воспитывает дочь.

- Инна – это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала ей.        Я работаю день и ночь... И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги. Казалось, что не найти лучших друзей, чем мать и дочь. Но это всё только казалось. Инна росла эгоистичной и не всегда управляемой девочкой. В классе её не любили. Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:

- Вас об этом предупреждали не один раз. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает».

Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания.

Именно в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.        .

Но не всегда родители бывают настолько педагогически слепыми. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам. В задачу педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его        особенности таковы:

- жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи;

- культурный и образовательный уровень родителей;

- морально-психологический климат в семье;

- традиции и обычаи семьи;

- система ценностей и требований, предъявляемых в семье;

- авторитет родителей в глазах детей;

- степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

  В связи с этим педагогические погрешности родителей могут быть связаны с определенными причинами, среди которых, главными являются следующие:

- неполная семья;

- конфликтная атмосфера в семье;

- авторитарные методы воспитания;

- наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка;        .

- излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви как таковой;        

- потеря авторитета родителей в глазах собственных детей в связи с определенной ситуацией и т. д.

   Зная воспитательный потенциал семьи, педагог может и должен максимально помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребенка: Для этого необходимо:

1. Помочь родителям осознать необходимость решения проблем.

        2. Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.

        3. Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.

        4. Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.

        5. Поддержать родителей и ребенка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.

        6. Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребенка.        

Огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия  с семьей ученика. Классный  руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребенка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Стиль воспитания, выбранный в семье, формирует позицию ребенка по отношению, прежде всего, к коллективу детей. Либерально-попустительский стиль предполагает относительную свободу действий, ребенок сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации, не советуясь со взрослым, не ощущая потребности в этом. Благодаря такому  стилю общения лидер может постоять за себя, защитить, порой даже в социально-неприемлемой форме. Его не научили, как надо, не показали, не рассказали. В связи с этим ребенок считает, что все способы приемлемы. А изгои, наоборот, как правило, не могут отстоять свое «я».

Демократический стиль воспитания предполагает сотрудничество, совместную деятельность. Ребенок пытается решить свои проблемы, советуясь, прислушиваясь к мнению взрослого.

Гиперопека – это навязывание ребенку своей воли, своего типа поведения. Дети из таких семей часто становятся мишенью для насмешек в коллективе сверстников.

«Как себя вести, когда ребенка обидели?» - спрашивают одни родители. «Дать сдачи, чтобы обидчику больше не захотелось сделать больно!» - отвечают на этот вопрос другие. Пытаюсь направить дискуссию в правильное русло. Главное для любого человека, а для ребенка в особенности, три фактора: жизнь, достоинство и здоровье. Нужно так поставить себя, чтобы можно было противостоять нелепой фразе: «Слабо?».

Одна мама, внимательно  выслушав меня, в сердцах восклицает:

 - Нельзя в нашей жизни без кулаков. Какие жестокие дети растут! Им ничего не стоит ударить, указать в грубой форме на физический недостаток, унизить своего ровесника. Наша Машенька спокойная и тихая, ни к кому никогда не лезет первая, а ее почему-то все так и норовят ударить, толкнуть, зацепить! Как же ей без кулаков в этой жизни?

Наблюдаю за Машей на уроках, на переменах и замечаю, что девочка жадничает, ни с кем ничем не поделится, никого не угостит.

Встречаемся с мамой после уроков. Пробую тактично намекнуть, что с добрыми детьми, способными поделиться с друзьями всем, что имеют сами, легко и радостно общаться. И у них, бесспорно, бывают конфликты, ссоры, но они не пускают в ход кулаки, у таких детей не сформируется зона отрицательных эмоций. Из разговора с Машиной мамой понимаю, определенные выводы сделаны.

Другой эпизод наблюдаю в коридоре во время перемены.

- Я дал сдачи за Олю, она же девочка, слабее Сережи! – объясняет произошедшую на переменке потасовку Олег. – Папа говорит, что так  поступают настоящие мужчины!

Вот она – линия поведения Олега. И, думаю, его кулачки запомнятся и Сереже, и Оле, и всему классу, потому что все мои мальчишки хотят стать настоящими мужчинами.

Коллективные встречи с родителями – это лишь часть учебно-воспитательной работы. Ежедневные, индивидуальные встречи – беседы с родителями, нашими заботливыми бабушками помогают решать множество проблем и вопросов.

У Кати Б. не складываются отношения с детьми в классе. Девочка ни с кем не дружит, замкнута, необщительна. Катю воспитывает бабушка, мама живет отдельно и мало интересуется жизнью дочери. Девочка страдает от своей закомплексованности. Как помочь ей? В новогодний праздник инсценируем с детьми сказку. Катю выбираю на роль снежинки. Благодаря стараниям бабушки платье и корона у снежинки получились замечательными. Дети увидели, как наша Катя красиво танцует на сцене вместе с другими снежинками. Может быть, не сразу, но замечаю, что Катю стали принимать в разные игры, девочки делятся с ней фломастерами, а к празднику 8 Марта Антон приготовил  Кате индивидуальный подарок.

У Андрея В. проблема с чтением. Мама, инвалид 2 группы, в силу своего нездоровья никак не может заставить сына читать. Понимаю, что Андрея надо не заставлять, а заинтересовать. Узнав, что мальчик интересуется динозаврами, приношу из дома книгу о динозаврах с яркими иллюстрациями. К следующему уроку ознакомления с окружающим миром прошу Андрея приготовить сообщение об этих огромных животных, живших миллионы лет назад. Загорелись глаза у мальчишки. Не мог он не приготовить заданное! И не только отличная оценка была наградой за его труд, но и маленькая фигурка динозавра из моей домашней коллекции. Результатом же нашего труда стало активное посещение Андреем нашей школьной библиотеки. «Про динозавров все книжки перечитал!» - радуется вместе со мной библиотекарь.  – Глядишь, и к другим книжкам потянется».

В семье Петровых драматическая ситуация. Папа ушел к другой женщине. Рассказывая об этом, Галина Васильевна, мама Вики, плакала и просила лишь об одном: чтобы пока об этом не узнала Вика. Папа для девочки всегда был настоящим другом, близким и родным человеком. Как перенесет это детская душа? Судя по рассказам мамы, Виктор Иванович продолжает оставаться отцом, не исчезает из жизни детей совсем. Он приходит, играет с Викой, ходит с ней в лес, покупает вещи и игрушки. На 23 февраля делаем для пап красивые открытки – открытка Вики замечена и отмечена особо. Этот подарок, уверена, не останется лежать на столе девочки, а при случае будет вручен по назначению. У Виктора Ивановича день рождения. Пишу в Викин дневник поздравление для папы с добрыми пожеланиями. Вика обязательно передаст и это. И, хочется надеяться, отец и дочь останутся друзьями на долгие годы.

И так по крупинкам стараюсь помочь детям и их родителям решать сложные жизненные вопросы, с добром и любовью входя каждый день в наш класс.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания. Там, где учителя и родители действуют согласовано, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно идет воспитание детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива

Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива....

Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива

Формы и методы работы совместного обучения и воспитания детей классного руководителя и родителей....

Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива»

Презентация по теме:Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива».Выступление на педагогическом совете....