Главные вкладки

    Опыты и эксперименты (1 класс) на тему:
    Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива

    Формы и методы работы совместного обучения и воспитания детей классного руководителя и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива

    Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

                                                                                         В.А. Сухомлинский

    Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Воспитание – процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям.

    Учитель и родители – основные воспитатели младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы учителя зависит в основном от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.

    Главное во взаимодействии с родителями строить  планы по воспитанию детей не на поучении родителей, а на советах, умении делать выводы, учить размышлению вместе с ними.

    На родительских собраниях при общении с родителями  использую фразы: «А как вы думаете», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Мне бы хотелось услышать ваше мнение». При общении с родителями необходимо показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

    Работа с родителями должна осуществляться в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Формы и методы работы разнообразны: общие классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, походы, проведение праздников.

    Достичь успеха в работе учителя и родителей поможет стиль отношений, которые  складываются между учителем и родителями школьников.

    Школьная система воспитания  позволяет с первых дней пребывания ребёнка в школе включиться в деятельность, интересную и полезную для детей. Каждый новый набор учащихся не похож на предыдущий и, конечно, нельзя автоматически переносить одни и те же формы работы из класса в класс. Чтобы сформировать и  направить на развитие  детский коллектив, необходимо с учетом опыта учителя  и его педагогической практики найти новые формы работы. В работе надо учитывать многие факторы – уровень воспитанности детей, характер складывающихся отношений между ребятами и родителями, между учителем и родителями. Формируя взаимоотношения детей в коллективе, во внеурочной деятельности я стремлюсь  создать ситуацию, в которой этот процесс проходит наиболее интенсивно.

    Классные родительские собрания – одна из важнейших и традиционных форм работы учителя с родителями. Они сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания младших школьников. Первая встреча с родителями должна быть особенно тщательно подготовлена. Учителю необходимо продумать все этапы собрания, стиль общения с родителями. И собрание по форме – ситуативное: «Расскажите о своих детях самое интересное, необычное».  Знакомство с родителями происходит в дружелюбной ненавязчивой обстановке. По окончании собрания я  строю  план своей работы, опираясь на ответы родителей.

    Родители с большим интересом и активным участием  относятся к  мероприятиям, проходящим в классе. Им интересно присутствовать на уроках, на праздниках, на любых мероприятиях, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике. Неоднократно родители становились ведущими и героями различных сказочных  мероприятий.

    Классные родительские собрания могут быть построены по – разному – это зависит от цели, которую ставит перед собой учитель. В 1-м классе главной целью является сплочение коллектива.

    Во 2-м классе на очередном собрании родители вынесли на повестку дня вопрос о ребятах, которые грубят, сквернословят, обзываются. Хотя таких ребят в нашем классе немного, но необходимо принимать к ним какие-то меры. Поступило много предложений от родителей, и мы решили провести это мероприятие в форме КТД.  Для выявления агрессивности у ребят необходимо было провести тестирование по рисунку «Моя семья» с привлечением к анализу школьного психолога (какие сложились отношения в семье, как чувствует себя ребенок, любят ли его?).  Следующий тест – «Несуществующее животное»: по рисунку можно было судить о психическом состоянии ребенка, о его личностных качествах. Выявив ребят с повышенной агрессивностью, необходимо начинать работу над устранением детской агрессивности. И в этом трудном деле мне на помощь приходит наш школьный психолог, социальный педагог. Мы собрались с родителями и составили план работы с определяющей целью: «Воспитание добра добром». В.А. Сухомлинский говорил, что «корни добра закладываются в детстве, а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях и красоте окружающего мира».

    На первом собрании распределили по интересам поручения между родителями, а на первом классном часу поручения между учениками.  Я и родители наблюдаем в классе за отношениями между детьми, и  ребята – не пассивные наблюдатели, а активные участники, которые внимательны и заботливы друг к другу и в конце дня оценивают свое поведение и поведение своих товарищей жетонами разного цвета (они разложены в индивидуальные конверты и есть у каждого ребенка).

    Необходимо было наладить тесное общение родителей и детей. Для этого были намечены и проведены беседы, классные часы, мини-праздники, которые  назывались «Загляните в мамины глаза», «Ты и твои товарищи», «Доброта в стихах и сказках»,  и многие другие. Ребята активно участвовали во всех играх, конкурсах, соревнованиях, где нужно было отметить добрые дела и поступки.  Проведена была с ребятами беседа «Что такое обида?» Они сами сделали вывод, что добрый человек никогда не держит обиду на кого-то. Необходимо избавиться от обидчивости, но как? Предложений было много, но выбрали мы самое оригинальное. Обиду решили сжечь на символическом  «костре прощения». Каждый участник на листочке написал свою обиду, и все вместе пошли к  этому  костру, который заранее приготовили родители.  Когда все собрались у костра, бросили обиды в него. После этого ребята делились своими впечатлениями, говорили , что обидам действительно больше нет места.

    Но что же делать дальше? Жетоны копятся, добрые дела и поступки умножаются. Как же отметить тех ребят, которые собрали наибольшее количество «хороших» жетонов? И тут родители проявили свои способности к творчеству.  Решили провести бал и на нем выбрать короля и королеву добрых дел с награждением их памятной лентой. А как же отметить тех ребят, которые совсем немного «отстали» от лидеров? Придумали: пусть в классе будут Мисс скромность, Мисс очарование, Мисс заботливость, а также Благородный Рыцарь, Главный Защитник, Первый Помощник. Всем становится интересно, весело и главное позитивно  учиться и трудиться в нашем классе.

    Приведенная    из опыта работы совместная деятельность классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива дает положительные результаты. Новые формы и методы воспитания младших школьников дают возможность родителям и учителю более эффективно воспитывать подрастающее поколение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"

    В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим  коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...

    Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

    В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

    "Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

    Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

    Совместная работа классного руководителя и социального педагога с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2013 г

    Совместная работа классного  руководителя  и социального педагога с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2013 г...

    Презентация "Совместная деятельность классного руководителя и родителей во внеурочной деятельности".

    Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка....