"Совместная работа классных руководителей и родителей по формированию патриотической культуры школьников"
статья на тему

Сидорова Светлана Анатольевна

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_patrioticheskaya_rabota_s_roditelyami.docx509.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Доклад на тему:

Руководитель МО кл. рук.: Сидорова С.А.

2015г.

Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по - настоящему гармоничной личности.

Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
  • Расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
  • Изучение живой национальной культуры, народного искусства;
  • Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени, что требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа воспитания и образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности. Необходимо понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у детей: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым, приобщать детей к природе, быту, истории, культуре родного края.

Целью  работы классного руководителя является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине. Но не стоит забывать, что развитие нравственных качеств у детей зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Семья играет решающую роль в тот период, когда закладывается личность ребенка и позже у нее решающая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

К сожалению, многие родители не считают должным воспитывать патриота, считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, надеются на детский сад, школу. Но не стоит забывать, что работа по формированию основ патриотизма у детей более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители - большие и активные помощники классного руководителя. Поэтому надо работать в сотрудничестве: родители- дети- школа, ведь воспитание должно идти совместно для большего воздействия на ребенка.

Важно учить детей уметь вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. В каждой семье есть свои особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, все это основательно и постепенно входит в социальный опыт ребенка, как самые дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Праздники и традиции - важная особенность патриотического воспитания детей. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями школы: «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие, в оформлении фото выставок, работа над проектами, выставки детского творчества «Дары Осени», «Новый год», «Русские сказки и стихи», «Русская поэзия».

Очень большая работа проводится ко Дню Победы. Это занятия: «Их имен не смолкнет слава», «Города – герои», «Дети и война», оформление вместе с детьми и родителями  уголков и выставок «Мы помним… ». Оформление творческих работ "Война в истории моей семьи". «Никто не забыт….»

Очень интересна творческая работа на тему "Мой папа - солдат". Родители с удовольствием откликнуться на предложение,  дети принесут фотографии, где папа служил в армии, создадут творческие работы- фоторепортажи и др., где  ребята расскажут о своем папе, в каких войсках служил. Это тоже помогает детям развивать память, запомнить названия военных, различать по форме войска.

Любовь к Родине начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, с родного дома, улицы. Огромную роль играет работа по подготовке с детьми и родителями к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Изготовление подарков, открыток, приглашений на праздники, организация выставок рисунков «Мамочка любимая моя», работа над фотомонтажом «Мама труженица» проведение совместных праздников, посвященных Дню матери, оформление выставки   «Великие женщины России».  Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу, подчеркивают первостепенность истины.

 Большое значение имеет участие с детьми и родителями в народных праздниках «Масленица», «Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях. И здесь большую помощь оказывают, конечно, родители.  Большие возможности патриотического воздействия заключаются и в музыке, народные музыкальные произведения на занятиях, на досугах, музыкальных занятиях и праздниках знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Большое внимание необходимо уделять работе над понятием «семья», проведением этических бесед о семье, о близких родственниках  Дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают, оформляют  фотовыставки «Где мы бывали с семьей», «Путешествие по стране», «Мой дом - природа» из цикла «Отдыхаем всей семьей на природе».  Интересно проходит работа над проектами «Моя родословная» и «Моё генеалогическое древо», над созданием герба, флага и гимна семьи. Проводятся зарисовки в альбом «Про меня». Для родителей подготавливаются  консультации «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Нравственно-патриотическое воспитание школьников», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании детей», «Сказка как средство патриотического воспитания» и

др. Проводится интервьюирование родителей по темам «Что такое патриотизм, гражданственность?»,  «Что такое Родина» с обсуждением тем за круглым столом.

Проведение совместных с родителями экскурсий по родному городу, в краеведческий музей, к памятникам боевой славы, знакомство детей с памятниками, достопримечательностями города, его историей названия города, воспитание интереса к прошлым и настоящим событиям города также способствуют патриотическому воспитанию школьников. Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, стремление и желание ребенка изобразить то, что он услышал и увидел. Хорошо, когда есть возможность создать уголок «Моя малая Родина», где будут представлены фото – альбомы и выставки «Край ты мой любимый, Лебедянь!», «Липецк – город металлургов», «Города Липецкой области», гербы и флаги городов, портреты президентов и известных людей края, дидактические игры патриотической направленности «Народные промыслы», «Путешествие по городу», «Составь узор», «Найди и назови». И здесь, конечно, не обойтись без привлечения  родителей к участию в сборе и пополнении экспозиций этого уголка в школе.

Особенно интересно и познавательно проходят совместные с родителями игры-конкурсы: КВН «Что мы знаем о России», «Вместе дружная семья – родители и дети», выставки   семейного рисунка «Каким я вижу своего ребенка через 15-20 лет», «Моя бабушка, а папина мама»,  спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья».

Работа по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство со стихотворениями, сказками, рассказами о Родине, истории, быте, культуре родного края. Использование в работе по воспитанию патриотизма у детей  произведений устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводятся занятия, где дети смогли бы самостоятельно и с помощью родителей исследовать какую-то проблему: “Откуда хлеб на стол пришел? ”, “Сундучок бабушки Арины”, “В единстве наша сила”. Работая с детьми и их родителями, надо стараться формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию.

Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Планирование работы по данной теме именно в настоящее время очень актуально, поскольку патриотизм – главная черта народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива

Формы и методы работы совместного обучения и воспитания детей классного руководителя и родителей....

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Презентация "Совместная деятельность классного руководителя и родителей во внеурочной деятельности".

Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка....

МО классных руководителей по теме" Совершенствование работы классного руководителя с родителями"

МО классных руководителей по теме " Совершенствование работы классного руководителя с родителями"...