Роль классного руководителя в формировании детского коллектива
статья (4 класс) по теме

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное – включение ученика в систему коллективных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя

в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное – включение ученика в систему коллективных отношений.

На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов это эмоциональный психолого-педагогический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Он, безусловно,  является одним из основных параметров, влияющих на успешность обучения и воспитания ребенка.

Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу младшего школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера. На  трудности в обучении и нарушение адаптации влияют не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в учебных знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов.

В свою очередь, плохая успеваемость, как правило, ведет  к ухудшению отношений ребенка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребенок становится конфликтным, замкнутым или ищет общение вне школы и семьи.

В 9-10 лет у учащихся начинает формироваться «чувство взрослости», что характеризуется новой личностной позицией по отношению к учебной деятельности, по отношению к школе, по отношению к сверстникам (одноклассникам, прежде всего). Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях. 

В этот момент очень важно выделить и помочь тем детям, которые не владеют приемами и навыками межличностного общения, не умеют разрешать конфликты мирным способом, являются изолированными. Классному руководителю следует также уделять внимание на общий психологический фон в классе, возможно, разнообразить или изменить некоторые формы и методы воспитательной работы в классе.

Хочу отметить, что положительные эмоции стимулируют познавательные процессы школьников, а отрицательные переживания могут стать трудно преодолимым барьером между воспитателем и воспитанником. Таким образом, эмоции - мощный союзник педагога в активизации процессов познания мира, социального опыта общества.

Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе—главная цель воспитательной работы классных руководителей школы-интерната.

В  работе с детьми классный руководитель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося.

Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом.

Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов. Поэтому мы часто организовываем совместные классные часы, праздники с объединением классов.

Необходимо затронуть и преемственность звеньев обучения в школе. В старших классах существует организация ЮИД. Ребята – девятиклассники готовят и проводят занятия по безопасности на дорогах, знакомят с дорожными знаками и правилами дорожного движения в целом.

В каждом классном коллективе есть шефы-старшеклассники, которые помогают классному руководителю в организации мероприятий, а так же организации режимных моментов – починить игрушки, почитать рассказы, либо провести конкурс загадок.

Отношения личности зависят от коллектива. Нормальные межличностные отношения в детской среде складываются там, где коллектив учащихся уже достиг высокого уровня развития и представляет собою силу, основанную на традициях, подкрепляемую общим мнением по тому или иному вопросу, силу, имеющую известный авторитет.

В классных коллективах школы-интерната закрепились традиции проведения праздников, утренники, встречи с интересными людьми города, совместная работа с органами самоуправления (участие в конкурсах «Новогодняя игрушка»», «Меры пожарной безопасности дома», «Каждой пичужке по кормушке» и др.), участие в работе добрых дел детской организации под названием «Дерево добрых дел», классные часы, КТД.

Организация добрых дел закономерно заставляет ребенка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе и в школе, в целом, складываются самые разные ситуации, диктующие определенные поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения.

Все добрые дела детского коллектива или школьника индивидуально, отражаются на «Дереве Добрых Дел».

Классные руководители организуют и проводят мероприятия по различным темам и направлениям – здоровья, семьи, интеллекта, патриотизма, досуга, нравственности.

В работе с воспитанниками по формированию ЗОЖ, нравственных, семейных, патриотических представлений, понятий, норм и правил, классный руководитель, учитывая возрастные и психологические особенностей детей данного возраста, применяет следующие формы и методы воспитания: игровую деятельность, драматизацию, театрализацию русских народных сказок, классные часы, беседы, конкурсы, соревнования, викторины, брей-ринги.

Игра создает возможность естественного вхождения ребенка в ситуации нравственного содержания, позволяет одновременно активизировать нравственное сознание, чувства, поведение детей.

В процессе игры воспитанники включаются в процессы активного усвоения, воспроизводства и развития норм и правил общечеловеческого общежития, построения собственной системы взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой и людьми. Особенность игрового взаимодействия состоит в том, что классный руководитель проводит профилактику поведения, наносящего вред здоровью, личности, обществу, коррекцию детских комплексов.  

Общество ушло вперед в своем развитии. Изменился объем знаний, окружающая информационная среда и мы сами. Грядущая эпоха заставляет людей думать о будущем, вырвав из рамок сегодняшних представлений. Основу информационного пространства составляют информационные ресурсы и средства их обработки. Современная школа предполагает развитие новых возможностей и подходов к проведению воспитательных мероприятий в начальном образовании. Будучи средством обучения, информационные и коммуникационные технологии одновременно оказываются большими помощниками при подготовке и проведении внеклассных занятий, классных часов, тематических бесед. 
        В работе мы используем новые возможности и подходы при проведении внеклассных мероприятий,  проведении родительских собраний и школьных праздников. Используем графику, текстовую информацию, анимацию, музыку, фото, погрузив в среду PowerPoint.

Использование мультимедийных проекторов при проведении классных часов позволяет реализовывать эмоциональный подход со зрелищными эффектами, притягивающими к себе внимание детей. Занятия становятся более красочными и запоминающимися. Мы, так же, обратили внимание, что при подведении итогов занятия с использованием презентации ребята более точно и в полном объеме рассказывают новый материал, нежели на занятии с традиционной наглядностью.

Нельзя не отметить тот факт, что воспитанники являются активными участниками городских и школьных мероприятий. В октябре 2008 года приняли участие в городском конкурсе «Осенние посиделки» - подготовили и выступили с праздником «Капустник». Были награждены грамотой за оригинальность постановки. В ноябре того же года – в нашей школе-интернате показали праздник ребятам 1 – 5 классов.

        

В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.  

Таким образом, классный руководитель в воспитательном процессе выступает архитектором классного коллектива, в котором комфортно каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива

Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива....

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»

В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....