Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.
статья на тему

Панфутова Марина Викторовна

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_diagnostiki_v_sozdanii_kollekiva.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

           Роль диагностических методик в работе классного руководителя                            

                                  по созданию детского коллектива.

Существуют несколько апробированных методик, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Одна из них - психолого-педагогическая диагностика, являющаяся оценочной практикой, которая помогает  изучать  индивидуально-психологические особенности отдельно взятого ученика и составлять социально-психологическую характеристику  детского коллектива в целом. Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность. Результаты диагностики должны стать основой для внесения в план воспитательной работы соответствующих изменений. И последнее, педагог при проведении диагностических мероприятий должен объяснять учащимся для чего он это делает.

Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.

Классный руководитель в своей работе обычно использует два вида диагностических методик: методики изучения классного коллектива и методики изучения личности учащегося. В качестве иллюстрации приведем несколько примеров.

  1. Чтобы педагог мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику  «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
  2. «Урок физкультуры». Предложите ученикам  построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
  3. «Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.
  4. Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.

Самый близкий мне человек в классе, это...

Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...

Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...

Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...

Ребята, интересы которых мне чужды, это...

Ребята, которые мне неприятны, это...

Ребята, которых я избегаю, это...

Вот пример анкеты «Общение» ученикам  предлагается отметить не ответы, которые отражают их общение.

1.      Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками                 б) с учителями              в) с родителями  

г) с другими членами семьи    д) с друзьями во дворе  е) для свободного ответа

 2.      Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало или нет друзей           б) обижают, дразнят;    в) воруют вещи

г) бьют                                   д) не понимают моего внутреннего мира

е) нет общих интересов                   ж) заставляют что-либо делать

з) держат в страхе                            и) мне неинтересно с ними

к) требуют только хороших оценок  л) не видят моих хороших качеств        м)?

 3.      К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а)  к товарищу по классу                  б) к товарищу вне класса                 в) к маме

г) к отцу                                  д) к др.родственнику              е) к учителю   ж) ?

Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

№ 1. -         ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

№ 2 -          возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

№ 3 -          профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

№ 4 -          тип воспитания (демократический, авторитарный, попустительский) -  получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

№ 5 -          состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.

№ 6 -          успеваемость -  можно фиксировать произвольно, указывая  преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.

№ 7,8  -       черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

 № 9 -          ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях -  дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при  организации досуга.

 № 10 -        одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

 № 11 -        отношение к учению, мотивы учения -  выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно  - познавательная активность, - интерес  - чувство долга -нужно для развития интереса к учебе, способностей.

 № 12 -        общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий,  достаточный, средний,  низкий уровень.

 Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

 № 13 -        положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются  лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально  активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые. Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики. Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

 № 14 -        принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям -  можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и   нейтрализации социально-неодобряемого поведения.

 № 15  -       постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

 № 16 -        трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.

№ 17 -        профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.

 № 18 -        сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников -  учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.

 Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам. Так же карта поможет мне обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год. По сути своей диагностическая карта и есть  мониторинг в работе классного руководителя.

1. Методы диагностики учащихся и материалы к воспитательным занятиям.

 1.      Я думаю, что хороший – это тот, кто…

2.      Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…

3.      Больше всего я люблю, когда учитель…

4.      Больше всего я не люблю, когда учитель…

5.      Больше всего мне нравится школа за то, что…

6.      Я не люблю школу за то, что …

7.      Мне радостно, когда в школе…

8.      Я боюсь, когда в школе…

9.      Я не хотел бы, чтобы в школе…

10.  Когда я был маленьким, я думал, что в школе…

11.  Если я невнимателен на уроке, я …

12.  Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…

13.  Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …

14.  Я всегда могу проверить, правильно ли я…

15.  Я никогда не могу определить, правильно ли я…

16.  Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …

17.  Мне всегда интересно, когда на уроке…

18.  Мне всегда  неинтересно, когда на уроках…

19.  Я хотел бы, чтобы в школе всегда…

Примеры проективных тестов

1.      Представь, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради… Художник не изобразил  лица ученика, дорисуй его словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует.

2.      Продолжи несколькими фразами: « Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …»

3.      Продолжи несколькими фразами: «Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась…»

4.      Закончи предложение: « В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что…»

5.      Закончи предложение: «В последние дни меня огорчило…»

6.      Представь, что ты мама. Твой десятилетний ребенок спрашивает: «Правда ли,  что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание?» ( Предполагается, что это было) Что ты ответишь?

7.      Приятель предложил Вите пойти на вечеринку, где можно покурить «травку» и вообще… «Не стесняйся, будь проще», - добавил он. Витя ответил…

Анкета «необитаемый остров»

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.

1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?

2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?

3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?

4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?

5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?

6. Хотели бы вы вернуться домой?

7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?

8. Ваши любимые предметы в школе и почему?

9. Ваши нелюбимые предметы и почему?

10. Что вы прочитали за последние два месяца?

11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?

12. На кого хотели бы быть похожим?

13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?

14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?

15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?

16. Чем вы занимаетесь в свободное время?

17. Чем бы вы хотели заниматься?

Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.

                                  Классный руководитель: Панфутова Марина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.

Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй....

Первые шаги по созданию детского коллектива

Собеседование с ребенком, который  поступает  в первый класс....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Первые шаги по созданию детского коллектива.

Статьи для папки:"Внеклассная работа"....

Роль диагностических исследований в формировании классного коллектива.

Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемена в этом процессе не существует....

Выступление по теме: "Классный уголок моего детского коллектива"

Выступление по теме: "Классный уголок моего детского коллектива"...