Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.
материал (3 класс) по теме

Стороженко Светлана Анатольевна

Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Работа с детским и родительским  коллективами

                                                  в начальной школе.

   Когда  я вновь принимаю незнакомый мне класс, меня  в одинаковой  степени волнует, что из  себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

   С первого дня знакомства с родителями я говорю им: необходим постоянный контакт с учителем, абсолютная откровенность в отношениях, слаженная работа семьи и школы.

  Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по моей просьбе родители заполняют ещё в дни пробного пребывания ребёнка в школе  в мае месяце. За период летних месяцев я обязательно посещаю семьи своих будущих учеников, знакомлюсь с бытовыми условиями, с тем, как  готовится рабочее место ученика, отмечаю семьи, которые , может быть будут нуждаться в материальной помощи или постановке на внутришкольный учёт.

   Эффективность воспитательной работы любого учителя во многом зависит от его умения находить общий язык  с родителями, опираться на их помощь и поддержку, без этого невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.

  На протяжении всех четырёх лет обучения в начальном звене ставлю перед собой задачу – вести работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, они всегда имели надежду , что вместе мы одолеем все проблемы, возникшие у их детей. Каждая встреча с родителями даёт пищу для раздумья, вызывает желание анализировать, думать.

  Родительские собрания – одна из более эффективных и старых форм повышения педагогической культуры родителей, которая формирует их мнение, даёт азы верной педагогики.

  Стараюсь проводить собрания в виде дискуссии, каждый может выразить своё мнение или опровергнуть чьё – то и все вместе мы пытаемся добраться до истины.

  Перед каждым собранием  родители или дети отвечают на вопросы анкеты, что позволяет  мне компетентно рассматривать проблемы.

  К собранию на тему «Воспитание у ребят заботливого отношения к окружающим» родителям были предложены такие вопросы: проявляет ли ваш ребёнок  заботливое отношение к вам и другим членам семьи: если да, то как – самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию; умеет ли ваш ребёнок словами выражать сочувствие , сопереживание (примеры);  в каких  конкретных поступках проявлялась активность  и инициатива ребёнка в оказании помощи;  к кому в школе , дома ребёнок проявляет заботливое отношение?

  Дети отвечали на следующие вопросы: любишь ли ты свой дом, своих родных – маму, папу? Почему? Что ты делаешь дома, чтобы помочь родным? Как заботишься о них? Какого человека можно назвать заботливым? Как поступает заботливый человек по отношению к окружающим людям? Надо ли тебе заботиться о других?

  Самые интересные ответы детей я записываю, затем мы обсуждаем информацию с родителями. Я соотношу ответы детей с ответами родителей и получаю полное представление о стиле отношений внутри семьи.

  Анализ ответов детей и родителей помогает мне улучшить воспитательную работу  и с детьми, и с родителями. К каждому собранию стараюсь подбирать  выставку книг , журналов, иллюстраций, подходящих к данной теме. Иногда приглашаю на собрания библиотекарей, медиков, работников милиции и т. п.

  На каждом собрании обязательно подвожу итоги работы родителей; благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей  в семье и выполняет работу  (поручения) в классе.

  Например, тема одного из собраний звучала так: «Общение и досуг». Накануне собрания дети написали сочинение «Мой выходной день». К сожалению, типичным  описанием выходного дня в семье было такое: «Мама готовит обед, убирает квартиру, папа читает газету, лежит на диване, смотрит телевизор. Когда у мамы на кухне всё готово, папа встаёт и идёт обедать». Но, к счастью, были и такие сочинения, в которых дети с увлечением рассказывали об интересных делах, которые они выполняли с родителями.

  Начала я это собрание с зачитывания отрывков из сочинений, затем дала слово родителям. Безусловно, слово необходимо дать примерным семьям, где чередуются разновидности отдыха.  Супруги Пятак принесли на собрание и показали слайды , рассказывающие о семейных походах – такие  совместные путешествия дают много положительных результатов как детям, так и их родителям.

  Мама Наташи П. показала собравшимся мягкие игрушки и рассказала о том, как их изготовить вместе с детьми.  Мама Владика Г. принесла очень вкусный торт, который испекла вместе с сыном. Вместе они любят печь сладости и доставляют радость всем членам семьи и гостям.

  Во всех этих выступлениях родителей  красной нитью проходила мысль о том, что нет ничего лучше на свете общения с детьми.

  Итоговым собранием в конце года стала викторина для родителей «Кто? Как? Почему?».

  Играли  «знатоки» - члены родительского комитета – против остальных родителей.

  Вот некоторые из вопросов этой викторины: «Назовите три самых дорогих для вас  качества человека. Как отучить ребёнка обманывать? Могут ли дети критиковать взрослых?

    Во время викторины каждый из родителей отстаивал свою точку зрения. Таким образом состоялся откровенный и заинтересованный разговор  о семейном воспитании.

    С помощью и при участии  родителей в классе проходят различные экскурсии, походы, конкурсы и праздники.

Важное место в планах работы родительского комитета отводится знакомству детей с профессиями.

 На одном из первых собраний я прошу родителей письменно ответить на вопросы: какая у вас профессия;  какое значение имеют в вашей работе знания; что облегчает ваш труд; что привлекает вас в вашей профессии.

  И в ответах родителей, и во время их встреч с детьми раскрывается трудовая жизнь каждого. А это очень важно для воспитания детей. Они начинают понимать и оценивать значение труда.

  С помощью родителей мы побывали на почте,  хлебозаводе, элеваторе, на ферме колхоза. Свои впечатления ребята отразили в сочинениях на тему  «Труд моих родителей». Сочинения разные, но главное в них то, что ребята ценят и уважают труд родителей. Итогом нашей работы был праздник, посвящённый людям труда.

   Встречи с передовиками производства, беседы с родителями , экскурсии на производства оставляют неизгладимый след в сердцах ребят, учат их уважению к людям труда, будят желание трудиться на пользу своей семьи и общества в целом.

   Много разных вариантов сотрудничества с родителями перебрала я, но самой эффективной формой работы считаю форму «Родители – дети». Все наши классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования, и конкурсы  «Хозяюшка», «Варвара краса – длинная коса», «Рыцарский турнир». Такая работа проходит под девизом «Вместе весело шагать по просторам».

   В конце года я поинтересовалась, охотно ли родители ходили на эти собрания, каковы их пожелания и предложения на следующий год. Результаты анкеты показали, что родители  -  активные сторонники таких собраний – дискуссий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.

Формирование коллективных  отношений между учащимися  в процессе активной,  творческой, содержательной коллективной деятельности. Задачи классного руководителя, в     ...

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Рабочая программа развития детского коллектива в начальной школе

Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наук...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»

В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....

Формирование родительского коллектива в начальной школе. Статья

Статья "Ступеньки роста и формирования родительского коллектива"...

Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."

Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."...


 

Комментарии

Шеремет Татьяна Александровна

Ваш материал очень пригодится не только учителю начальной школы,но также окажет большую помощь при работе классного руководителя в 5 классе.Спасибо.