«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»
статья на тему

В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе

Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он вступает в новый коллектив - идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, часто бывает ребенку сложно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель, от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразные способы сплочения, включая детей в различные виды деятельности.

Свою деятельность по созданию классного коллектива я условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление доброжелательных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

На первой стадии формирования классного коллектива, основная роль принадлежит классному руководителю. Ведь на нем лежит первостепенная задача по созданию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу ребят, предупреждает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось в подготовительной к школе группе. Ребята прибыли из тундры, был адаптационный период. В начале учебного года замечалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Были обнаружены трудности в обучении у некоторых учащихся класса, которые они испытывали ввиду ряда различных причин.

В начале работы с детским коллективом, максимально изучила семьи учащихся: уклад жизни семьи, традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для этого использовала различные методы педагогической диагностики: беседа, анкетирование, наблюдение. Это необходимо было для того, чтобы спланировать воспитательную работу с максимальной эффективностью. Сотрудничество с родителями заключается в психолого - педагогическом просвещении родителей и вовлечении их в учебно - воспитательный процесс класса и школы.

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

- адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;

- создание и сплочение классного коллектива;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

- формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и её традициям;

- прививать навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.

Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это организовала работу по созданию классного самоуправления.  Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива, где каждый школьник реально участвует в управлении делами класса. Задача заключается в помощи учащимся понять, что они теперь не просто школьники, у них есть свои правила и заповеди, которые они должны научиться выполнять каждый сам и вместе со своими одноклассниками, помогая друг другу. Классный коллектив делится на микрогрппы, каждая из которых имеет свое название. Во главе каждой группы стоит руководитель, который входит в совет класса. «Лидер класса» собирает совет раз в месяц, руководителей групп «Пилюлькиных», «Мудрейших», «Экологов», «Затейников».

У каждой группы имеются свои обязанности. «Пилюлькины» заботятся о внешнем виде товарищей, о сменной обуви, о выполнении санитарно - гигиенического режима. «Мудрейшие» – проводят викторины, работают с газетами и журналами, ведут рубрику «Это интересно», помогают детям в учёбе. «Экологи» – заботятся о цветах, ведут календарь природы, готовят различные сообщения о природе, ведут рубрику «А ты это знаешь?» «Затейники» – готовят и проводят физкультминутки и зарядку, подвижные и познавательные игры, помогают проводить спортивные праздники.  Раз в четверть происходит смена творческих поручений, чтобы дети «осваивали» разные виды деятельности. Ребята очень серьезно относятся к этим поручениям. Все проблемы, которые возникают в процессе работы, решаются на совете класса и на классном часе. Опыт публичных выступлений дети приобретают при их проведении.

Совместно был оформлен классный уголок. Классный уголок — это совместное наше творчество с ребятами. Содержание и рубрики в уголке меняются; уголок отражает различные стороны жизни класса (самообслуживание, спорт, участие в школьной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

Наряду с работой по организации классного самоуправления закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. «Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С. Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции».

Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после работы собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что ждет впереди.

В классе традиционными стали следующие мероприятия:

- «День рождения класса». Цель - осмысление своей сплоченности, неповторимости и важности друг для друга. Проводится в рамках классного часа первого сентября в различной форме при участии детей и родителей.

- «Самый, самый лучший день» - поздравление учащихся с днем рождения. Именинников поздравляем в день их рождения, до начала занятий. Ребята заблаговременно готовят для своих одноклассников - именинников подарки и поздравления. Именинников ребята встречают на пороге класса и хором произносят слова «Поздравляем!»

- Проведение праздников «Новый год», «День защитников Отечества», «8 Марта». В эти праздники в классе устраиваются развлекательные мероприятия.

- Прогулка «Наша классная лыжня!» ещё одна из традиций нашего класса. Ребята катаются на лыжах, санках, а потом их ждет горячий чай. После этих походов дети длительное время обсуждают данное мероприятие и делятся впечатлениями. У них возникает общий интерес к коллективной деятельности, они с радостью поддерживают новые идеи.

На таких мероприятиях формируются дружеские отношения между детьми, культивируется внимательное отношение друг к другу. Существенную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с классным коллективом.

Также объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети. При подготовке к общешкольным мероприятиям все дети класса задействованы в постановке художественных номеров: песен, танцев.

Общешкольные мероприятия помогают сплотить ребят на основе общей цели, совместной деятельности и коллективной организации.

Совместная работа привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. Ребята не раз поддерживали своих товарищей из класса, которые участвовали в спортивных соревнованиях, научно-практической конференции, различных конкурсах.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, распахнутой души». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.

Формирование коллективных  отношений между учащимися  в процессе активной,  творческой, содержательной коллективной деятельности. Задачи классного руководителя, в     ...

Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива

Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива....

Классный руководитель как лидер детского коллектива.

цель деятельности классного руководителя - создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбо...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе...