Классный руководитель как лидер детского коллектива.
учебно-методический материал на тему

Рябова Вера Михайловна

цель деятельности классного руководителя - создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_rukovoditel_kak_lider_detskogo_kollektiva.rar270.18 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель

как лидер детского коллектива.

Классный руководитель

как лидер детского коллектива. (Слайд 1)

(Слайд 2) Недавно фонд общественного мнения опросил родителей на тему, нужен ли их детям классный руководитель.

 Подавляющее большинство россиян (81%) убеждены, что классные руководители российской школе нужны, и только 1% – что не нужны. (Слайд 3 ) При этом, судя по данным опроса, преобладает мнение, что в классных наставниках нуждаются в первую очередь учащиеся и в последнюю – школа. (Слайд 4) Две трети респондентов заявили, что знают, в чем состоят обязанности классного руководителя; у каждого пятого родителя представления на этот счет отсутствуют. (Слайд 5) Треть респондентов сочла объем обязанностей классного руководителя нормальным, четвертая часть – чрезмерным и только 6% – недостаточным.

Похоже, что современным родителям совсем некогда говорить со своими детьми. И они перекладывают эту ношу на школу. (Слайд 6) Почти треть опрошенных считает, что учитель должен «много общаться с детьми, воспитывать их», «относиться к детям с душой». (Слайд 7) Гораздо меньшее число ратует за то, что учитель должен следить за успеваемостью и стремиться заинтересовать детей учебой. Еще меньше думает о том, что учитель должен развивать детей духовно. (Слайд 8) Только 10% родителей уверены, что учитель должен заботиться о морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании детей. Родители не верят в успех внеклассных мероприятий. (Слайд 9) Тем не менее, 5% родителей свели работу педагога к организации досуга их детей и проведению с ними мероприятий. Вот такое отношение к воспитанию сегодня...

В настоящее время часто слышишь разговоры, о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде. Значит, эта проблема государственная: растет поколение прекрасно информированных людей, не отягощенных совестью. Как же вырастить людей «по росту XXI  веку»?

          Подобный вопрос я задала себе: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» И как часто мнения этих социальных заказчиков не совпадают. А ведь я как классный руководитель должна выполнить и заказ государства, и заказ социума, и заказ семьи, и

заказ, самое главное, ребёнка.

Значит, любая воспитательная система, в том числе и воспитательная система классного руководителя – это всегда процесс борьбы за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.
        В своей работе
(слайд 10) под феноменом «воспитательная деятельность классного руководителя» мы понимаем деятельность, направленную на создание ребенку условий для успешного взросления. Но чтобы стать взрослым, каждый ребенок, прежде всего, должен пройти «пространство Детства». Все, что ребенку необходимо в школьные годы, невозможно реализовать без педагогов. Без педагогов ребенок трудно идет к достижению главной внутренней цели детства – взрослению. Причем зачастую ученик не может самостоятельно разрешить проблемы из-за множества «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.
          Сейчас, как никогда, необходимо переосмыслить роль классного руководителя, нацелив его на воспитание субъектной позиции ребенка.
         
(Слайд 11) Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. При этом человек как субъект активно проявляет себя в трех сферах жизни: деятельности,

общении с другими людьми и самосознании.

 (Слайд 12) Субъектами не рождаются, а становятся. Поэтому одну из моих задач, как классного руководителя, я вижу в воспитании у школьника конкурентоспособности в современном постоянно меняющемся мире. Для этого необходимо формировать способность и готовность занять субъектную позицию в отношении собственной деятельности (прежде всего учебной), своего общения с другими людьми и в отношении самого себя. Но формирование субъектности, также как и ее последующее проявление, происходит только в процессе активной творческой деятельности. Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение учащихся к активной творческой деятельности.

В деятельности классного руководителя находит достойное место идея, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь.

Социальные роли человека - это нормы жизнедеятельности и сама жизнедеятельность, включающие в себя нормы нравственности, культурное наследие. В связи с этим можно представить ролевую модель выпускника. Выпускник школы – это:  личность, гражданин, человек, семьянин, житель планеты Земля.
         Одна из самых важных ролей классного руководителя в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Поэтому главные функции воспитательной деятельности классного руководителя, направленные на гуманизацию детства, – помощь ребенку и его поддержка.
В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя мы рассматриваем:

  • ребенка (его личность и индивидуальность);
  • процесс его развития;
  • его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
    Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный

руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся:
не был унижен, узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.

          (Слайд 13) Таким образом, цель деятельности классного руководителя - создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающейся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающей развитым чувством ответственности за судьбу страны.

           «Вписаться в пространство детства» - трудная задача для каждого педагога. Решение этой задачи предполагает отказ от авторитарных методов педагогического воздействия на детей,  главным приоритетом деятельности классного руководителя является любовь и защита: ребенок должен реализовать естественную потребность быть любимым и защищенным. А в этом помочь ребенку может только педагог, «вписавшийся в пространство детства», в котором и должна произойти встреча ребенка и педагога. «Самый классный классный» сделает все для того, чтобы эта встреча стала счастьем в судьбе каждого ребенка, а не проявлением профессионального невежества. И пусть на улицах этого пространства каждый ребенок встречает только людей, которые пишут «Детство» с заглавной буквы.

Не случайно тема моего выступления: «Классный руководитель как лидер детского коллектива». Я предлагаю вам коллеги вспомнить, кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать? 

(Слайд 14) Лидер – ведущий, человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. В своей деятельности он выполняет следующие функции: (слайд 15) 

  • принимает правильные решения;
  • добивается результатов;
  • вовлекает всех в работу;
  • умеет создать хорошее настроение;
  • вдохновляет;
  • учит сотрудничеству.

Первое качество лидера - лидер вдохновляет! (слайд 16) Лидер должен вдохновлять своих воспитанников на достижение успеха, помочь направлять на это энергию, наилучшим образом использовать время, место, возможности. Очень важны взаимоотношения между вами, знание интересов и возможностей своих учеников.

Второе качество лидера - лидер вовлекает всех в работу! (слайд 17) Каждый ребенок желает участвовать в том или ином деле. Желает выполнить его как можно лучше и быстрее. Лидер выбирают лучший вариант. В результате растёт доверие друг другу.

Лидер учит сотрудничеству! (слайд 18) Весь коллектив следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создаёт атмосферу, способствующую активизации каждого к сотрудничеству.

Лидер добивается результатов! (слайд 19) Хорошие лидеры обсуждают с коллективом пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели. Лидер знает, чего хочет достичь каждый ученик. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

Лидер добивается результатов! (слайд 19) Хорошие лидеры обсуждают с коллективом пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели. Лидер знает, чего хочет достичь каждый ученик. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

Лидер принимает правильные решения! (слайд 20) Качества и умения, которыми, должен обладать лидер.
1. Способность управлять собой
2. Наличие четких целей
3. Умение влиять на окружающих
4. Творческий подход к организации дела
5. Умение решать проблемы
6. Знание особенностей организаторской деятельности
7. Умение работать с группой
(компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность).

Лидер умеет создать хорошее настроение! (слайд 20) Например, спеть вместе с вами эту замечательную песню на мотив Ю. Шевчука «Что такое осень?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива

Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива....

Для классных руководителей. Игры на сплочение коллектива.

Для классных руководителей. Игры на сплочение коллективаИгры на узнавание друг другаЧасто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет, довольно мало знают друг о друге. Они далеко не всегда пр...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»

В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....