Опыт работы по патриотическому воспитанию на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

В нашей школе военно-патриотическое воспитание является одним из основных и ведущих направлений деятельности.

Основные задачи военно-патриотического воспитания:

- утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим славным традициям;

- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и старину, воспитание достойных тружеников и защитников Родины;

Основным каналом эффективного патриотического воспитательного воздействия на учащихся является учебный процесс, его богатый воспитательный потенциал. Содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность; четкая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения; отношения, складывающиеся между преподавателем и учащимися, а также между самими обучаемыми; личные качества учителя, его педагогическое мастерство; общий режим и атмосфера учебного процесса школы – вот те основные факторы, которые оказывают воспитательное влияние на детей в учебном процессе общеобразовательной школы.

Воспитание патриотизма в начальной школе происходит практически ежедневно. Большое значение патриотическому воспитанию уделяется в первую очередь на уроках русского языка, литературного чтения, предмета «Окружающий мир».

На минутках чистописания (уроки русского языка) для списывания даются предложения, пословицы и поговорки о Родине, России, мире, защитниках Отечества и т.п. Перед списыванием дети объясняют их значение, или это делает учитель. Н-р, «Одна у человека мать, одна у него и Родина.», «Родной край – край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами.», «Чтоб в мире не было войны, за мир бороться мы должны.» и т.д.

Тексты для диктантов, изложений, темы для сочинений часто выбираются с патриотической тематикой. Соответственно проводится беседа по их содержанию. Н-р, урок в 3 классе «Поздравительное письмо президенту страны ». Цель этого урока: воспитывать любовь и уважение к своей стране, к её законам, символам; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны. На уроке была проведена беседа о нашей стране, о том, как её защищали русские воины в годы войны; звучали пословицы и поговорки о Родине; рассматривали символику России и объясняли её значение.

На уроках литературного чтения ставятся цели: прививать любовь к родной природе, родному краю, родителям, своим предкам, старшему поколению; способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, в которой родились и жили такие замечательные поэты и писатели как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, Н.А.Некрасов и другие; изучить произведения, пронизанные любовью к своей стране, своему народу, родному краю, природе, и донести эту любовь до душ детей. Проводится словарно- лексическая работа. Дети рисуют иллюстрации к произведениям, содержащим патриотическую тему.

На уроках «Окружающий мир» в 3 классе изучаются следующие темы: «История вокруг тебя»», «Уклад жизни на Руси», «Старинные города», «Одежда наших предков», «Как учились дети в прошлом». Эти темы говорят сами за себя. Цели уроков этого предмета: прививать любовь к своему родному краю; учиться быть мужественными и отважными, как древние защитники Отечества, и стараться вырасти настоящими людьми.

Задачи патриотического, воспитания успешно реализуются на уроках рисования на темы: «Берегите птиц», «Полёт на другую планету», «Моя будущая профессия». Понятия о зле и добре, уважении к людям, к труду, забота старших о младших, любовь к родителям, к Родине раскрываются детям при иллюстрировании басен, сказок, стихотворений, рассказов.

Сейчас родители и дети несколько отдалены друг от друга, между ними нет той незримой ниточки общения, родители пытаясь обеспечить материально, забывают о духовном развитии своих детей. Поэтому приходя в школу, дети ждут этого общения от своих учителей.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Патриотическое воспитание на уроках литературы и русского языка

Истинный человек или сын Отечества есть одно и то же.

А.Н.Радищев.

I

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.

Патриот, по Далю, - " любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб".

А в философском словаре "патриотизм" - определяется как нравственный и политический принцип.

Патриотическое воспитание существовало во все времена.

Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе.

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.

В.А Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины."

Для достижения этих задачи имеют богатейшие возможности уроки литературы и русского языка.

Детские книги щедро утоляют потребность ребёнка любить родную страну. Какое наслаждение ему доставляет дивная поэзия о русской природе, каким упоением и блаженством наполняется его сердце при чтении книг о доблести и тех, кто старается для Отечества сегодня.

Приобщаясь к ценностям русского народа, знакомясь с историей развития языка и речи, дети получают возможность осмыслить язык как величайшее творение человечества.

Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.

Презентация. Слайд 3.

Так работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок" , который сказки сказывает, учит, потешает и поет, Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.

Ярко выражено отношение народа к Родине в пословицах. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность , точность. Они становятся добрыми помощника при изучении нового материала, при закреплении, способствуют расширению словарного запаса у детей и воспитывают высокое чувство к родной земле . Поражает вездесущность пословиц- они касаются всех предметов, поэтому работу проводим на всех уроках. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даем задание списать, вставить пропущенные буквы.

Ж....ть - Родине служ.ть.

Сам погибай, а товарищ. выруч.й.

Герой умирает, а слава его ж...вет.

Ж.знь правде посвещ.й.

После сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Ручьи сольются - река , люди соединятся - сила.

Береги землю родимую как мать любимую.

При изучении слов с непроизносимыми согласными использовали такие пословицы :

Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину.

Честный труд - наше богатство.

Москва от глаз далека, да к сердцу близка.

Родина краше солнца ,дороже золота.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Если дружба велика будет Родина крепка.

Человек трудолюбивый - самый счастливый.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Ни в одной из форм языкового творчества народа , указывал К.Д.Ушинский ,не проявляется так ум народа ,национальная история , быт, мировоззрение , как в пословицах.

Глупа та птица, которое свое гнездо не мило :

Родной дом дороже золота. и другие..

Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения ( с включением пословиц на тему: Моя Родина", " Мой родной город", " Что бы я рассказала иностранцу о своем городе", рисуют рисунки.

Загадки - великолепный " школьный материал", они учат говорить ярко, образно, просто. Ребятам нравится процесс загадывания и отгадывания, который является игрой, своеобразным соревнованием.

Велика роль школьного музея "Русская изба" - осуществление связи поколений, познание традиций, культуры.

Презентация. Слайд 4.

Дети узнали о такой характерной особенности русского быта - здоровье человека и все доброе в доме связывается с печью

Печь - никому не могла причинить зла.

Если хотите побывать в сказке - посетите наш музей "Русская изба", где собраны коллекция произведений народного искусства.

Презентация. Слайд 5.

Каждый экспонат музея, будь то старинная прялка, или художественные изделия передают интересную историю о жизни нашего народа. Это такое благодатное поле для патриотического воспитания.

В музее был проведен урок - конкурс

"Знаток малых жанров русского фольклора";

Развлекательно-познавательная игра "Вечер в деревне",

Конкурс чтецов "Нет в мире краше Родины нашей".

Важно сформировать представление школьников о том, что, сочиняя сказки, слагая былины, люди желали сохранить и передать потомкам накопленные знания.

II

Важную роль в развитии нравственного воспитания играет музей боевой славы. Несколько бесед и экскурсий проведенных там, позволили детям осознать необходимость чтить традиции, помнить своих героев. (Урок России, урок мужества, ролевая игра "Ваши права", книга памяти " Герои живут среди нас".)

Презентация. Слайд 7.

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе.

Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение.

В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей.

К стихотворениям учащиеся позволяют самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке.

Презентация. Слайд 6.

Знакомя с творчеством М.Есенина, ребята узнали, что природа - любимый герой поэта.

"Русь моя , деревянная Русь! - обращался Есенин к родной стране.

Встреча со стихами "Береза", "Черемуха", "Клен ты мой опавший", "Пороша" пробудила интерес у детей к стихам С.Есенина. Дети узнали, что в растительном мире С. Читая стихотворение "Береза", дети заинтересовались образом есенинской берёзы и провели исследование стихов, обобщили свой собранный материал.

Ребята узнали, что в растительном мире С.Есенина представлено 20 пород деревьев.

С работой "Образ деревьев в стихах Есенина", выступила Светлана на школьном НОУ. (Приложение 1)

III

Материал учебника русского языка насыщен произведениями русских поэтов, писателей, воспевающих красоту родной природы. Все эти упражнения помогают воспитывать любовь к природе, к Родине.

Стихотворные тексты использую для:

орфографических минуток и письма по памяти;

определения падежа,

частей речи,

спряжения глаголов.

объяснения орфограмм;

Кусты в серебряных серёжках

Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

Использую ещё и такие задания:

написание изложений

написание сочинений по картине

написание сочинений с элементами рассуждения

сочинения по наблюдениям

Необходимо отметить, что язык теснейшим образом связан с культурой: он прорастает в неё, развивается в ней и выражает её.

Презентация. Слайд 9.

Заключение.

Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по патриотическому воспитанию

Опыт работы предназначен для выступления на методическом объединении школы или на педагогическом совете школы...

Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."

Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он  составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....

СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье ...

Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе перед учителем, является воспи...

«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Материал содержит теоретическую часть и практические задания....

Презентация:«Патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (русский язык)».

Презентация содержит практический материал для использования на уроках русского языка во 2 классе....