Экологическая работа в ДОЛ "Солнечный"
статья на тему

Нежибецкая Вита Ивановна

Выступление на экологической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ob_ekologicheskoy_rabote_v_lou.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение об экологической работе в ЛОУ «Солнечный» при МБОУ «Нахабинской гимназии №4»

Докладчик: Нежибецкая Вита Ивановна

    Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель и наша задача сохранить и приумножить, что создано, и не нарушить ее естественного происхождения.
   При создании летнего пришкольного  лагеря учитывались следующие аспекты:

- соответствие возрастным особенностям;

- обеспечение всестороннего развития через организацию разнообразной активной деятельности всех детей;

- гармоничное сочетание развития личностных возможностей с формированием общественных интересов;

- единство и взаимосвязь всех направлений работы – целостная система воздействий на ребенка.

   Актуальность: Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу молодежи (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.

Цель экологической работы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому развитию детей.
Задачи:

- воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;
- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
- приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
- развитие творческих способностей;
- обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

- организация активного отдыха и оздоровления детей;
- формирование лидерских качеств;
- приобретение навыков работы в команде;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.



Возраст детей, участвующих в реализации данной экологической работе.

Основной состав лагеря - это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Формы и режим занятий

Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 21 день.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Ситуационно-ролевые и деловые игры
 – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в работе  используются следующие 
формы и методы работы:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- психологические игры;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование; 

- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;

- конкурсы презентаций эколого-биологической тематики;

- занятия на природе;

- изготовление поделок, гербариев, выпуск  газеты, стенгазет;

- концерты, фестивали, акции;


Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в работу включены следующие мероприятия:


- утренняя гимнастика;


- принятие солнечных и воздушных ванн;


- организация пешеходных экскурсий;


- организация здорового питания детей;


- организация спортивно-массовых мероприятия;

В лагере работает экологический кружок «Почемучка», где ребята увлеченно знакомятся с природой.

 Методическое обеспечение работы в кружке:

Игра «ОКНА ЗЕМЛИ»

Лес покажется новым и интересным, если взглянуть на него по-другому. В этой игре дети ложатся на землю в лесу и следят за раскачиванием деревьев, слушают птиц и шум ветра. Через просветы в листве деревьев дети наблюдают, как безмолвные облака заглядывают в лесной дом. 

Каждый должен лечь на землю, и, глядя в небо, представить себя частью земли. Игра "Окна Земли" дает опыт восприятия леса глазами самого леса!

Игра «БИЕНИЕ СЕРДЦА ДЕРЕВА»

Дерево - живое существо. Оно ест, отдыхает, дышит, в нем циркулирует "кровь" - все, как у нас. Биение сердца дерева - это прекрасное хрустящее и булькающее течение жизни. 

Выберите дерево с тонкой корой и диаметром ствола 15 см. Лиственные породы лучше прослушиваются, чем хвойные, и некоторые деревья могут иметь более громкое биение сердца, чем другие. Прижмите стетоскоп плотно к дереву так, чтобы не было никаких посторонних звуков (стетоскоп должен быть неподвижен). Возможно, придется попробовать прикладывать стетоскоп в разных местах, прежде чем найдется самое удобное и "громкое". Детям захочется послушать и биение собственного сердца. Если есть возможность – можно послушать также и биение сердец животных. Ребята услышат замечательное разнообразие ритмов!

Игра «ПОЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВОМ»

Разбиться на пары. Повязать вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву.

Помогите "слепому" ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Спросите: "Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?".

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Игра « ЗВУКИ»

На лужайке, около воды, или на лугу дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Кто лучше всех слышит? Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест падающих листьев, журчание воды.

Игра «ЦВЕТА»

Чтобы научить детей внимательно наблюдать природу, попросите их сосчитать, сколько различных цветов и оттенков они могут назвать, не передвигаясь с того места, где они находятся.

Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных.

Игра « ЧТО Я ЗА ЖИВОТНОЕ?»

Прикрепите картинку животного к спине одного из детей. Не показывайте ему эту картинку. Пусть он повернется спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Затем ЭТОТ ребенок задает вопросы, чтобы узнать, какое он животное. Другие дети могут отвечать только "да", "нет", "может быть".

   Самое главное — дети в конце смены  поняли, что такое нетронутая природа и как важно в городе,  сохранить городские заказники и парки. А также экологическая работа в лагере позволяет сплотить и объединить детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая работа школы и библиотеки

В микрорайоне нашей школы находится детская библиотека № 16, с коллективом которой у нас налажен тесный контакт. Мы проводим разнообразную работу с библиотекой: это ивыставки книг, устные журналы, лит...

Месячник экологической работы

Месячник экологисекой работы....

экологическая работа в школе

Материал поможет в экологической работе в школе....

Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".

В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....

Анализ работы учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 34» города Саратова в просветительской медиапрограмме экологического просвещения детей младшего школьного возраста «Мои зелёные сказки», в рамках федерального проекта «Экологическое просвещение дошк

Цель проекта – экологическое просвещение, развитие творческой, познавательной и исследо¬вательской деятельности детей в области экологической безопасности, ресурсосбережения, охраны окружающей среды и...