Сохранение исторических ценностей русского народа при реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в начальных классах
статья на тему

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_istoricheskogo_naslediya_russkogo_naroda.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         «Исторический путь России

                                                                             свидетельствует  о громадных

                                                                                 запасах не только                                     материальных

   благ, но и духовных ценностей».

Д.С.Лихачев

 

Вся история  формирования русской нации – есть  процесс укрепления духовности и доказательство превосходства духовной силы над материальностью. Именно эти два ключевых понятия хочется выделить  в высказывании Д.С. Лихачёва: «исторический путь»  и «духовные ценности»

К  этим словам можно добавить поэтическое четверостишие великого русского поэта XIX в. Федора Ивановича Тютчева:

                                                Умом Россию не понять,

                                                Аршином общим не измерить:

                                                У ней особенная стать –

                                                 В Россию можно только верить …

Россию невозможно понять лишь одним умом, а это значит, что мы воспринимаем ещё и иррационально, интуитивно нашу Родину и ее исторические культурные ценности.

Попробуем осознать умом

Первые попытки осознания специфики Руси  восходят еще к языческому периоду и проявляются в письменной литературе на начальном этапе христианизации восточных славян в «Повести временных лет» (начало XII века), где был сформулирован исходный вопрос «Откуда пошла, как возникла Русская земля». Именно в те времена можно наблюдать достоверно возникновение первых исторических ценностей, дошедших до нас.

Устное народное творчество – богатейший источник изучения духовной культуры народа на разных этапах ее бытования. Фольклорные жанры во всем их разнообразии – мифопоэтическое творчество, эпос, волшебные и бытовые сказки, исторические предания и исторические песни, бывальщины, баллады, обрядовая поэзия, духовные стихи, пословицы и поговорки демонстрируют поступательное развитие русской духовной культуры.

Особенности нашей культуры, как материальной, так и духовной, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. Воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, историческом духовном облике, национальном характере народа.

В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная организация жизни русского человека – община или «мир». Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная и социальная деятельность регламентировалась общиной. Многие работы осуществлялись «всем миром»

Другим основополагающим фактором, исторически определившем особенности формирования и самого русского народа, и его культуры, была бесконечная борьба за свое выживание с различными захватчиками. Уже наши предки – славяне много воевали, отбиваясь от многочисленных врагов. В I тысячелетии необходимо было давать отпор сарматам, гуннам, готам, аланам, византийцам, половцам, варягам, хазарам, полякам. Напор внешней опасности был столь мощным и постоянным, что восточные славяне воздвигли громадные «змиевы валы»  общей протяженностью 2,5 тысячи километров.

Во II тысячелетии не было легче: войны против Речи Посполитой, Ливонского Ордена, Швеции; в XIX в. было три войны с турками, одна – с персами, кавказская, среднеазиатская; отбивали нашествие Наполеона; в Крыму – англо-франко-турецкую агрессию. В XX в. –войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками

Это показывает обстановку, котораяя формировала наше мироощущение, наш национальный характер, наше историческое наследие.

Россию никто не защищал и не жертвовал во имя благополучия русского народа – он сам должен был думать о собственной судьбе. Не случайно император Александр III сказал: «У России есть только два союзника: армия и флот».

Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с уникальной полиэтнической по своему глубинному содержанию исторической культурой. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и соответственно их культур, в России сохранились все народы, жившие здесь с древнейших времен, причём сохранили и свой язык, и свои традиции.

Наша страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это - федоскинская лаковая миниатюра, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, жостовская роспись, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и разнообразие своих материальных и духовных ценностей, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью

В ходе тысячелетнего освоения безмерных пространств, невероятно тяжёлого мирного и ратного труда и совместного сотрудничества у русского народа в его национальном характере выработались и закрепились основополагающие черты – общинность, коллективизм, взаимовыручка, а вместе с ними – доброта, открытость и душевность в отношениях друг с другом и с другими народами. Немецкий философ Вальтер Шубарт (1897–1941) почти сто лет тому назад писал, что «русский обладает…теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. …Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе».

Созданные талантом десятков поколений русского народа исторические ценности - самое значительное, без преувеличения выдающееся явление его более чем тысячелетней истории самоотверженного, поистине героического труда и борьбы за свое существование.

Конечно, передать детям весь пласт исторических духовных ценностей на внеурочной деятельности в начальной школе невозможно, и мы не ставим таких грандиозных задач. Но проводя систематическую работу в рамках экспериментальной муниципальной площадки на протяжении многих лет совместно с нашими прекрасными педагогами из Дома детского творчества, мы имеем возможность нести детям то, что в современных реалиях не дают в семье даже бабушки и прабабушки – мы сохраняем исторические корни нашего народа.

   Думаю, нет необходимости объяснять и выбор направления внеурочной деятельности для этой работы – духовно-нравственное, оно полностью соответствует поставленным задачам. Все 16 классов начальной школы, 445 человек, раз в неделю занимаются в кружке «Русская народная игра, песня, танец». И хотя посещение занятий внеурочной деятельности не является обязательным и определяется родителями при написании заявления по выбору этих самых занятий, нет НИ ОДНОГО отказа от посещения этого кружка. И уже на первом открытом мероприятии в 1 классе, прозанимавшись всего 1-2 месяца, ребята удивляют родителей умением плясать, знанием народных игр и другими талантами.

Мы осознаём значимость, важность работы по сохранению исторических духовных ценностей в рамках духовно-нравственного направления и очень рады, что появилась возможность ставить занятия в первой половине дня, чередуя с учебными предметами. Это стало возможным на основании использования нелинейного расписания. Опыт использования такой формы организации занятий мы переняли у передовых школ, в частности, у Троицкой начальной школы, являющейся пилотной площадкой апробации введения ФГОС второго поколения, и у Пестрецовской средней школы Ярославской области, победителя Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России» в номинации «Активный участник реализации приоритетных национальных проектов России (образование) 2015», Лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа – 2015».

Нам потребовалось принятие локального акта о нелинейном расписании, и внесение пояснений в учебный план (пояснительную записку).

Хочется верить, что все то доброе, светлое, искреннее, пришедшее от далеких предков, и передаваемое на занятиях народного творчества нашим ученикам, даст им возможность вырасти чуть добрее, великодушнее, человечнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС

В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики  и народно-подвижных игр....

Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»

Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....

Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

«Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.

laquo;Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах....