«Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.
методическая разработка

«Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа

Тема выступления:

«Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.

   Янкова Ольга Анатольевна

 учитель начальных классов

МОУ Нижнеякушкинской ООШ

                 

                                                         2023

Школа начала всех начал. Вот уже 10 лет я работаю в школе. И с каждым годом все больше убеждаюсь в том, что без родного языка, без родного слова не может быть прочных знаний. Все приходит через материнский язык. Через любовь, как к самой матери, так и к языку, на котором она говорит первые слова своему чаду, поет первые, идущие от сердца песни. Что у народа может быть дороже родного языка, что может быть выше любви к родине. Об этом точно выразил в своих трудах просветитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев «Халȃхȃн ȃс – тȃнêпе унȃн петêм тêнче курȃмне тȃван челхе чун парать. Тȃван чêлхесêр чȃн-чȃн пелў ҁук» (без родного языка нет прочных знаний). (Слайд 1)
Все это хорошо сохранено в народных традициях, обычаях, обрядах, песнях, пословицах и поговорках. Кто же, если не учитель чувашского языка научит детей этому и поможет сохранить все это достояние для будущих поколений.

В нашей школе чувашский язык не преподается как предмет, а организуется через внеурочное занятие. Я хочу вам предоставить свой опыт по теме «Игровая форма и методы изучения и сохранения родного (чувашского языка) на занятиях внеурочной деятельности в начальных классах.

 На занятиях внеурочной деятельности я стараюсь развивать устную речь, развивать творческие способности учащихся, способность рассуждать, сохранять и развивать родной язык. Я воспитываю у детей стремление к учебе, к знаниям, показываю и демонстрирую красоту и доходчивость родного языка, его богатство и разнообразие. Также веду работу над правильным произношением слов, а при изучении стихотворений – выразительному чтению.

Очень часто в своей работе я использую игры и игровые ситуации. Например, игру «Кто больше назовет слов?»  Обучающиеся встают навстречу друг другу и на каждый шаг произносят слово на чувашском языке. Победит тот, кто назовет больше слов. Игра «Паровозик» в вагончиках едут животные нужно назвать их по счету кто за кем едет. (слайд 2)

 Также можно проводить игры-соревнования между рядами «Кто быстрее?» Игра   «Бабушкин сундучок» (слайд 3)

Часто использую карточки с картинками. Дети по ним могут назвать предметы, описать их и составить предложения. Чтобы дети запомнили больше слов, с детьми на занятиях провожу физминутки на чувашском языке.  ( слайд 4)

На занятия приходят персонажи различных сказок, куклы. Они дают детям разные задания, например, назвать животных, назвать цвета или цифры. (Слайд 5)

На внеклассных занятиях дети с удовольствием поют песни, инсценируют сказки, составляют рассказы о своих родителях и близких им людях, особенно они любят рассказывать о себе и своих друзьях. (слайд 6)

Дети  любят слушать рассказы взрослых людей, часто встречаются с односельчанами, пожилыми людьми. Ведь они могут многое рассказать об истории, культуре и быте нашего народа. Дети любят включаться в поисковую работу. Много материала они собрали для школьного музея о знатных людях села, о ветеранах войны и труда, о долгожителях села. (Слайд 7)

Для того чтобы дети запомнили написание слов мы выполняем интересные задания и разгадываем кроссворды. (Слайд8)

Я стараюсь включать в свою работу с детьми ознакомление  их  с творчеством  детских писателей и поэтов. Читаем и инсценируем маленькие рассказы Валентины Тарават и Светланы Асамат.(Слайд 9)

  В декабре прошлого  года чувашский народ отмечал 130 лет  со дня рождения первой чувашской  поэтессы Ваҁҁи Аниҁҁи. В связи этой датой  школу посетила Иванюкова Ирина Николаевна и выступила с презентацией о поэтессе, дети читали стихи Ваҁҁи Аниҁҁи. (Слайд 10)

Воспитательное значение народных игр огромно. Чувашский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. Я широко использую народные игры во внеурочной  деятельностив повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только я, как руководитель кружка "Культура народов Поволжья", но  и родители и дети. (слайд 11)

Используя  все эти методы  и формы  изучения родного языка с детьми, я добилась хороших результатов: у детей   появился   интерес к чувашскому народному творчеству. И доказательством тому являются призовые места, занятые в различных  конкурсах и в этнографических фестивалях.

(слайд 12) (слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Занятие внеурочной деятельности в начальных классах "Аппликация божья коровка"

Ребята сделают своими руками симпатичную аппликацию «Божья коровка» так, что результат принесёт радость и удовлетворение. Каждый обучающийся проявит свою творческую способность....

Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"

Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...

"Игровые технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах"

              Деятельность педагога должна быть построена в определенной последовательности и целостности, а выполнение её предполагает достижение необхо...

Игровое занятие по внеурочной деятельности для начальных классов "У Солнышка в гостях"

Занятие по внеурочной деятельности в 1 классеНазвание:  «У Солнышка в гостях ».Технология занятия: игровая.Методические приёмы:  С/игры; практические действия.Предварительна...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...