Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
материал (1 класс) на тему

 Солодкая Инна Борисовна

семинар-практикум для педагогов 1-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Задачи:

  1. Информирование учителей о возрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.
  2. Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им  психологической поддержки.

     Участники: все учителя, работающие в параллели 1-ы х классов.

     Срок проведения: сентябрь.

     Необходимые материалы: листы А-4, ручки,  «Карта возрастных особенностей первоклассника»,  анкета «Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».

     Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

План семинара

     1. Вступительное слово ведущего (педагога-психолога)

     Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.

     В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

     Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

     Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.

     Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.

     2. Разогрев Упражнение “Считалочка”

     Ведущий просит участников образовать круг. Объяснить, что группе нужно сосчитать вместе числа от о1 до 50-ти. Но существуют правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7,нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.

     3. Мозговой штурм «Ассоциации»

     Ведущий: Мы с вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией. «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»

     Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».

     В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

     Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

  • физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
  • биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
  • психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
  • социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

     Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.

     Виды адаптации:

     В физиологической адаптации  выделено три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.     Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

     Биологическая адаптация во многом определяется состоянием здоровья ребенка, и по степени приспособленности к школе различают группы детей, проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую . При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе происходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

     Состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.

     Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению.  

     Еще один аспект психологической адаптации: тип педагогического взаимодействия учителя с детьми. В процессе воспитания и обучения  выделяется учебно-дисциплинарная и личностно–ориентированная модели педагогического общения. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

     Социально-психологическая адаптация  рассматривается с позиции воздействия на ребенка не только среды, но и обратного: он сам меняет социально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

      Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

     Адаптация - это особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.

     При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.

     4. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)

     Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

     Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

     Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.

     5. «Причины дезадаптации» (работа в группах)

     Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.

   

     Причины школьной дезадаптации:

  • низкая готовность к школе;
  • несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
  • отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
  • неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
  • чрезмерная требовательность родителей;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
  • высокая тревожность самих родителей;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
  • наличие серьезных хронических заболеваний;
  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
  • и др.

      6. Физкультминутка

     Ведущий просит участников определите степень своего утомления в процессе работы.  Все встают. Если степень утомления большая, необходимо сесть на стул и опустить плечи; если средняя - стоять, руки вниз; если степень утомления небольшая, стоя, руки поднять вверх.

     Работоспособность первоклассников не превышает 15 минут.

     Физкультминутка "Дождь"

     Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся.

     Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Трение ладоней (шум деревьев).
  2. Щелканье пальцами (первые капельки).
  3. Хлопанье руками по бедрам (дождь по крыше).
  4. Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).
  5. Хлопанье руками по бедрам
  6. Щелканье пальцами.
  7. Трение ладоней.
  8. Солнышко выглянуло (руки к голове).

     Ведущий подчеркивает необходимость постоянной смены видов деятельности, важность проведения физкультминуток на уроках. Психолог предлагает учителям несколько психогимнастических этюдов, которые помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М.):

  • «Скульптура»: в парах один - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.
  • «Мелки»: в парах один ребёнок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго - отгадать, что нарисовано.
  • «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движением, походкой и т.д.

     7. Возрастные особенности младших школьников

     Традиционно границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-10 лет, ознаменованным поступлением ребенка в школу. Это событие влечет за собой открытие новой позиции школьника, учебной деятельности, вследствие чего он сталкивается с нормативным психологическими «кризисом 7 лет».

     В этот период ребенок сталкивается со вторым физиологическим кризисом, который тоже приходится на 7 лет: в его организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, внутренних органов и вегетативной перестройкой. Таким образом, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают с физиологическими, что требует от них большого напряжения и мобилизации. Необходимо время, чтобы произошла адаптация ребенка к подобным условиям, чтобы он научился соответствовать новым требованиям.

     Кризис 7 лет характеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:

  • Потеря ребенком непосредственности, наивности. Ребенок начинает манерничать, паясничать, поведение становится искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенок начинает осознавать свои поступки с точки зрения их результатов и последствий.

  • Появление нового качества – рефлексии своих действий. Происходит важное изменение – возникает обобщение чувств: если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у него возникает  обобщенное переживание, основанное на многократном повторении ситуации. Это дает толчок к развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.

  • Дифференциация внутренней и внешней сторон личности. У первоклассника появляется внутренняя жизнь, в которую он часто не готов впускать взрослых.

     В процессе протекания кризиса 7 лет формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и рефлексией. Кризис часто протекает непросто, дети могут стать замкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми и взрослым важно в этот период поддержать их, не давить и в тоже время не допускать вседозволенности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.

Познавательная сфера младшего школьника

     В 6-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение).

     Восприятие. Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. На протяжении всего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным.

     Внимание. Детей привлекает все новое, яркое, неожиданное само собой привлекает детей, без усилий. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования учителем словесных инструкций на уроке, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности.

     Память. Память непроизвольна. Но с помощью использования различных приемов запоминания, разделения материала на части, а также понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможно совершенствовать произвольную память. «Память становится мыслящей».

     Мышление.  Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое, основу которого составляет оперирование понятиями.

     Воображение. Развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучению оно становится произвольным, управляемым.

Эмоциональная сфера младшего школьника

      Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью, гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное. Однако ребенок уже умеет сдерживать бурные, резкие выражения чувств: он может удерживать слезы, скрыть страх. Ребенок научается управлять собственными эмоциями.

      Эмоции младшего школьника очень разнообразны, в этой сложной гамме постепенно созревают и социальные чувств – ответственности, сопереживания.

      Благополучное эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от его отношений со значимыми взрослыми – учителем и родителем. Важную роль играют также взаимоотношения с одноклассниками, статус в коллективе.

      Эмоциональная сфера пока неустойчива.

      Условно эмоциональные отклонения  в рамках нормального психического развития в младшем школьном возрасте можно разделить на 3 группы, которые могут привести к дезадаптации, снижению успеваемости и нарушениям в общении: тревожность, агрессивность, эмоциональная расторможенность.

Личностная сфера младшего школьника

     Притязание на признание. В результате стойкого длительного неуспеха в учебе может возникнуть снижение самооценки, могут проявиться неадекватные защитные реакции – агрессия, тревожность, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазию и болезнь.

Сфера общения младшего школьника

     Особое значение для развития личности ребенка в этот период имеют его отношения с учителем. Поначалу учитель наделяется всеми качествами родителями:  он любим, уважаем, внушает страх.  Взрослым необходимо помочь ребенку преодолеть свои страхи перед учителем. Принятие и восприятие учителя учениками зависит и от стиля его общения. Вообще психологическое благополучие младшего школьника во многом связано со стилем воспитания и общения, который используют при взаимодействии с ним взрослые – родители и учителя.

     В случае завышенных ожиданий родителей относительно учебной успешности своего ребенка возникает область риска в развитии семейных взаимоотношений. Кроме того, такая ситуация может привести и к неблагоприятному психологическому состоянию ребенка, к срывам, эмоциональным проблемам.

     Психолог раздает учителям «Карту возрастных особенностей первоклассников» анкету «Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».

      9. Работа в группах «Способы оказания поддержки и помощи детям в период адаптации».

     Игра «Или-или»

     Ведущий:  Итак, чтобы разобраться с этим, нам необходимо разделиться по заданному признаку.

    Я буду задавать вам вопросы, на которые надо отвечать быстро, но не словом, а с помощью перемещения по аудитории. Например, вы – машина: а) экономный «фольксваген»- справа; б) шикарный «роллс – ройс- по центру; в) высокопроходимый джип – слева.

     Затем предлагается ряд вариантов:

   - Вы: универсальная ручка «пиши - стирай-ка», золотая авторучка; простой карандаш?

   - Вы - табличка с надписью: «Открыто»; «Вход воспрещен», «Скоро вернусь»?

   - Вы: романтическое платье; классический костюм; спортивный костюм?

   - Вы: косуля; слон; гепард?

   Теперь я попрошу одного стать добровольцем и выйти в центр. Присядьте на корточки и закройте глаза, прислушайтесь к своим ощущениям, постарайтесь их запомнить.

     Упражнение «Черный ящик»

     Ведущий подходит и показывает, что ее участникам необходимо обступить со всех сторон сидящего добровольца и положить свои руки на его плечи (время  - одна минута).

     - Теперь откройте глаза и сделайте то, что вам хочется сделать.  Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали. Что вы сделали, чтобы изменить ситуацию? Вам стало легче, комфортнее?

     Теперь представьте ребенка вместо нашего добровольца. Что же может на него так давить в первые дни, недели адаптации?

     Совершенно верно – это требования, которые к нему предъявляют: правила поведения в школе и за ее пределами, учебная нагрузка, режим дня, общение с детьми, отсутствие доверительного контакта с педагогом, которая для него «чужая тетя». Особенно сильно повлияет подобная ситуация на ребенка, который не посещал детский сад, так как опыта адаптации, возможных шаблонов поведения в той или иной ситуации у него мало. Что будет делать ребенок в этой ситуации? (Варианты ответов). Он ищет способы защиты, как вы, когда открыли глаза и постарались изменить ситуацию с некомфортной на более комфортную. К сожалению, его способы не всегда конструктивны.

      Обратимся к вашему опыту. Как ведет себя ребенок в ситуации дискомфорта?(Варианты ответов) Совершенно верно, он может проявить агрессию, отказаться от выполнения задания, сесть под парту, а если ситуация не найдет позитивного разрешения, то все это может перерасти в психические нарушения: страхи, неврозы, соматические заболевания.

      Ведущий: Предлагаю вам вопросы для выполнения следующего упражнения:

 - « Какую помощь и поддержку ребёнку для смягчения протекания адаптации могут оказать учителя?»,

-  «Какую помощь и поддержку могут оказать родители?» Свои рекомендации группы оформляют на листах ватмана.

     Время на работу 10 минут. Затем педагоги представляют свой вариант ответа на вопрос.

 

     Ведущий: Мы с вами перечислили лишь некоторые формы оказания психолого-педагогической помощи детям в период адаптации и их родителям, но к сожалению, мы не всесильные маги и, как говорит пословица, один в поле не воин, поэтому мы ищем союзников в организации процесса сопровождения нашего первоклассника. Кто же эти союзники - родитель, социальный педагог и психолог.  Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с моей программой писхолого - педагогического сопровождения первоклассников (рассказываю содержание программы)

     10. Заключительная часть

     Открытый микрофон

   - Сейчас предлагаю всем вам высказаться и задать вопросы, если они возникли.

   Подводиться  итог работы семинара-практикума.

Карта возрастных особенностей первоклассников

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление

Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности

Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию

Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляетсяи развивается рефлексия

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу

Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого

Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого

Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности.Появление внутренней жизни ребенка

Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника

 Карта возрастных особенностей первоклассников

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Преобладает образное мышление (требует наглядность), начинает развиваться абстрактное мышление

Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности

Память непроизвольна, начинает развиваться способность к произвольному запоминанию

Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появляетсяи развивается рефлексия

В стадии формирования находится способность к произвольному поведению: к эмоциональному контролю, следованию правилам, инструкциям и т.д. Но зачастую поведение пока определяется эмоциональным состоянием ребенка

Ведущая деятельность меняется с ролевой игры на учебу, но в 1-м классе, скорее, представляет собой обучающую игру

Мотивация меняется с игровой на учебную, но не сразу

Самооценка завышена, но сильно зависит от оценок взрослого

Пока сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого

Кризис 7 лет – появление манерности, демонстративности, натянутости в поведении – паясничает, что-то изображает. Потери детской непосредственности.Появление внутренней жизни ребенка

Активно формируется главное новообразование – внутренняя позиция школьника

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания

Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...

Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения

Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина ...

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...

"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"...

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

В данной презентации описана технология работы учителя-логпеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повы...

Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта

Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...