Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения
тест (1 класс) на тему

Мельдер Карина Сергеевна

Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей). А также возможный вариант отчётности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_adaptatsii.docx34.88 КБ
Файл otchyot_po_adaptatsii.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая диагностика

определения уровня адаптации первоклассника к школьному обучению

  1. Проективная методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Инструкция. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов и интерпретация: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1. Цветовая гамма
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.); 
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона;
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 
1 балл – в рисунке присутствуют какие-либо две характеристики из вышеназванных; 
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток; 
1 балл – какие-либо две характеристики из вышеназванных присутствуют; 
0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей)

(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют отдельно учителя и отдельно родители))

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки (см. приложение 1).  

В качестве критериев выбраны:

 эффективность учебной деятельности;

 усвоение школьных норм поведения;

 успешность социальных контактов;

 эмоциональное благополучие.


Схема для родителей состоит из 5 шкал, из которых нужно выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние своего ребенка
 (см. приложение 2).

В качестве критериев выбраны:

 успешность выполнения школьных заданий;

 степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;

 самостоятельность ребенка при выполнении заданий;

 настроение, с которым ребенок идет в школу;

 взаимоотношения с одноклассниками;


https://arhivurokov.ru/multiurok/b/8/b/b8b82299d9659d6e59b673c34d96bd92015b4ea0/batarieia-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-opriedielieniia-urovnia-shkol-noi-adaptatsii-piervoklassnikov_1.pngСхемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Экспертная оценка

социально-психологической адаптации детей к школе

Инструкция: Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.

Ф.И. учащегося __________________________________________________________                               Класс _____________

Показатели

Оценка
показателя
в баллах

Критерий 1. Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс)

0

Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски

1

Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса

2

Редко поднимает руку, но отвечает правильно

3

На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются

4

Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно

5

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3)

0

Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже)

1

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок

2

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой

3

Небольшие помарки, единичные ошибки

4

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

5

Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения

Шкала 3. Поведение на уроке

Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами

0

Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает

1

Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах

2

Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами

3

Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока

4

Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя

5

Шкала 4. Поведение на перемене

Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)

0

Пассивный, движения скованные, избегает других детей

1

Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой

2

Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс)

3

Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры

4

Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх

5

Критерий 3. Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят)

0

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему)

1

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

2

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

3

Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

4

Общительный, легко контактирует с детьми

5

Шкала 6. Отношение к учителю

Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании

0

Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается

1

Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным

2

Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам

3

Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью

4

Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним

5

Критерий 4. Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, чтото сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем

0

Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос

1

Отрицательные эмоции:
- тревожность, огорчение, иногда страх; 
- обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

2

Эпизодически проявление сниженного настроения

3

Спокойное эмоциональное состояние

4

Хорошее настроение, часто улыбается, смеется

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Экспертная оценка

адаптированности ребенка к школе

(Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

Инструкция:

Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.

Ф.И. учащегося _________________________________________________                        Класс _____________________

Показатели

Оценка
показателя
в баллах

Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий

Плохое усвоение программного материала по всем предметам

1

Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий

2

Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой

3

Небольшие помарки, единичные ошибки

4

Правильное безошибочное выполнение школьных заданий

5

Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию

1

Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения

2

Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения

3

Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений

4

Ребенок работает легко, свободно, без напряжения

5

Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого

1

Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого

2

Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам

3

Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого

4

Ребенок сам справляется со школьными заданиями

5

Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу

Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости)

1

Случаются проявления отрицательных эмоций:
- тревожность, огорчение, иногда страх; 
- обидчивость, вспыльчивость, раздражительность

2

Иногда бывают проявления сниженного настроения

3

Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения

4

Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу

5

Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется

1

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт

2

Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами

3

Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

4

Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых

5

Обработка результатов для учителей:

https://arhivurokov.ru/multiurok/b/8/b/b8b82299d9659d6e59b673c34d96bd92015b4ea0/batarieia-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-opriedielieniia-urovnia-shkol-noi-adaptatsii-piervoklassnikov_1.pngСуммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:

 нормальная адаптация – 22–35 баллов;

 неполная адаптация – 15–21 балл;

 дезадаптация – 0–14 баллов.

Обработка результатов для родителей:

https://arhivurokov.ru/multiurok/b/8/b/b8b82299d9659d6e59b673c34d96bd92015b4ea0/batarieia-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-opriedielieniia-urovnia-shkol-noi-adaptatsii-piervoklassnikov_1.pngСуммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-

психологической адаптации детей:

 зона нормальной адаптации – 14-25 баллов;

 зона неполной адаптации – 8-13 баллов;

 зона дезадаптации – 0–7 баллов.



Предварительный просмотр:

Мониторинг уровня адаптации

первоклассников

к школьному обучению

Наименование образовательной организации

Класс

Кол-во обучаю-щихся

в классе

Высокий уровень адаптации (кол-во человек)

Средний уровень адаптации (кол-во человек)

Низкий уровень адаптации (кол-во человек)

Процент успешной адаптации к школьному обучению *

*Процент успешной адаптации к школьному обучению рассчитываем следующим образом: суммируем количество обучающихся с высоким и средним уровнями адаптации, делим полученную сумму на общее количество детей в классе и результат умножаем на 100%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания

Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...

Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников

Статья направлена на  психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами  возникновения  и способами преодоления дезадаптации....

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни

Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...

"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"...

Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повы...

занятие на тему: "Адаптация первоклассников к условиям школьной среды".

Занятие для родителей первоклассников. В теме дается понятие об особенностях младшего школьного возраста, адаптация к условиям обучения в школе. Раскрываются проблемы адаптации, этапы адаптации первок...