Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения
тест (1 класс) на тему
Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей). А также возможный вариант отчётности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_adaptatsii.docx | 34.88 КБ |
otchyot_po_adaptatsii.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическая диагностика
определения уровня адаптации первоклассника к школьному обучению
- Проективная методика «Рисунок школы»
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Инструкция. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов и интерпретация: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1. Цветовая гамма:
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.);
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона;
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в рисунке присутствуют какие-либо две характеристики из вышеназванных;
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
1 балл – какие-либо две характеристики из вышеназванных присутствуют;
0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Анализ результатов
6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
2. «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) (для педагогов и родителей)
(схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют отдельно учителя и отдельно родители))
Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.
Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки (см. приложение 1).
В качестве критериев выбраны:
∙ эффективность учебной деятельности;
∙ усвоение школьных норм поведения;
∙ успешность социальных контактов;
∙ эмоциональное благополучие.
Схема для родителей состоит из 5 шкал, из которых нужно выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние своего ребенка (см. приложение 2).
В качестве критериев выбраны:
∙ успешность выполнения школьных заданий;
∙ степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;
∙ самостоятельность ребенка при выполнении заданий;
∙ настроение, с которым ребенок идет в школу;
∙ взаимоотношения с одноклассниками;
Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени. При одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл). На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экспертная оценка
социально-психологической адаптации детей к школе
Инструкция: Уважаемые педагоги! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние учащегося.
Ф.И. учащегося __________________________________________________________ Класс _____________
Показатели | Оценка |
Критерий 1. Эффективность учебной деятельности | |
Шкала 1. Учебная активность | |
Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс) | 0 |
Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски | 1 |
Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса | 2 |
Редко поднимает руку, но отвечает правильно | 3 |
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются | 4 |
Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно | 5 |
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость) | |
Плохое усвоение программного материала по всем предметам – грубые ошибки, большое их количество (низкая успеваемость по всем предметам, средний балл ниже 3,3) | 0 |
Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний (непостоянство оценок, средний балл 3,5 и ниже) | 1 |
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок | 2 |
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой | 3 |
Небольшие помарки, единичные ошибки | 4 |
Правильное безошибочное выполнение школьных заданий | 5 |
Критерий 2. Усвоение школьных норм поведения | |
Шкала 3. Поведение на уроке | |
Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами | 0 |
Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает | 1 |
Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах | 2 |
Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами | 3 |
Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока | 4 |
Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя | 5 |
Шкала 4. Поведение на перемене | |
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой) | 0 |
Пассивный, движения скованные, избегает других детей | 1 |
Не может найти себе занятие, переходит от одной группы детей к другой | 2 |
Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс) | 3 |
Активность выражена в малой степени – предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры | 4 |
Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх | 5 |
Критерий 3. Успешность социальных контактов | |
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками | |
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят) | 0 |
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему) | 1 |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт | 2 |
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами | 3 |
Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | 4 |
Общительный, легко контактирует с детьми | 5 |
Шкала 6. Отношение к учителю | |
Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании | 0 |
Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается | 1 |
Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным | 2 |
Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам | 3 |
Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью | 4 |
Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним | 5 |
Критерий 4. Эмоциональное благополучие | |
Шкала 7. Эмоции | |
Преобладание депрессивного настроения. Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляются в отношениях с детьми (может ударить, чтото сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем | 0 |
Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин. Агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос | 1 |
Отрицательные эмоции: | 2 |
Эпизодически проявление сниженного настроения | 3 |
Спокойное эмоциональное состояние | 4 |
Хорошее настроение, часто улыбается, смеется | 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экспертная оценка
адаптированности ребенка к школе
(Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)
Инструкция:
Уважаемые родители! По каждой характеристике (шкале) выберите утверждение, которое наиболее точно отражает состояние вашего ребенка.
Ф.И. учащегося _________________________________________________ Класс _____________________
Показатели | Оценка |
Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий | |
Плохое усвоение программного материала по всем предметам | 1 |
Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий | 2 |
Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой | 3 |
Небольшие помарки, единичные ошибки | 4 |
Правильное безошибочное выполнение школьных заданий | 5 |
Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий | |
Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию | 1 |
Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения | 2 |
Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения | 3 |
Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений | 4 |
Ребенок работает легко, свободно, без напряжения | 5 |
Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий | |
Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого | 1 |
Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого | 2 |
Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам | 3 |
Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого | 4 |
Ребенок сам справляется со школьными заданиями | 5 |
Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу | |
Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости) | 1 |
Случаются проявления отрицательных эмоций: | 2 |
Иногда бывают проявления сниженного настроения | 3 |
Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения | 4 |
Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу | 5 |
Шкала 5. Взаимоотношение с одноклассниками | |
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один. Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется | 1 |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт | 2 |
Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами | 3 |
Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | 4 |
Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых | 5 |
Обработка результатов для учителей:
Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-психологической адаптации детей:
∙ нормальная адаптация – 22–35 баллов;
∙ неполная адаптация – 15–21 балл;
∙ дезадаптация – 0–14 баллов.
Обработка результатов для родителей:
Суммируются баллы выбранных утверждений и определяется уровень социально-
психологической адаптации детей:
∙ зона нормальной адаптации – 14-25 баллов;
∙ зона неполной адаптации – 8-13 баллов;
∙ зона дезадаптации – 0–7 баллов.
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня адаптации
первоклассников
к школьному обучению
Наименование образовательной организации | |||||
Класс | Кол-во обучаю-щихся в классе | Высокий уровень адаптации (кол-во человек) | Средний уровень адаптации (кол-во человек) | Низкий уровень адаптации (кол-во человек) | Процент успешной адаптации к школьному обучению * |
*Процент успешной адаптации к школьному обучению рассчитываем следующим образом: суммируем количество обучающихся с высоким и средним уровнями адаптации, делим полученную сумму на общее количество детей в классе и результат умножаем на 100%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни" для родительского собрания
Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет...
Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников
Статья направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами возникновения и способами преодоления дезадаптации....
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
семинар-практикум для педагогов 1-х классов...
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум)...
"Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"...
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повы...
занятие на тему: "Адаптация первоклассников к условиям школьной среды".
Занятие для родителей первоклассников. В теме дается понятие об особенностях младшего школьного возраста, адаптация к условиям обучения в школе. Раскрываются проблемы адаптации, этапы адаптации первок...