«Роль общения в профессиональной деятельности педагога».
статья на тему

Семенова Светлана Владимировна

Доклад «Роль общения в профессиональной деятельности педагога» и презентация к нему раскрывает стили педагогическогообщения и руководства учителя с учащимися, указывает на важную роль установки педагога на ученика, описывает средства для развития коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon semenova_s.v.prezentatsiya_k_seminaru.ppt802 КБ
Файл doklad_semenovoy.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

             Доклад «Роль общения в профессиональной деятельности педагога».

«Слово учителя ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу»

                                 В.А. Сухомлинский

      Современный этап развития российской системы образования характеризуется кардинальными переменами.  Доверие к ребенку, учение без принуждения, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд, исследовательский поиск, возможность выбора деятельности и принятие ответственности за свой выбор - основные ценностные установки новой школы.
  Новой школе нужен учитель, способный понимать и принимать внутренний мир ребенка, стремящийся строить взаимоотношения на основе диалога, обладающий умениями создания открытых отношений, готовый к адекватному педагогическому общению с учащимся в процессе совместной с ним деятельности, к максимальной реализации способностей ученика, обеспечению его эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе школы.

     “Оптимальное педагогическое общение –

такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя

                                                                                                      А.А.Леонтьев

       На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [Белухин,2004,с. 232].

     Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В.А.Сухомлинского, посвященные учительскому крику: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и  оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, «успокаивать» [Ерастов,2002,с. 298].

    Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно – обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала».

       Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств [Бодалев,2003,с. 190]. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.  Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая_наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

      Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили  педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель – ученики».

4. Общение – устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. [Столяренко,2000,с. 238-247].

   Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, класс, группа. Во втором – субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие,воспитывать, а другие – учиться и развиваться под его руководством.

Можно выделить пять основных стилей руководства учащимися:

1. автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

2. авторитарный (властный стиль руководства) допускает возможность для обучающихся, участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

3. демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений обучающихся,  он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»;

4. игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

5. попустительский  стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой обучающихся  либо идет на поводу их желаний;

 [Сластенин,2002,с. 569-573].

    Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к обучающимся,: позитивная и негативная [Курганов,2002,с. 249]. Наличие негативной установки преподавателя на того или другого  обучающегося, можно определить по следующим признакам: преподаватель дает «плохому»  меньше времени на ответ, чем «хорошему»; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому обучающемуся  или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие обучающегося  и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии. Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к обучающемуся   взглядом в ходе занятия и т.п. Специальные исследования показывают, что «плохие» обучающиеся, в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие»; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее. Реализуя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» обучающимся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на обучающихся, как бы определяя программу их дальнейшего развития. Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль общения, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности обучающихся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед обучающимися, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

    От стиля общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

     В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям следующие средства для развития коммуникативных способностей:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.

2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.

Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение.

  Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, – становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении [Курганов,2002,с. 249].

        Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. – 321 с.

2.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника

профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 2004. – 232 с.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003. – 190 с.

4.Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт

практической психологии», Воронеж: НПО "Модэк", 2000. – 213 с.

5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000

6. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-

психологов. Ярославль, 2002. – 298 с.

7. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения

учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. – 98 с.

8. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. -

Ростов н./Д: РГПИ, 2002. – 323 с.

9. Изард К. Е. Эмоции человека.– М., 2000. – 265 с.

10. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для

учителя. - М.: Просвещение,2004. – 290 с.

12. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как

предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 2005. - №4. с.9-16.

13. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для

учителя. М., 2002. – 249 с.

14. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст.

классов.– 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 2004. – 361 с.

15. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.–

М.: Просвещение, 2003. – 423 с.

16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К.Кабардова.

2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. – 367 с.

29

17. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности

лектора.- М.: Знание, 2001. – 199 с.

18. 12. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое

пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.

19. Макаренко А.С. Собрание сочинений.: т.4,т.5.

20. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных

способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 2002. – 124 с.

21. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.– М.:

Просвещение, 2001. – 124 с.

22. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед.

спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред.

И.Я.Зязюна. - М.: 2002. – 231 с.

23. Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.С.

Ярошевского. М., 2004. – 560 с.

24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая

психология. СПб., 2006. – 297 с.

25. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;

Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. – 576 с.

26. Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. Столяренко

Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс,

2004. 19. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности. В.А.

Толочек. - М.: Смысл, 2000.– 199 с.

27. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В.

Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. – 544