Место проектной деятельности в коррекционных учебных заведениях, а стоит ли овчинка выделки?
статья на тему

Володина Светлана Николаевна

В статье представлено подробное описание технологии проектирования, как основной технологии в работе с младшими школьниками. Её преимущества и недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Место проектной деятельности  в коррекционных учебных заведениях, а стоит ли овчинка выделки?

Что же это такое и с чем это едят?

На сегодняшний день метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Идеи обучения детей через их самостоятельное познание окружающего  мира возникли ещё в начале прошлого столетия  в США. Прародителем таких идей являлся американский философ и педагог  Дж. Дьюи.

 В  основу метода проектов было положено  развитие познавательных навыков учащихся через развитие у них умения самостоятельно конструировать свои знания. Целью являлось обучение ребёнка самостоятельному ориентированию в информационном пространстве и развитие у него критического мышления.

В современном понимании основным тезисом  проектной деятельности является следующее: всё, что  я узнаю  в процессе познания окружающего мира необходимо мне, и я знаю, где и как эти знания применить. Именно эта мысль и привлекает многие образовательные системы, которые стремятся уравновесить академические знания и прагматические умения.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Здесь важно чётко понимать, что ведущим в таком взаимодействии будет ребёнок,  а учитель является лишь «вспомогательным средством», которое помогает направить деятельность ребёнка, но не контролирует её. Отсюда следует вывод о том, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность  учащихся, которую они выполняют в течении какого-либо отрезка времени.  И конечно же нельзя забывать о результате.  Результатом  такой деятельности всегда является какой-либо продукт, будь то – книга, газета, электронный журнал, или  какая-нибудь конструкция… Продукт – это реальное воплощение знаний, которые усвоил ученик в процессе выполнения, какого-либо проекта.

Как всё начиналось….

Идеи проектного обучения  зародились в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее уже при Советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦКВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.

В последние годы метод проектной деятельности вновь возродился в российской системе образования, но уже несколько  в ином модифицированном качестве. Вместе с тем у нас до сих пор нет  однозначного понимания его сущности, что в свою очередь влечёт за собой снижение эффективности его реализации на практике.

 Раз, два, три, четыре, пять – решили мы проект создать.

Реализация любого учебного и внеучебного проекта включает в себя последовательное прохождение пяти этапов.

На первом этапе происходит так называемое «погружение»  в проект. На этом этапе учитель вводит детей в ситуацию, т.е. осуществляет моделирование ситуации с последующей постановкой проблемы, из проблемы вытекают цель и задачи проекта.

На втором этапе происходит организация работы над проектом. Учитель организует деятельность детей (если это начальная школа, то приветствуется привлечение родителей учеников) по изучению и накоплению материала по поставленной проблеме. Также учитель делит учащихся на «творческие группы» (по желанию это могут сделать сами ученики), где происходит распределение ролей для каждого ученика в частности и для группы в целом. На этом этапе происходит накопление и фиксирование «добываемых» знаний учениками.

На третьем этапе происходит осуществление деятельности, т.е. практическая деятельность по решению проблемы. Здесь роль учителя отходит на задний план, но не пропадает совсем. А вот степень самостоятельности ученика наоборот возрастает. На этом этапе ученики занимаются: отбором и «фильтрацией» накопленного материала, фиксированием проделываемой работы, разработкой в соответствии с поставленной на первом этапе целью, продукта проекта. Осуществляют подготовку  продукта проекта к защите (защита осуществляется перед зрителями, которые должны быть заранее приглашены).

На четвёртом этапе осуществляется защита проекта, которая заключается в демонстрации продукта проекта и показе презентации о том, как этот проект осуществлялся.

На пятом этапе происходит подведение итогов о проделанной работе, которое может осуществить либо учитель, либо сами ученики. А так же постановка новой проблемы, которую необходимо будет решить.

Каждый проект должен иметь при себе свой методический паспорт,  в котором будут учтены следующие нюансы: 1) Адресация (тема, цели, задачи, возраст, время работы над проектом); 2) Обеспечение (материально-техническое и учебно-методическое оснащение, дополнительно привлекаемые участники (специалисты), ЗУН, необходимые учащимся для самостоятельной работы); 3) Предлагаемые приращения (новое содержание по теме, новые практические приёмы, знания, на получение которых направлен результат проекта, развитие навыков и пр.); 4) Этапы проекта; 5) Конечный продукт.

 А стоит ли?

На сегодняшний день метод проектов активно внедряется в общеобразовательную среду. Данный метод реализуется на самых различных уроках, будь то чтение (начальная школа), либо урок геометрии (старшие классы).

Но как обстоят дела в сфере коррекционного образования?

Любая технология и методика обучения, использующаяся в коррекционном образовании,  за основу берёт базу общеобразовательной школы, перед апробированием она притерпивает многозначительные изменения, которые преследуют цель адаптирования данной методики или программы для детей нашего контингента – будь то ребёнок с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта или опорно-двигательного аппарата. Данная корректировка позволяет снизить агрессивность образовательных стандартов (стандартной образовательной программы) и с минимальными физическими и психическими потерями для ребёнка ввести его в образовательный процесс.

Отсюда вытекает вопрос, а как можно скорректировать программу, которая ещё не в полной мере апробирована в общеобразовательной среде?

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Не зря эту технологию относят к технологиям 21 века, которые предполагают, прежде всего, умение адаптироваться  к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.

Для того, что бы использовать технологии метода проектной деятельности  в сфере коррекционного образования необходимо, сначала эту методику адаптировать. Что бы скорректировать данную методику необходимо обладать знаниями данного метода, практическим опытом в организации метода проектной деятельности. Эти знания и умения можно получить при посещении специальных курсов, консультации  с методистом, самостоятельном изучении литературы по данному методу. Но отсюда вытекает ряд вопросов и одно важное условие:

  Кто должен заниматься адаптированием данной технологии в коррекционной сфере?

  Вполне логично предположить, что корректировка должна проходить на уровне школы того или иного вида. Но это лишь логика… Если учесть, что данный метод не вполне успешно, и не совсем гладко проходит в сфере общего образования, то вполне понятно, что для того чтобы  избежать этих «неровностей» и «шероховатостей» нам необходимо ознакомиться с этим методом в скажем так стенах массовой школы, но это довольно длительный процесс (долгосрочный проект) и в связи с этим возникает проблема времени, т.к. необходимо фиксировать каждый этап, а значит это требует постоянного присутствия методиста.  

Если предполагается, что этим должен заниматься учитель класса, который знает специфику своих детей и может подобрать самый выгодный вариант именно для своих учащихся, то когда он должен этим заниматься? Где взять дополнительные силы и ресурсы для осуществления данной задумки?

К сожалению – нехватка времени – это первая причина, которая затрудняет процесс корректировки и осуществления метода проектной деятельности  в коррекционных учебных заведениях, да и в массовой школе также.

Как и когда обучать учителей  данному методу?

Конечно, необходимо организовать посещение учителями специальных курсов. Но мы можем с уверенностью сказать, что посещение таких курсов – не является эффективным способом, т.к. преобладающая часть лекции – это теория, а практика – даётся лишь  в виде примеров, подкреплённых (иногда) видеоматериалами. Отсюда учителя понимают проектную деятельность лишь  в размытом значении, без осознания её сути. Они знают структуру данного метода – но не умеют на практике применить имеющиеся знания.

Как и кто должен фиксировать работу учителя и детей во время проектной деятельности?

Конечно, метод проектов это предусматривает – пятый этап -  защита проекта через демонстрацию продукта и защиты презентации. Но если на каком-то из этапов была допущена ошибка педагога, которая не будет отражена в презентации или  в самом продукте проекта, например: учитель не только распределил роли детей в проекте, но и сам активно  в нём участвовал: оформил стенгазету, подготовил презентацию, сам фотографировал и пр. В таком случае – это уже не будет являться методом проектной деятельности.

Как должна поощряться работа учеников?

В зарубежных странах метод проектов носит соревновательный характер – он не только позволяет сформировать  у ребёнка навыки самостоятельного планирования своей деятельности, но и рождает  у ребёнка чувство конкурентной способности, которая всячески мотивируется через получение ребёнком/группой детей той или иной награды. В Росси данная система мало развита, тем более в коррекционной сфере. Так как быть? Ведь если не будет возможности поощрения, у современного ребёнка не будет мотивации, которая является определяющим фактором в процессе успешного осуществления проекта.

Но самое главное и необходимое условие, которое должно соблюдаться при любой проектной деятельности – это заинтересованность самого учителя. Ведь именно от того как педагог сможет осуществить погружение детей в проект (первый этап) – будет зависеть успешность или неуспешность данного проекта. Отсюда следует вопрос – а как мы должны поощрять деятельность самого педагога?

Ну вот мы и пришли к главному вопросу,  а стоит ли овчинка выделки?

            Стоит ли проектная деятельность, её результат тех затрачиваемых усилий, времени и нервов? Чем же она эффективна для нас, коррекционных педагогов, да и педагогов вообще? И так ли она нам нужна, как все об этом говорят?

Стоит! Хотелось бы напомнить, что данный метод должен быть эффективен не для нас, уважаемые педагоги,  а в первую очередь для детей.

Метод проектной деятельности позволяет решить следующие образовательно-познавательные, коррекционные и воспитывающие задачи:

а) Образовательные:

- научить учащихся работать самостоятельно по теме;

- научить детей навыкам, необходимым в той или иной профессии (режиссура, журналистика, экология, психология и пр.)

- обучить детей навыкам командного сотрудничества;

- научить детей использовать компьютерные технологии;

б) Воспитательные:

- воспитывать толерантность – терпимость  к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

- привлечь к участию  в школьной жизни членов семьи (формирование социальной активности);

- воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;

- воспитание у детей интереса к литературе;

в) Развивающие:

- развить познавательные навыки учащихся в рамках реализации данного проекта;

- развить творческие способности учащихся в рамках реализации проекта;

- развить умения предъявить свою работу другим;

- расширить кругозор учащегося;

- развить умение работать самостоятельно с дополнительной литературой;

- развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний;

г) Коррекционные:

- формировать/развивать умение учащихся работать  в коллективе;

- коррекция тревожности;

- коррекция агрессивного поведения;

- гармонизация противоречивости личности;

- формирование нравственных представлений и пр.

- коррекция тех или иных недостатков, которые присущи детям нашего контингента (слух, речь, зрение, эмоциональная сфера, интеллектуальная сфера и др.);

Развитие навыков:

- самостоятельной работы с: литературными источниками, информационными технологиями, компьютерными технологиями, инструментами ручного труда.

- самостоятельного принятия решений.

- коммуникативности в ролевом воздействии, в информационном обмене.

- мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании, и пр.

- самоанализа и рефлексии.

Воспитание толерантности.

Расширение кругозора.

Но настоящей наградой и пониманием эффективности и необходимости данного метода  будут лица детей, когда они увидят результаты своих трудов во время защиты своей работы – и этого будет для вас достаточно, что бы сами для себя вы сказали – да, это того стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в учебном процессе

Что такое проектная деятельность. Проект, который был сделан  моими учениками. Название проекта "Наш район"....

Отчет о проектной деятельности в учебном процессе

Проекты, исследовательские работы - одно из направлений работы в начальной школе...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...

Родительское собрание Тема: Роль проектной деятельности в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;Ра...

Место проектной деятельности в достижении планируемых результатов ФГОС НОО(МО взято с сайта Занков.рф)

С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работ...

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения

Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....