Младший школьник - «человек читающий»
статья на тему

Аракчеева Ирина Викторовна

В статье представлен опыт работы по формированию читательской компетенции младшего школьника через ведение дневника юного читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mladshiy_shkolnik-.docx237 КБ

Предварительный просмотр:

Младший  школьник - «человек читающий»

И. В. Аракчеева

В статье представлен опыт работы по формированию читательской компетенции младшего школьника через ведение дневника юного читателя.

     Младший школьный возраст является благоприятным периодом для становления «ученика - читателя». В дошкольном возрасте происходит первичное знакомство с книгой, это знакомство организует мама или папа, бабушка, воспитатель. А вот начальная школа – это ступень выше, она предполагает формирование самостоятельности в чтении, но чтобы сформировать эту самостоятельность необходимо каждодневное обращение к книге, ее прочтение и анализ прочитанного.

   Одной из форм развития читательской самостоятельности является ведение дневника юного читателя, который заводится в начале года и заполняется учеником каждый день, предполагая ежедневное чтение.

   Ведение читательского дневника  позволяет мне решить следующие задачи:

  1. формировать основы читательской самостоятельности и читательской компетенции;
  2. формировать осознанность и правильность чтения;
  3. увеличить темп чтения;
  4. обрабатывать полученную информацию при чтении, извлекать главное, делать выводы;
  5. пользоваться словарями и справочниками;
  6. развивать ежедневную потребность в чтении,
  7. способствовать развитию нравственных качеств и эстетического вкуса;
  8. расширить кругозор младшего школьника.

     Для каждого ученика мною составляется список книг для прочтения (здесь я использую личностно-ориентированный подход, учитывая интересы детей), который ребенок читает в течение четверти. Поскольку я работаю в школе-интернате, в котором дети находятся пять рабочих дней, то организую «Час читателя» во второй половине дня, где ребенок может почитать книгу и заполнить дневник. C:\Users\Матвейчук М Г\Desktop\Новая папка (2)\DSC01122.JPG

C:\Users\Матвейчук М Г\Desktop\Новая папка (2)\DSC01116.JPG

Дневник юного читателя содержит следующие  вопросы:

  1. Кто главный герой? Напиши свое мнение о нем.
  2. Какой эпизод тебе понравился, опиши его.
  3. Какие незнакомые слова ты встретил в тексте, выпиши их, узнай их значение.
  4. Какова главная мысль произведения?
  5. На какого героя ты хочешь быть похож? Почему?
  6. Какую пословицу можно подобрать к этому произведению?
  7. Напиши продолжение произведения
  8. Нарисуй иллюстрацию к произведению

   Вопросы выстроены так, что ребенок может проанализировать прочитанное, выразить свое отношение к герою, охарактеризовать его поступки, соотнести со своими, обращают к словарям и справочникам, позволяют развивать устную и письменную речь, а самое главное размышлять над прочитанным

    Один раз в две недели юные читатели выпускают листовку «Книга - ключ к знанию», в которой  описывают  свои впечатления от прочитанных книг, рассказывают,  что нового они прочитали и узнали -  это позволяет сделать чтение – значимым делом в жизни ребенка, помогает раскрыть творческие способности и приобщить других детей к чтению. Данная листовка находит распространение и в других классах, дети обмениваются мнениями, впечатлениями.

    Опыт работы показывает, что дети приобщаются к книге, читают больше, осознанно, задаются вопросами и самое интересное - начинают читать совместно с родителями. И это самое  ценное!

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск,1990.
  2. Бунеева  Е. В. Развитие интеллектуально.речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности. //Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 8
  3. Вербицкмй А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.-М.: ЛОГОС,2009
  4. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// Начальная школа. – 1994. – №6.
  5. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.
  6. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7–10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи. // Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 8
  7.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –М.: АПК и ППРО, 2002.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: т действия к мысли. Пособие для учителя /под редакцией А.С. Асмолова. –М.: Просвещение, 2011.
  9. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах. // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8
  10. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 9
  11.  Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь –справочник. –М.: Экон – Информ, 2011.
  12.  Секачёва И.Н. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 11
  13.  Чиндилова О. В., Бунеева  Е. В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. // Начальная школа плюс До и После. - № 8
  14.  Шуляпова О. В. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения.// Начальная школа плюс До и После.- 2012. - № 1
  15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Педагогика,1996

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора

Аракчеева Ирина Викторовна

Место работы (ВУЗ)

Должность, кафедра без сокращений, ученая степень, ученое звание        

Учитель начальных классов

Адрес рабочий, домашний

г. Новокузнецк, ул. Кутузова 90

ул. Дружбы 4а-19

E-mail

irina_slastena@mail.ru

Телефон рабочий, домашний, мобильный        

89505889037

Тема статьи

Младший  школьник - «человек читающий»

Шифр конференции

Номер секции

Количество страниц в докладе автора

2

Требуемое количество экземпляров сборника

1

Сумма и дата оплаты

Адрес, на который высылать сборник (обязательно с указанием индекса и фамилии получателя)

г. Новокузнецк,

ул. Дружбы 4а-19

Источник, из которого Вы узнали о ЦРНС

Требуется ли предоставить справку о принятии материалов к публикации (100 руб.)?

Требуется ли предоставить сертификат участника конференции? 250 руб

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Букварный период или читающие и не читающие дети на одном уроке в 1 классе.

Как быть, если в букварный период несколько детей читающие, а остальные нет......

Сценарий общешкольного мероприятия "Да здравствует человек читающий"

Внеклассное общешкольное мероприятие проводится в рамках Недели детской книги  и предметной недели литературного чтения в начальных классах....

Инновационный проект "Читающая семья - читающий ребенок "

Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали д...

Акция "Человек читающий"

Отчёт о проведённой  акции "Человек читающий"...

"Человек читающий". Диалог-час ко Дню знаний.

Данный материал предназначен для обучающих 1-4 классов. Представлен в форме диалога.Способствует развитию у детей любви к чтению, к книге. Предлагаемый материал раскрывает рассмотрение истории книги. ...

"Читающая мама - читающая семья"

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали ...