Проектирование урока в свете требований ФГОС. Этап ознакомления с новым материалом.
статья (1 класс) на тему

В статье представлены основные требования к уроку ознакомления с новым материалом в условиях реализации ФГОС. Показаны основные приёмы и методы работы с учащимися 1 класса с учётом возрастных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование урока в свете требований ФГОС.

Этап ознакомления с новым материалом.

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования указывается, что образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и развитие их личностных качеств. В современном образовании результатами обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты, полученные  при выполнении  конкретных видов деятельности.

В результате перехода к новому системно – деятельностному образованию деятельность учителя, реализующего новые образовательные стандарты, подвергается принципиальным изменениям.

Изменились требования и к основной методической единице – уроку. Современный урок – это:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • урок, на котором учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • урок, на всём протяжении которого учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • урок, при завершении которого вывод делают сами учащиеся;
  • урок, содержащий минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • урок, во время которого соблюдаются нормы времясбережения и здоровьесбережения;
  • урок, на котором в центре внимания - дети;
  • урок, на котором постоянно идёт учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • урок демонстрации методического искусства учителя;
  • урок, который невозможен без осуществления обратной связи;
  • урок – взаимопонимания и доброты.

При ознакомлении с новым материалом  школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Учитывая, что я работаю с учащимися начальной школы – с первоклассниками, которые только недавно стали учениками, при знакомстве с новым материалом стараюсь применить  всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение нового материала, умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся. Идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений. При планировании урока стараюсь постоянно искать оптимальные варианты взаимодействия элементов урока, взаимодействия с учеником, взаимодействия учеников друг с другом.

 Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования как к организации и структуре всего урока , так и к его отдельным этапам.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

 Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Позволю себе продемонстрировать некоторые формы работы на этапе ознакомления с новым материалом при работе над темой «Сантиметр-единица измерения длины» на уроке математики в 1 классе.

  • Вспоминаем с ребятами, что на предыдущем уроке  мы сравнивали между собой числа, а возможно ли сравнение предметов по величине?
  •  По каким параметрам мы можем сравнивать предметы? (По высоте, ширине, длине).
  • Дети составляют предложения в парах.
  • Какими словами заменяли термины «больше», «меньше»? («выше» «ниже», «уже» «шире», «длиннее» «короче»).
  •  Показываю 2 близких по длине карандаша и прошу учащихся на глаз сравнить и по длине.
  •  После демонстрирую на доске, как зрительно изменяется длина отрезка, если к нему по-разному присоединить стрелочки.
  • Работая в паре с соседом по парте,  выясняем у кого длиннее карандаш. Как узнали? (Дети рассказывают, как сравнивали карандаши)
  • Прошу сравнить у кого из ребят, сидящих на одной колонке самый короткий карандаш. А на сколько? (Дети пытаются решить эту проблему, показывая на пальчиках на какой кусочек карандаш был короче, чем его собственный.)
  • Точны ли эти измерения? Значит люди должны были выбрать постоянные меры измерения длины. Действительно, пальцы помогли появиться одной из мер длины. Как вы думаете, почему у нас на уроке присутствует этот сказочный персонаж? С ребятами устанавливаем рост Дюймовочки. (Фаланга большого пальца)
  • Сейчас мы не пользуемся этой мерой длины, но каждого из вас на парте лежит современный прибор измерения длины предметов. Рассматривая линейку, знакомимся с понятием сантиметр.
  • Играем «В школу»: учимся чертить в тетради отрезки заданной кем-то из учащихся длины.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок.

Уважительное отношение к личности каждого из своих маленьких учеников я считаю залогом успешного обучения и формирования положительного отношения к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...

Проектирование и анализ современного урока в свете требований ФГОС к организации учебной деятельности

Проектирование и анализ современного урока в свете требований ФГОС к организации учебной деятельности...

Используемые технологии на этапе ознакомления с новым материалом на уроке

Отличительными чертами педагогической технологии являются:универсальность, то есть независимость от информационного наполнения или содержания учебного «предмета»;воспроизводимость, то есть...

"Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"

Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения...