Проектирование урока в свете требований ФГОС. Этап ознакомления с новым материалом.
статья (1 класс) на тему
В статье представлены основные требования к уроку ознакомления с новым материалом в условиях реализации ФГОС. Показаны основные приёмы и методы работы с учащимися 1 класса с учётом возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ознакомления с новым материалом в условиях реализации ФГОС | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока в свете требований ФГОС.
Этап ознакомления с новым материалом.
В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования указывается, что образование должно носить деятельностный характер, направленный на формирование универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и развитие их личностных качеств. В современном образовании результатами обучения должны стать сформированные личностные, метапредметные и предметные результаты, полученные при выполнении конкретных видов деятельности.
В результате перехода к новому системно – деятельностному образованию деятельность учителя, реализующего новые образовательные стандарты, подвергается принципиальным изменениям.
Изменились требования и к основной методической единице – уроку. Современный урок – это:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- урок, на котором учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- урок, на всём протяжении которого учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- урок, при завершении которого вывод делают сами учащиеся;
- урок, содержащий минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- урок, во время которого соблюдаются нормы времясбережения и здоровьесбережения;
- урок, на котором в центре внимания - дети;
- урок, на котором постоянно идёт учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- урок демонстрации методического искусства учителя;
- урок, который невозможен без осуществления обратной связи;
- урок – взаимопонимания и доброты.
При ознакомлении с новым материалом школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Учитывая, что я работаю с учащимися начальной школы – с первоклассниками, которые только недавно стали учениками, при знакомстве с новым материалом стараюсь применить всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. Вся работа нацелена на содержательное и глубокое разъяснение нового материала, умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся. Идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений. При планировании урока стараюсь постоянно искать оптимальные варианты взаимодействия элементов урока, взаимодействия с учеником, взаимодействия учеников друг с другом.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования как к организации и структуре всего урока , так и к его отдельным этапам.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Позволю себе продемонстрировать некоторые формы работы на этапе ознакомления с новым материалом при работе над темой «Сантиметр-единица измерения длины» на уроке математики в 1 классе.
- Вспоминаем с ребятами, что на предыдущем уроке мы сравнивали между собой числа, а возможно ли сравнение предметов по величине?
- По каким параметрам мы можем сравнивать предметы? (По высоте, ширине, длине).
- Дети составляют предложения в парах.
- Какими словами заменяли термины «больше», «меньше»? («выше» «ниже», «уже» «шире», «длиннее» «короче»).
- Показываю 2 близких по длине карандаша и прошу учащихся на глаз сравнить и по длине.
- После демонстрирую на доске, как зрительно изменяется длина отрезка, если к нему по-разному присоединить стрелочки.
- Работая в паре с соседом по парте, выясняем у кого длиннее карандаш. Как узнали? (Дети рассказывают, как сравнивали карандаши)
- Прошу сравнить у кого из ребят, сидящих на одной колонке самый короткий карандаш. А на сколько? (Дети пытаются решить эту проблему, показывая на пальчиках на какой кусочек карандаш был короче, чем его собственный.)
- Точны ли эти измерения? Значит люди должны были выбрать постоянные меры измерения длины. Действительно, пальцы помогли появиться одной из мер длины. Как вы думаете, почему у нас на уроке присутствует этот сказочный персонаж? С ребятами устанавливаем рост Дюймовочки. (Фаланга большого пальца)
- Сейчас мы не пользуемся этой мерой длины, но каждого из вас на парте лежит современный прибор измерения длины предметов. Рассматривая линейку, знакомимся с понятием сантиметр.
- Играем «В школу»: учимся чертить в тетради отрезки заданной кем-то из учащихся длины.
Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок.
Уважительное отношение к личности каждого из своих маленьких учеников я считаю залогом успешного обучения и формирования положительного отношения к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»
В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....
Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения
Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...
«Cовременный урок в свете требований ФГОС: каким он должен быть.» Выступление на методическом обьединении.
Выступление на методическом обьединении....
Проектирование и анализ современного урока в свете требований ФГОС к организации учебной деятельности
Проектирование и анализ современного урока в свете требований ФГОС к организации учебной деятельности...
Используемые технологии на этапе ознакомления с новым материалом на уроке
Отличительными чертами педагогической технологии являются:универсальность, то есть независимость от информационного наполнения или содержания учебного «предмета»;воспроизводимость, то есть...
"Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"
Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения...