«Cовременный урок в свете требований ФГОС: каким он должен быть.» Выступление на методическом обьединении.
статья на тему

Макеева Юлия Александровна

Выступление на методическом обьединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении  

«Cовременный урок в свете требований ФГОС: каким он должен быть.»

Важнейшая задача современной системы образования - «научить учиться». Поэтому современный урок—это:

- организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся;

- учебное сотрудничество;

- использование активных и интерактивных форм работы;

- самостоятельность ученика в постановке целей урока, определения проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов;

- хорошо спланированная организаторская роль учителя, где он выступает как консультант;

- реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).

В уроке  современного типа тему, цели и задачи урока формулируют сами учащиеся, определив границы своего знания и незнания. На этапе планирования учащиеся определяют способы достижения намеченной цели, далее осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы организации деятельности). Учащиеся сами осуществляют контроль за выполнение практической работы (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Именно учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). При подведении итогов урока проводится рефлексия с использованием различных форм. Домашнее задание учащиеся могут выбирать из предложенных учителем с учётом собственных индивидуальных возможностей.

        Но не нужно забывать о важнейшей роли учителя в учебном процессе. Еще К.Д.Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Поэтому для качественного проведения урока каждый учитель должен соблюдать основные этапы его подготовки:

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы учащихся;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
  • подбор вопросов для подведения итога урока.

Урок современного типа направлен на формирование у учащихся универсальных учебных действий. В широком значении «универсальные учебные действия» — это

саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» — то совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Система универсальных учебных действий (УУД)

  • коммуникативные,
  • регулятивные,
  • личностные,
  • познавательные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со

взрослыми, так и друг с другом.

 

Так какие же требования предъявляются к современному уроку?

Во-первых, для хорошей организации урока необходим хорошо оборудованный кабинет. Во-вторых, правильно организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. В-третьих, учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. В-четвертых, урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. В-пятых, выводы в процессе урока делают сами учащиеся.

Чтобы урок дал хорошие результаты, необходимо, чтобы в нем было максимум творчества и сотворчества и минимум репродукции. Также важно обратить внимание на времясбережение и здоровьесбережение, учитывать уровень возможностей учащихся.

Типы современного урока:

Урок изучения нового. Цель—изучение и первичное закрепление новых знаний

Это традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум

Урок закрепления знаний. Цель—выработка умений по применению знаний.

Это урок-практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний. Цель—выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Это урок-практикум, лабораторная работа, семинар и т.п.

Урок обобщения и систематизации знаний. Цель—обобщение единичных знаний в систему.

Это семинар, конференция, круглый стол и т.п.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Цель—определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.п.

Структура современного урока:

Организационный блок

  • Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты)
  • Инструкции и пояснения для выполнения заданий
  • Вводное слово учителя
  • Распределение по группам и конструирование пространства
  • Выработка правил работы

Мотивационный блок  является ключевым в системе деятельности

(Мотивация - это побуждение к активности (внутренняя, внешняя).

 Существуют два типа мотивации - мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.Мотивацию можно рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности ученика).

Приёмы повышения мотивации

  • постановка проблемы;
  • занимательное изложение, необычная форма изложения материала; эмоциональность речи учителя; познавательные игры; ситуация спора и дискуссии;
  • анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся);
  • создание ситуации нехватки знаний по определённым вопросам;
  • наглядность (картина, фотография, карикатура, схема, диаграмма, график, фрагмент фильма и т.п.);
  • афоризмы, пословицы, поговорки;
  • рассмотрение событий, имеющих большой общественный резонанс; отрывки из художественных произведений; документы;
  • незаконченные предложения или незаконченные фрагменты с пропущенными словами;
  • парадоксальная ситуация;

Информационный блок ориентирован на получение информации из разных источников:

  • учитель (не главный);
  • текстовые документы;
  • графические источники;
  • электронные ресурсы;
  • видеоматериалы;
  • статистика;
  • артефакты;
  • изображения

Аналитический блок

Если в уроке присутствует аналитический блок, то в образовательном процессе учитывается деятельностный подход.

Оценочный блок   Виды оценивания в школе:

  • формализованное (отметки);
  • вербальное;
  • самооценка;
  • взаимооценивание;
  • графическое;
  • визуальное (смайлики).

Хочется обратить внимание на то, что оцениваются учебные результаты, а не личностные особенности каждого ученика.

Рефлексивный блок

(Рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад).

Возможные формы рефлексии:

  • Синквейн (5 слов об уроке)
  • Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со
  • слова «Оказывается ...»
  • Закончите предложение «Я узнал…»
  • Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке
  • Выскажите свою точку зрения по вопросам: что нового узнали? Какой опыт приобрели? Какую работу проводили? Как могут другие использовать полученное на практике? Что было самым трудным? Что было интересным? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?

Не нужно забывать, что учебная ситуация строится с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики учебного предмета и уровня сформированности УУД учащихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО»

В представленном материале рассказывается, как построить современный урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования ФГОС НОО....

Учитель, работающий по ФГОС. Каким ты должен быть?

Мой взгляд на то, каким должен быть учитель, Современный Учитель!...

Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения

Видеоконференция "Проектирование современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"Уважаемые коллеги! 27 января 2015 года состоится Всероссийская практическая конференция“Проектировани...

«Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения"

Выступление на МО по теме «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»...

Проектирование урока в свете требований ФГОС. Этап ознакомления с новым материалом.

В статье представлены основные требования к уроку ознакомления с новым материалом в условиях реализации ФГОС. Показаны основные приёмы и методы работы с учащимися 1 класса с учётом возрастных особенно...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному урокув условиях введения ФГОС...