Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
статья на тему

Сойко Татьяна Анатольевна

Статья раскрывает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

                                                                     Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!

Сократ

        1.Актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия "человек”, "жизнь”, "здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Одной из главных задач школы является охрана жизни и здоровья учащихся. Данному вопросу уделяется большое внимание. Статистические данные говорят о том, что процент больных детей растёт. Увеличивается процент учащихся с хроническими заболеваниями. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой. 

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний  смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя - попытаться помочь ученику правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью.

Определить понятие «здоровьесберегающие технологии» можно следующим образом: чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные с особенности технологии от методики – воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.

Термин «здоровьесберегающие технологии»  можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere!» (Не навреди!). Решение задачи-минимум с использованием инновационных здоровьесберегающих  технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. В этом случае здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью, исходящим из всех источников, так или иначе связанных с образовательным процессом. Критерием здоровьесберегающих качеств технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Для реализации этой задачи применяются различные наблюдения за состоянием здоровья - мониторинги и лонгитудинальные исследования.

Задачей-оптимум является формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Задача-оптимум, безусловно, включает  в себя задачу-минимум.  Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Последнее принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании -  красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

1.Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека. В 3 и 4 классах, когда мои ученики решают задачи на движение, я говорю им о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

Для уроков русского языка я тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе.

Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

 Но наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет «Окружающий мир». Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни. Раздел учебника А. Плешакова (часть2) содержит раздел «Дом как мир», в котором ребята знакомятся со строением своего тела, учатся оказанию первой помощи при различных травмах, узнают, что такое гигиена, как работает наш организм.

Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.

1.1.  Здоровьесбсрегающие аспекты урока

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Использование технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.

2. Оптимальное количество видов учебной деятельности, используемых учителем (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические задания и др.). Норма: 4-7 видов за урок. Рекомендуемая частота чередования: 7-10 минут.

3. Оптимальное число используемых учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.). Желательно не менее трех за урок, через 10-15 минут.

4 Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться в субъектов познавательной деятельности. К таким методам относятся:

  • методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
  • активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);
  • методы,   направленные   на   самопознание   и  развитие   интеллекта,   эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

           Творческая активность учеников снижает риск непродуктивного утомления.

5. Психофизический комфорт. Чередование позы учащихся в зависимости от характера выполняемой работы. Избыточное напряжение оказывает разрушающее воздействие на здоровье.

6 Обязательное проведение динамических пауз (до 5-го класса) в виде физкультминуток и гимнастики для глаз при обучении письму, чтению, математике. Физкультминутку нельзя устраивать строго по часам, необходимо выбирать для них логические перерывы на уроках, чтобы не нарушать естественный ход мыслей учащихся. Допускается сдвиг по времени от 5 до 10 минут.

7 Логичное включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.

8. Положительная мотивация к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление   больше   узнать,   радость   от   активности,   интерес   к   изучаемому материалу и т.п. Постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.

  1. Благоприятный  психологический  климат на уроке,  заряд позитивных эмоций.
    Стрессы, хроническое психофизическое напряжение, отрицательные эмоции и т.п. проявления,   как   со   стороны   учителя,   так   и   учеников   свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.
  2. Отсутствие микроконфликтов между учителем и учащимися:  из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д.
  3. Умение   учителя   предупредить   такие   эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса — отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».
  4. Использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
  5. Спокойное завершение урока для того, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.  Недопустима задержка учащихся  в  классе после звонка на перемену.
  6. Рациональный объем домашних заданий.(1 кл-до 1час, 2 кл- 1,5 часа, 3-4 кл.-2 часа, 5-6 кл. -2,5 часа, 7-8 кл. - 3 часа, 9-11кл. - 4 часа).
  7. Рекомендуемая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу должна находиться в диапазоне от 60% до 80%.
  8. Временной  нормой наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности {возрастающие двигательные и пассивные отвлечения школьников) считается время за 5-10 минут до окончания урока.
  9. Интегральным  показателем здоровьесберегающей эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе — спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом  —утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное».

1.2.  Материалы для организации двигательной активности на уроках

Школьные занятия,  сочетающие  в себе  психическую,  статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общею воздействия.

Для  улучшения  мозгового кровообращения.

1.        Исходное положение (и.п.) — сидя на стуле, 1-2 — отвести голову назад и

плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.        И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот

головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3.        И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3-4 то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Комплекс упражнений физкультурных минуток

  I  Упражнения выполняются стоя.

  1.  И. п.- кисти к плечам. 1-2 - отвести локти назад - вздох, 3-4 - локти вперёд -  выдох. Смотреть вперёд. Повторить 8-10 раз.
  2. Тремя пальцами каждой руки слегка и часто надавливать на верхнее веко в течение 3-4 сек., затем открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
  3.  И. п.- руки на поясе. 1-2 - разогнуться, голову и плечи отвести назад - вдох,    3-4 - наклониться вперёд нагнувшись - выдох. Повторить 6-8 раз.
  4.  Не изменяя положения гол о вы, пере водить взгляд по диагонали вверх -вправо, затем вниз - налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
  5.  И. п.- кисти на затылке, ноги врозь. 1-2-3 - пружинистые повороты туловища в сторону, 4 - и. п. На следующие четыре счёта - то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз.
  6.  Палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палеи и обратно в течение 10-15 сек. То же другим глазом.

Комплекс 2.

Упражнения выполняются стоя.

  1. И. д.- руки сзади, пальцы в замок. 1-2 - отвести руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - и. п. - выдох. Повторить 6-8 раз.
  2. Частые моргания в течение 10-15 сек.

3. Самомассаж задней поверхности шеи.

  1. Не изменяя положения головы, смотреть то вверх, то вниз. Повторить 6-8 раз,
  1. Выполнить 10-12 полуприседаний (приседаний).
  2. Выполнить упражнение "метка на стекле" или подобное ему для тренировки внутренних мышц глаз.
  3. Выполнить дыхательное упражнение 3-4 раза.

Комплекс 3.

Упражнения выполняются стоя.

  1.  И. п.- кисти к плечам. 1-2 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки, напрячь мышцы спины - вдох, 3-4-руки вперёд, обнять себя -выдох. Повторить 5-6 раз.
  2.  И. п.- сидя. Самомассаж глаз в течение 15-20 сек.
  3.  Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-3 сек., затем открыть на 1-2 сек. Повторить 6-8 раз.
  4.  И. п.- кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону по 6-8 раз.
  5.  Круговые движения глазами в одном и другом направлении по 8-10 раз.
  6.  И. п.- ноги врозь. 1-2-3-наклоны туловища в сторону, 4-и. п. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону.
  7.  Указательный палей правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. Смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-5 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палеи двумя глазами. Выполнить тоже, но закрывая правый глаз. Повторить 6-8 раз.

Массаж для пальцев.

Известно, как важно для младших школьников развитие мелкой мускулатуры рук. Детям нравятся считалочки, и они с удовольствием выполняют под нее упражнения. Начинается упражнение так:

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: 1,2,3,4,5

Затем хлопают в ладоши:              «Вышли пальцы погулять».

А вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.

Правого большого пальца:             «Этот пальчик самый сильный»,

Левого большого пальца:               «Самый толстый и большой».

Правого указательного пальца:     «Этот пальчик для того…»

Левого указательного пальца:       «Чтоб показывать его».

Правого среднего пальца:              «Этот пальчик самый длинный».

Левого среднего пальца:                «И стоит он в середине».

Правого безымянного пальца:       «Этот пальчик безымянный».

Левого безымянного пальца:         «Он избалованный самый».

Правого мизинца:                           «А мизинчик хоть и мал…»

Левого мизинца:                             «Очень ловок и удал».

После этого мы интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их. После этих упражнений пальцы хорошо разогреваются и дети с удовольствием приступают к письму.

2. Массаж пальцев и рукн.

   "Петушок, петушок.

   Чистим мы твой гребешок.

    Долго первый зубчик трем,

    Ко второму перейдем

    Третий долго -долго трем,

    На четвертый перейдем.

    А теперь клюв разотрем

    И по складке проведем:        

    Назад- вперед, назад- вперед,

    Петух песенку поет".

3. Игровая гимнастика для пальцев руки.

    "Жила щука зубастая,

    Была она опасная.

    Зубы точит, зубы точит,

    Всех рыбешек поймать хочет".

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 —сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения для снятия общего мышечного утомления

1.        "Пловец".

И.П. — ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью.

Медленные круговые движения руками вперед - в стороны - назад, имитируя движения рук при плавании брасом. Выполнить 8-10 раз. Все движения проводить плавно, не спеша.

2.        Грести на лодке. 

И.П. - стоя, руки вниз. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки перед собой вверх. Одновременно с медленным выдохом, наклониться вперед, руки, не сгибая, опустить вниз и отвести назад по дуге. Повторить 4-6 раз.

3. Упражнение "Орех". 

Катание грецкого ореха между ладонями.

4.        Черпаем море, разводим облака.

И.П. - стоя, руки вниз, левая нога впереди, колени полусогнутые. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладони обращены друг к другу), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперед и делая медленный выдох, скрестить руки перед коленями. Повторить 4 - 6 раз.

        Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову.

1 — резко повернуть таз направо.

2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнения для  снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.        И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1  правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 -2 - свести локти
вперед, голову наклонить вперед. 3-4-локти назад, прогнуться. Повторить
6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх.  1  - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний,

4.        И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 -   резко повернуть таз направо. 2

— резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5.        И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6, то же в другую сторону, 7-8 - руки в н и з н расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

6        И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль
ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 - и.п., 5-8 - то же в другую
сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7-8 - хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку па пояс,

12 -правую руку на пояс,

13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить, 4-6 раз.

Темп - 1 раз - медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный

Физкультминутки на уроках письма и чтения 

Комплекс упражнений для младших школьников

на уроках с элементами письма.

1.        

И.п. - сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо. 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову вперед. 6 - и.п., 7 -голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

А начало алфавита

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка.. Темп постоянно ускоряется.)

Ах ты, Петя - простота

Ах ты, Петя — простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Петя, Петя - петушок!

Что ты раненько встаешь?!

Детям спать не даешь. (Дети кладут голову на парту, имитируют сон.)

Чтобы нам совсем проснуться

Нужно потянуться!  (Делают несколько упражнений.)

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки

На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «АЙ-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Праваярука снова «помешивает кисель».)

Во-о-отстолько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - поднимайте руки вверх,  если с маленькой - приседайте:

Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок

Будем в классики играть.

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала, (Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловище влево-вправо.)

Вот так буква-акробат!   (Хлопки в ладоши.)

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение годовой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте:)

Встанем, дети

Встанем, дети, (Встали.)

Скажем тихо:        

Раз, два, три, четыре, пять. (Шагаем.)

Приподнялись, (Поднялись на носочках.)

Чуть присели (Приседаем.)

И соседа не задели, (Садимся.)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)

Тихо сесть, (Ровненько сели.)

Писать начать (приготовились писать)

Мягкий знак

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного - выполняйте приседание,

для разделения согласного и гласного — рывки руками:

царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

- Кто догадался из какой пословицы три последних слова?

Мяч подскакивает вверх

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился. (Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

Маленький  — маленькая; маленький малыш; маленький - мальчик; мальчик — мальчику; варенье - вареньем; варенье - сварил; повар — варит; повар - повара.

Плакса

Что ты плачешь: «Ы» да «Ы»? (Ученик «плачет» со звуком «Ы».)

Слезы поскорей утри, («Плакса" перестает «плакать».)

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать. (Дети могут сделать несколько танцевальных движений.)

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко (надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую)

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Птички

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

Раз, два — мы проснулись Раз, два - мы проснулись, (Потягивания.)

Родственные слова

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес - лесник, река - ручей, стена потолок, кот котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле - полюшко, гриб - грибной, обед — стол.

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж. (Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Словарные слова

После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Физкультминутки на уроках математики

Арифметический диктант.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, прыжки, хлопки)

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

Мы теперь - канатоходцы,

Сколько можем простоять.

(Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ну, а если силы взвесить,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Хорошо мы посчитали

И нисколько не устали,

Голову поднимем выше (Стойка ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох)

И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох)

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

Физкультминутки на уроках окружающего мира

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

А теперь мы - ручейки

А теперь мы - ручейки,

Побежали вперегонки.

Прямо к озеру спешим.

Станет озеро большим. (Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.)

                             1. 3. Физические упражнения и подвижные игры

                                            на динамических переменах

Динамические перемены удобнее проводить в начальной школе после третьего урока, в среднем звене - после четвертого урока. Снимается утомление и повышается работоспособность, укрепляется физическое развитие, решаются воспитательные и коррекционно-развивающие задачи:

  • создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
  • включить учащихся в активную деятельность, организовать их двигательную активность в соответствии с принципами и правилами физического воспитания;
  • добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;
  • развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
  • обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам.

Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и интересов детей.

В содержание динамической перемены входят общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей.

Быстро по местам!

Играющие строятся в одну или две колонны и вытягивают руки, касаясь плеч впереди стоящего. По команде учителя «На прогулку!» ученики расходятся в разные стороны, по команде «Быстро по местам!» - строятся в исходное положение, стараясь быстрее занять свое место.

Внимание!

На слово «Внимание!» учитель показывает любые упражнения, дети должны быстро их повторить. В конце подвести итоги игры. Например:

Внимание! (Руки вверх.)

Внимание! (Руки к течам.)

И вот опять (Хлопок перед собой.)

Задание. (Руки на парту.)

Внимание! (Встать.)

Внимание! (Сесть.)

Учебное задание. (Руки перед собой на парту.)

Лес, болото, море

Учитель называет обитателей лесов, болот, морей и рек.

Как только учитель называет обитателей лесов, лети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).

Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.

Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».

В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д.

Летает - не летает.

Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.

Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в I стороны, если нет, то шагают на месте.

Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.

Качели, машина... — ходьба на месте.

При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа.

Улитка, червяк... - присед.

Как говорят части тела?

Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.

  • Как говорят плечи «Я не знаю»?
  • Как говорит палец «Иди сюда»?
  • Как ноги ребенка требуют «Я хочу*?
  • Как говорит голова «Да» и «Нет»?
  • Как говорит рука «До свидания»?

Комплекс восстановительной гимнастики № 1

I.       «Котята»

И.п. - ноги вместе, руки свободно опущены. На 1 — приподнять предплечья, пальцы развести, плечи отвести назад, туловище выпрямить. На 2 — расслабить мышцы, перейти в и.п.

2.        «Косари»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки как бы держат «косу». Поворачивая туловище: на 1 - замах «косой», на 2 — скашивание травы.

3.        «Море волнуется»

И.п. - ноги на ширине ступни. На 1 - подняться на носки, руки свободно поднять вперед. На 2 -— встать на пятки, руки опустить и отвести назад.

4.        «Петрушка»

И.п. — упор присев. На 1 - выпрямиться, руки в сторону, ладони вперед, пальцы разведены. На 2 - наклониться вперед, коснуться коленей ладонями. На 3 -выпрямиться, на 4-и.п.

5.        «Маятник»

И.п. - руки свободно вверх. На 1-2 — руки вправо, наклон вправо. На 3-4 - руки влево, наклон влево.

6.        «Конница»

И.п. - руки согнуты в локтях, под прямым углом. Бег на месте с касанием рук коленями.

7.        Ходьба на месте.

Комплекс восстановительной гимнастики № 2

1.       «Потянушки»

И.п. - О.С., руки внизу перед туловищем, пальцы сплочены. На 1 - положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить. На 2- и.п.

2.        «Ванька-встанька»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. На 1 - наклон влево, на 2 - наклон вправо.

3.        «Пружинка»

И.п - О.С. На 1,2,3 - медленно присесть, подняв руки перед собой. На 4 — быстро в И.П.

4. «Колка дров»

И.п. — Ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы сплетены. На 1 -Наклониться вперед, руки вниз, на 2—ил.

5. «Снежинки кружатся»

И.п. - Ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблен На 1 — потряхивая кистями, повернуть туловище влево. На 2 — И.п. То же в другую сторону.

6. «Волчок»

И.п. — руки на пояс. Прыжки на 2х нотах. На 1 -4 - прыжки с поворотом направо до и.п. На 5-8 - то же налево.

7. Ходьба на месте.

Комплекс восстановительной гимнастики № 3

I.      «Потянушки»

И.п. — О.С., руки внизу перед туловищем, пальцы сплетены. На 1 - положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить, на 2 - и.п.

2. «Винтики»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной. На 1 - повернуть туловище налево, на 2 - то же направо, не останавливаясь.

3. «Кукла»

И.п .- О.С. На 1-4 - переступая несгибающимися в коленях ногами, повернуться влево на 360°. Нa 5-8 то же в правую сторону.

4. «Ветер ёлочки качает»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. На 1 наклон влево, на 2 - то же вправо, не останавливаясь.

5.   «Большие птицы летят»

Ил.—присесть. Па 1 - выпрямиться, поднять руки через стороны вверх. На 2 - опустить руки в стороны вниз, не останавливаясь.

  1. Ходьба на месте.

2.Система социальных мероприятий по здоровьесбережению.

Ухудшение психического, физического и соматического здоровья детей ведет к повышению утомляемости и снижению работоспособности. Это происходит в условиях повышения требований к знаниям и умениям детей.

Специалисты доказали, что использование физических упражнений в общеобразовательных уроках крайне эффективное средство обеспечения работоспособности и борьбы с утомлением. Наиболее целесообразной формой таких занятий они называют комплекс упражнений, состоящих из трех компонентов:

  1. вводной гимнастики в начале учебного дня;
  2. физкультминуток на каждом уроке;
  3. динамической перемены после третьего урока.

Достоинства этого комплекса в том, что затраты времени на эти занятия, измеряющимися минутами, полностью окупаются возросшим  объемом внимания учащегося, развитием их способности к восприятию и переработке информации, улучшением функционального состояния организма и повышением работоспособности.

                     2.1. Вводная гимнастика.

Значение вводной гимнастики в том, что у детей улучшается адаптация к условиям предстоящей деятельности.

Содержание вводной гимнастики: в комплекс вводной гимнастики входят 6-10 упражнений, причем каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Длительность  вводной гимнастики 5-6 минут.

Принципы построения вводной гимнастики:

  1. комплексность;
  2. учет возрастных особенностей детей;
  3. систематичность выполнения.

2.2.Комплекс упражнений для вводной гимнастики.

  1. Ходьба на месте – 30 сек.;
  2. Бег на месте – 30 сек.;
  3. Исходное положение: основная стойка, руки на поясе, голова опущена. . выполнение: 1-2-руки через стороны вверх, поднимаясь на носки, посмотреть вверх (вдох), 3-4-возвратиться в исходное положение (выдох).
  4. Исходное положение: основная стойка: ноги врозь. Выполнение: поворот туловища влево, вправо, руки в стороны -12 раз.
  5. Исходное положение: основная стойка. Выполнение: 1 - наклон туловища влево, руки скользят по бокам (выдох), 2 -  принять исходное положение (вдох), 3 – наклон туловища вправо, руки скользят по бокам (выдох), 4 – принять исходное положение (вдох) – 12 раз.
  6. Диафрагмальное дыхание. Исходное положение: основная стойка. Выполнение: руки на животе, вдох – надуть живот, выдох – вернуться в исходное положение – 3 раза.
  7. Упражнение для глаз (2-3 упражнения).
  8. исходное положение: основная стойка. Выполнение: руки в стороны – вдох, обхватить себя руками – выдох – 4 раза.
  9. исходное положение: руки к плечам. Выполнение: круговые вращения руками – 12 раз.
  10. Ходьба на месте – 20 сек.
  11. исходное положение – основная стойка. Выполнение: руки через стороны поднять вверх, опустить вниз – выдох – 2 раза.

3.

Самолет

И. п.- ноги врозь, руки в стороны.

1 -наклон туловища влево, 2-вернуться в исходное положение; 3-наклок туловища вправо, 4-вернуться в исходное положение-10-15 раз.

4

Бабочка

И. п.-основная стойка.

упражнение для глаз: поморгать , как бабочка крыльями машет- 8-10 раз.

5

Насос

И.п.- ноги вместе, руки в стороны.

1- поднять левую ногу, согнуть в колене, хлопнуть под ней в ладоши.

2- вернуться в исходное положение. 3- поднять правую  ногу, согнуть  в  колене. хлопнуть под ней в ладоши 4- вернуться в и. п.- 10 раз.

6

Муха

И.п.-основная стойка.

упражнение для глаз: круговые вращения глазами -10 раз в одну сторону, 10 раз в другую.

7

Часы

И.п.-основная. стойка, руки на поясе.

повороты туловища в правую сторону, посмотреть на правый локоть,поворот туловища влево, посмотреть на левый локоть- 6-7 раз.

8

Сова

И.п.- основная стойка.

упражнение для  глаз:   1- широко открыть глаза,  2- сильно зажмурить- 3 раза.

На  параде

И.п.- основная стойка

Ходьба на месте с движениями с большой амплитудой- 30 секунд.

Вводная гимнастика для учащихся 1-4 классов

1.

Петушок

И.п. руки на поясе, голову  держать  прямо, следить   за   осанкой.

Ходьба на месте, высоко поднимая колени (при сгибании ноги носок должен быть опущен)- 30 секунд.

2.

Потянулись

И.п.-основная стойка, голова опущена, руки за головой, локти отведены вниз.

]-руки вверх, голову поднять, посмотреть на потолок, прогнуться, сделать глубокий вдох. 2.- вернуться в исходное положение, глаза опустить вниз, выдох- 6-7 раз.

2.3.Оздоровительные упражнения и

гимнастические комплексы до уроков

                                  Гимнастика до уроков

Задачи:

  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
  • воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство
    ритма, способность эстетического восприятия движений;

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики до учебных занятий проводят под музыку в течение 6-8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для осанки, мыши плечевого пояса и рук, мыши туловища, нижних конечностей, на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Мы присядем десять раз.

Мышцы не болят у нас. (Приседания.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И за парты вновь вернулись. (Лети садятся за парты.)

Вот мы руки развели

Вот мы руки развели, (Руки в стороны.)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились! (Наклоны вперед.)

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Всем друзьям  —  физкультпривет!

Всем друзьям

Физкультпривет, (Прогнуться назад, потянуться.)

Сделал паузу иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть глаза.)

Быстроногому гонцу (Бее на носках, сидя.)

И отважному борцу, (Наклоны вправо-влево, руки согнуты - в стороны.)

И гимнасту, (Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять.)

И пловцу — (Движения руками «брасс».)

Всем друзьям физкультпривет! (Встать, руки вверх.)

Ты готов к работе? Нет?

(Сесть, руки на парту, головой кивнуть или покачать и еще раз повторить.)

2.4.Организация внеклассной работы по здоровьесбережению учащихся

При внеклассных формах работы учитель осуществляет преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье.

Праздник здоровья может проходить в различных формах: “Путешествие в страну Здоровья”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40 минут, и проводится он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших – соответственно 90-100 минут 1-2 раза в учебный год. В праздниках участвуют ученики параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему “Мое здоровье”, составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т.д., а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника. Заранее готовятся оформление и атрибуты праздника, протоколы для жюри с перечнем конкурсов, подбираются разнообразные игры, танцы, эстафеты, продумывается музыкальное сопровождение. В ходе праздника жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце подводятся итоги, награждаются победители (важно, чтобы каждый участник праздника не остался без внимания).

Кроме названных  могут проводиться:

  • Консультации медицинских работников, психолога школы для родителей на актуальные темы, например “Профилактика утомления учащихся”.
  • Цикл лекций по проблемам валеологии;
  • Обмен опытом педагогов по проблеме: “Здоровье- вершина на которую каждый должен подняться сам”;

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость изучать состояние здоровья младших школьников обусловлено тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных школьников в последнее время наблюдается снижение темпа роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20 летней давности.  Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивному ухудшению состояния здоровья своих воспитанников?

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия. Организм человека считается здоровым, если его жизнедеятельность уравновешивается с окружающей средой. В поддержании равновесия жизненных процессов организма с внешней средой огромную роль играет состояние нервной системы и его сопротивляемость к воздействию различных факторов. Когда нарушается равновесие организма с внешней средой, возникает заболевание, которое и приводит к выраженным физиологическим и морфологическим сдвигам.

Причины, вызывающие заболевание, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним причинам относятся наследственность, врожденные особенности;
К внешним – механические факторы (ушибы, травмы, ранения);
Физические – (действия электрического тока, , лучистой энергии, атмосферное давление);
Химические – (отравления солями тяжелых металлов, ядохимикаты);
Биологические (болезнетворные микробы, вирусы, простейшие);
Нарушение питания (отсутствие в пище белков, витаминов), а также социальные условия.

Здоровье зависит:

+ на 50% и более от социальных условий и образа жизни;
+ на 20-25 % от уровня загрязнения среды обитания;
+ до 20% на него оказывают влияние генетические факторы;
+ на 8 % -10% уровень здравоохранения.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Во многом организация гигиенических условий обучения, воспитания и труда т. е. создание условий внешней среды зависит от педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть принятым для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”

                        Список используемой литературы

  1. Назарова Е.Н. «Основы здорового образа жизни и профилактика болезней». М.: Издательский центр «Академия».2001г.
  2. Абросимова М.Ю. «Здоровье молодёжи». Казань. «Медицина» 2007г.
  3. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток».М.: «ВАКО» 2005г.
  4. Волина В. «Праздник числа. Учимся играя». М.:Новая школа,1994г.
  5. Борисова Р. «Физическое воспитание детей в семье».М.:,1985г.
  6. Алямовская В. «Как воспитать здорового ребёнка». М.:,1993г.
  7. Лебедева Н.Т. «Школа и здоровье учащихся»М., 1995г.Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей/ Под. Ред. И. В. Макаренко. М., 2000
  8. СайкинаЕ.Г., Филева Ж.Е.»Физкульт-привет минутками паузам!» Сборник упражнений для младших школьников:Учебно-методическое пособие для педагогов. СПб.: «Детство-пресс».2004г.
  9.  СайкинаЕ.Г., Филева Ж.Е. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов. СПб.: 200г.
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования№6.2002г.
  11. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002
  12. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/Под ред. Замиловой Ф.С., Ширяевой В.А. – Саратов, 2005г.
  13. Филиппов п.И.»Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни». М.: 2003г.
  14. Хрущев С.В. Физическая культура в режиме продленного дня школы. М., 1986г.
  15. Исаева С.А Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. 2-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2004г.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Программа по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...

Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"

       Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка  6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, ...

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.В основе педагогического опыта лежат идеи о психологических аспектах теории игры и игровых  систем Л.В.Выготского, ...

Статья. "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников".

Здоровьесбережение младших школьников, одна из главных задач обучения....