Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.
статья по зож на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н.М. Амосов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н.М. Амосов.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?

Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя.

Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.

Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от неё зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье- высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Известно,что состояние здоровья ребенка-важное условие успешного усвоения школьных программ, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается. Лишь 14 % детей практически здоровы,50% имеют функциональные отклонения,35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза патология пищеварения, в 5 раз нарушение осанки.

Это ещё раз доказывает, что охрана здоровья школьников требует от учителя поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Так у меня зародилась идея, которую я условно назвала «не навреди». Я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьсберегающие технологии.

Цель данных технологий обучения-обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Изучив опыт работы других педагогов, я включила в свою практику следующее.

1.Организация обучения в режиме «динамических поз».

Смену рабочей позы стараюсь менять 2-3 раза за урок с учетом сезона и двигательной активности, характером предшествующего урока. По моей команде дети собирают свои учебные вещи и быстро меняются местами. В это время  провожу физкультминутку (общую, для пальцев, глаз, исходя из характера урока). В начале учебного года при помощи мед. работника было проверено зрение учащихся и, исходя из физиологических особенностей каждого ребенка ,определено его рабочее место в классе.

Во время урока стараюсь, чтобы наглядность, которую применяю соответствовала нормам «зрительного горизонта».

Любую технологию, разработку применяю в коллективе с эмоциональным благополучием. Стараюсь обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относится и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они были помещены в нижней части доски.

По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. в конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные результаты.

Далеко не всем учащимся дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не забываю  о том, что отдых-это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока   не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов учебной деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого стараюсь развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты в классе дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Несколько минут на уроке уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности,  а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения  для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики проводится первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную- руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью выполняю следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина  предлагаю ученикам закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

В качестве приёма здоровьесбережения применяю  дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес у учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю детям разноуровневые домашние задания.

Наряду с данной технологией веду работу по профилактике простудных заболеваний. Этому способствуют прогулки и подвижные игры на свежем воздухе в ГПД, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни под рубрикой «О чем нам поведал Стобед»,участие детей в Дне Здоровья, вовлечение детей в различные кружки и секции, беседы с родителями, соблюдение режима дня. Так внеурочные мероприятия становились не только познавательными ,но и оздоровительными.

Таким образом, включая в уроки описанные технологии, можно добиться следующих результатов. Уменьшить количество пропусков по болезни, повысить успеваемость по предметам, т.к. использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности, улучшается настроение, в классе дети чувствуют себя комфортно.

В последние годы, в связи с внедрением информационно-   коммуникативных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные   физминутки, цель которых –предупредить и снять умственное и физическое напряжение ученика.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:(Приложение №1)

Вывод: Приложение №2

1сентября мне доверили родители самое дорогое, что есть в их жизни: своих детей. Я искренне надеюсь, что все перечисленные здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам педагогам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...

Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения....

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Программа по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников ...

Статья: Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников....