Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.
методическая разработка по окружающему миру по теме
Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).
Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.
Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных областей «окружающий мир», «изобразительное искусство», «технология, ИКТ. Реализуется с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о зимующих птицах Астраханского края, встав на позицию «биолога», «диетолога», конструктора», «практика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
. Применение мультимедийных технологий в обучении
младших школьников. Методы проектирования как
инновационная форма творческой деятельности учащихся.
Павленко С. В. учитель начальных классов высшей категории
МБОУ Камызякская СОШ № 4»
Человек, оканчивающий школу в 21 веке должен быть готовым к существованию в современном, стремительно меняющемся мире. Следовательно, выпускник должен владеть современными информационными и компьютерными технологиями. На это и направлены усилия многих учёных, работающих в сфере образования.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности» (умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации), происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Приведу пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).
Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.
Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных областей «окружающий мир», «изобразительное искусство», «технология, ИКТ. Реализуется с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о зимующих птицах Астраханского края, встав на позицию «биолога», «диетолога», конструктора», «практика».
В ходе проектной деятельности учащиеся создадут презентации, буклеты, альбомы, чертежи и макеты кормушек, кормушки для птиц.
Сроки реализации проекта: проект средней продолжительности (3 недели).
Проблема, которой посвящён проект: Как помочь зимующим птицам пережить холодную и голодную зиму.
Дидактические цели:
- Формировать у детей представление о жизни зимующих птиц, способах добывания пищи.
-Учить устанавливать связь между способом питания и образом жизни птиц.
- Познакомить с некоторыми видами кормов, пригодными для прикормки.
- Развивать устную речь, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, практические навыки по изготовлению кормушек.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Методические задачи: Формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, поиск и отбор информации, умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы, самоанализ своей деятельности, работать в группе.
Источники информации: энциклопедии, Интернет, биолог школы, продавец зоомагазина, учитель технического труда, родители.
Основополагающий вопрос: Нужна ли помощь зимующим птицам нашего края и как её осуществить?
Гипотеза: «Если мА поможем птицам зимой – то они помогут нам летом».
Проблемные вопросы:
- Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются у нас зимовать?
- А может птицы улетают на юг не потому, что становится холодно?
Подготовительный этап:
- «Мозговой штурм» - формулирование тем исследований участников
- Распределение участников в группы
1 группа – «Биологи»
2 группа - «Диетологи»
3 группа – «Конструкторы»
4 группа – «Практики»
- Обсуждение хода решения поставленной задачи
Этапы исследований:
1. Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта.
2. Анализ проблемы, постановка творческих вопросов.
3. Поисковая и исследовательская работа, выполнение творческих
заданий.
- Оформление творческих заданий: презентаций, буклеты, альбомы, чертежи и макеты кормушек, кормушки для птиц.
Заключительный этап:
- «Научно-практическая конференция». Защита участниками
проекта своих работ. Подведение итогов. Награждение лучших
участников проекта.
Каждая группа собирает информацию из различных источников по своим проблемным вопросам:
«Биологи»: Какие птицы зимуют в нашем крае? Особенности строения и жизни зимующих птиц. Зачем нам подкармливать птиц зимой? Для защиты своей части проекта эта группа делает альбом иллюстраций с описанием зимующих птиц Астраханского края, презентацию о жизни птиц зимой, доклады о птицах.
«Диетологи» узнают: Чем питаются птицы в природе? Чем можно подкармливать птиц зимой? Где можно взять или купить корм и сколько это будет стоить? Эта группа создаёт альбом питания зимующих птиц, а также таблицы цен на крупы в продуктовых магазинах и в зоомагазине , буклет.
«Конструкторы» узнают: Какие бывают кормушки? Какие материалы для них можно использовать? Находят иллюстрации кормушек, делают чертежи и макеты. Создают альбом с иллюстрациями, чертежами кормушек, макеты кормушек.
«Практики» находят: Где располагается наибольшее скопление птиц, где и как удобнее повесить кормушки, и как правильно прикреплять кормушки к деревьям. Делают кормушки из различных материалов.
Учитель помогает детям в отборе информации, является консультантом проекта.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающие смогли на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Затем проводится обобщающая научно-практическая конференция, на которой каждая группа представляет свою работу всему классу и проводит защиту своей части проекта, т.е. демонстрирует результаты самостоятельной исследовательской работы. Это один из главных этапов обучения. Обучая других, обучаешься сам.… Изучив что-либо, ученик стремится рассказать об этом другим, поэтому без этапа защиты проекта самостоятельное исследование школьников не может считаться завершённым. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваться с другими взглядами на эту проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
Применяя в обучении младших школьников современные мультимедийные технологии и проектную деятельность, главная задача педагога состоит в том, чтобы создать педагогическое пространство, где ребёнок имел бы возможности для разностороннего проявления своей личности, обогащения своего внутреннего мира – основы, на базе которой формируется и развивается творческий процесс. Главное условие успеха в обучении – это индивидуальный подход к каждому ребёнку, тонкий учёт его мотивов, побуждений и характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение проектного метода как средство для развития творческой активности учащихся на занятиях в кружке «Умелые ручки»
Описание опыта....
Метод проектов как одна из инновационных форм работы с учащимися в начальных классах
Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и...
Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.
У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Различные методы и формы на уроках...
Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»
Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...