«Применение проектного метода как средство для развития творческой активности учащихся на занятиях в кружке «Умелые ручки»
проект по технологии по теме

Тудупова Евгения Цырендашиевна

Описание опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_proektnogo_metoda.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение проектного метода

как средство для  развития творческой активности учащихся

на занятиях в  кружке «Умелые ручки»

Актуальность темы исследования. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим дополнительное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации обучающихся в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.

Основное противоречие, выявленное в процессе процедуры организации образования в системе дополнительного образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

На основании выявленного противоречия, была сформулирована проблема: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на занятиях в кружке «Очумелые ручки»?

Исходя из проблемы я обозначила основную цель описания моего педагогического опыта: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности,  учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.

2. Выявить возможности применения проектной учебной деятельности для развития творческой активности.

3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся.  

4. Исследовать работу по внедрению проектной методики в процесс обучения отношение к выполнению творческих проектов на занятиях в кружке «Умелые ручки» у обучающихся.

Методы: Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение; Эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ, стимулирование.

Этапы:

  - на первом этапе изучалась  психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих исследовательских  проектов.  

   - на втором этапе уточнялось содержание программы; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,  

   - на третьем этапе проверка влияния системы средств, условий  проектного метода обучения на активизацию творческой активности учащихся в кружке «Умелые ручки».

Творческие проекты

Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого   ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?

Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на учащегося, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.

Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы,  обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.

Проектная деятельность на занятиях в кружке  – это такая деятельность, в основе   которой лежит активизация  творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой    школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов программы "Умелые ручки",  быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любой теме программы.

Программа "Умелые ручки" дает право педагогу окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.

Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость; стоимость.

 В настоящее время в системе дополнительного образования происходят изменения, направленные на создание среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Метод проектов позволяет решить поставленные задачи.

 В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Организация проектной деятельности

на примере проекта модульное оригами «Совушка».

Рассмотрим методику организации проекта модульного оригами «Совушка» на занятиях кружка. Думаю, целесообразным осуществлять проектную деятельность пошагово.

На первом шаге организуем подготовительную работу, цель которой познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки. Здесь необходимо собрать весь багаж знаний, необходимых для успешной работы над предстоящим проектом. Чтобы учащиеся лучше осознали методику предстоящей им работы, предложим их рассмотрению проект «История оригами». Таким образом, формируем у учащихся представление о ходе проектной деятельности. Предлагаем ребятам самостоятельно продумать ход работы над этим проектом.

На втором шаге происходит непосредственная работа над проектом «Совушка». Дадим характеристику данному проекту. Вид рукоделия: оригами.

Тип проекта: практико-ориентированный, межпредметный, краткосрочный.

Продолжительность: 9 занятий

Цели проекта:

Образовательная: способствовать формированию умения применять знания по технике  модульного оригами в нестандартных практических задачах.

Совершенствование своих возможностей в области моделирования и проектной деятельности;

Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций: систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к занятиям в кружке, формированию умения трудиться в коллективе.

Планируемый результат: научить учащихся создавать работы по своему эскизу, рассчитывать время и затраты на его выполнение.

Учащиеся должны научиться: ставить цели и задачи проекта, составлять план работы по выполнению проекта, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.

Количество участников: 10 человек

Предлагаем учащимся проблемную ситуацию: «У нас имеются эскизы альтернативных моделей в банке идей и предложений, вам необходимо исследовав всевозможные изображения, выбрать объект, по которому вы будете делать проект. После чего подсчитать время и затраты на выполнение изделия. Требование: наличие  соответствующего числа модулей. Задание: составить план организации по изготовлению проектируемого изделия.

В ходе общего обсуждения ребята должны увидеть, что им в процессе выполнения проекта предстоит определить технику и последовательность выполнения изделия, так чтобы они удовлетворяли условию задачи.

Таким образом, ученикам необходимо увидеть весь масштаб предстоящей работы.

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Участники проекта готовят свою работу к защите. Они выбирают форму, в виде которой донесут свой проект до остальных участников. Ребятам предстоит вспомнить весь ход работы, чтобы представить его на защите. Они выявляют трудные и значимые места в ходе выполнения проекта, указывают на средства, способы и методы работы над проектом. Демонстрируют свой результат и показывают его универсальность с точки зрения выдвинутых требований, отвечают на возникшие в ходе презентации вопросы.

 Проанализируем проделанную работу по внедрению проектной методики в процесс обучения изготовления изделий из модулей.

Выполнение проектов повышает интерес к занятиям в кружке, по результатам опроса учащихся выявили, что отношение к проектной деятельности на  занятиях в кружке «Умелые ручки»:

80 %        нравится

- %        равнодушна(шен)

20 %        не нравится

Динамику развития творческой активности можно проследить по увеличению количества учащихся участвующих в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества.

          Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на занятии, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на занятиях: ребята стали более сплоченные, помогают друг другу, не боятся ошибок, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Проектная деятельностькак средство развития творческой активности всех субъектов образовательного учреждения

Как правильно осуществлять проектную деятельность, в том числе и на логопедических занятиях...

Сценарий открытого занятия кружка "Умелые ручки"- творческая мастерская "Северная берегиня"

Цель этого занятия познакомить детей с историей народной игрушки, с технологией изготовления народной куклы "Северная берегиня" . Задачи занятия: Познакомить с историей возникновения куклы,...

Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Выступление на районном семинаре на тему "Применение технологии проектной деятельности как средство развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов"...

Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....