Проектная деятельностькак средство развития творческой активности всех субъектов образовательного учреждения
статья на тему

Попова Ольга Сергеевна

Как правильно осуществлять проектную деятельность, в том числе и на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_proektnaya_deyatelnost.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования, физической культуры и спорта управления образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Красненского района Белгородской области

Методический кабинет

МОУ Красненская средняя общеобразовательная школа

имени  М.И. Светличной

Метод проектов, как средство развития творческой активности всех субъектов

образовательного учреждения

(Доклад)

Выполнила:

Попова Ольга Сергеевна

учитель- логопед

Красное

2011

Современные тенденции и стремительные перемены в социу ме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15—20 лет назад, поэто му постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эф фективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициа тивности в поиске ответов на вопросы, систематизировать ин формацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образо вательная практика, такую возможность дает метод проектов проектное обучение, позволяющий педагогам расширить об разовательное пространство, придать ему новые формы, дать воз можность развития творческого, познавательного мышления ре бенка.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, твор ческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, ком муникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, кото рый достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить про блему или работать над проектом в данном случае означает  применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников — подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Особенности проектной деятельности

Проектная деятельность – является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Воплощение идеи – это этап творчества, самостоятельного выбора информации, выдвижение своих мыслей, гипотез, исследование и проверка на практике всех предложенных вариантов ответа на поставленный вопрос. Исследовательская работа в проекте носит учебный характер. Это означает, что её главной целью является развитие личности учащегося, а неполучение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

         Особенностью проектной деятельности у детей 6-8 лет в системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятель но найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образова тельном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги , а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида (творческие, иссле довательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др.), нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализа ции. Специфика использования метода проектов  состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ре бенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в со вместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и по мощью педагогов и родителей.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и спосо бы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы че рез вопросы к родителям,  походы в библиотеку, чте ние детских познавательных и справочных изданий; поездок, по ходов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продук тивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспе риментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, что бы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможнос ти проявлять максимум способностей, самостоятельности, иници ативы и творчества. 

Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи: 

  1. побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
  4. побуждать детей к совместной деятельности;
  5. формировать эмоциональную заинтересованность;
  6. развивать мышление и воображение;
  7. формировать различные способы общения;
  8. овладение различными способами решения поставленных задач.

В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.

Учитывая возрастные психологические особенности детей и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:

  1. помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  2. подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  3. планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;

     В логопедической группе проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе является формирование и развитие всех компонентов речи.

     Структура занятия с использованием метода проектов традиционно включает:

-  погружение детей в игровую ситуацию и создание мотивации к проектной деятельности;    - введение в проблему;

- ее поэтапное решение в процессе проведения опытно-экспериментальной работы;

- обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы, систематизацию информации; -  продуктивную    деятельность детей;

 - презентацию результатов проектной деятельности.

При этом на каждом из этапов занятия могут быть использованы разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри образовательного учреждения, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.

Проектная деятельность расширяет социально-познаватель ное пространство детей 6—8 лет, удовлетворяет их потребность в коллективных видах деятельности. Дети учатся проводить по исковую работу в большом коллективе, участниками которого становятся сверстники и взрослые (воспитатели, родители, пе дагоги дополнительного образования, сотрудники библиотеки, музея и т.д.). Результатом проекта становится социально-значимый продукт. Форма проекта объединяет на уровне сотруд ничества два типа активности: собственную — детей и актив ность, идущую от взрослого.

Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно с младшими школьниками реализовывать в течение года до пяти про ектов, среди которых разнообразные по продолжительности (крат ко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индиви дуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различ ную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая под держка и др.

                 Содержание и этапы реализации проекта

1 .Исследовательский (подготовительный) этап.

Определяется проблема, ставиться цель, задачи проекта, ведется подбор литературы

Проводиться исследование, наблюдения, беседы, анкетирование, ведется обработка полученной информации, формулируются задачи.

Изучение опыта педагогов, подбор литературы, изготовление пособий, проведение диагностики

2.Модельный (технологический) этап, направленный на разработку способов достижения поставленных целей.

Определяется алгоритм деятельности, определяется объем и содержание заданий, последовательность выполнения, оформление проекта и подготовка его к презентации. (Составляется план реализации проекта).

Подготовка конспектов, разработака мероприятий

З.Этап реализации проекта (творческий) является продолжением модельного этапа и значительно обогащается формами, методами и средствами учебно-воспитательной работы. Предполагает творческую деятельность его участников, проведение занятий, игр, развлечений и др. по реализации проекта.

Проведение мероприятий, оформление результатов

4. Заключительный (рефлексивный) этап проекта предполагает его защиту. Формы защиты могут быть самыми разными: творческими, научными, деловыми презентациями. Только подготовленные и оформленные проекты допускаются к защите. Проведение повторной диагностики, исследование результатов проведенной работы

Описание продукта

Результат реализации проекта может быть представлен:

на / этапе — аналитическим отчетом об использовании совре менных образовательных технологий, поддерживающих детскую инициативу (детское экспериментирование и проектная деятель ность);

на II — тематическим планированием экспериментальной дея тельности детей, конспектами занятий по детскому экс периментированию; разными формами презентаций продуктов проектной деятельности; интернет-страничкой о проектно-исследовательской деятельности для родителей на сайте учреждения и на сайте Родительский клуб «Центральный»; рекомендациями для родителей по организации исследовательской работы в домаш них условиях; на III этапе — сборником методических материалов, включаю щим: описание модели образовательной технологии проектно-исследовательской

Последовательность работы над проектом:

1. Анализ исходной позиции и определение проблемы;

2. Формулирование темы, постановка цели и задач: - планирование    деятельности,    отбор    содержания    и средств достижения цели, организация работы;

3. Выполнение необходимых действий;

4. Контроль, коррекция, анализ и оценка результатов про ектирования;

5. защита проекта.

Учимся проектировать вместе, или

Что такое детское проектирование?

Как считают психологи, наряду с репродуктивной деятельнос тью (действия по образцу), у детей возникает способность обнару живать проблему, ставить задачу, планировать действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и вполне нетривиальное решение. Важно отметить, что и творческое мыш ление лежит в зоне ближайшего развития детей. При этом решение задач включает в себя и детское проек тирование, в котором в качестве решения вводится новая норма: именно в ходе такой работы с детьми формируется способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной дея тельности.

Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? Это разно образная (интегрированная) деятельность по достижению опре деленной цели. Проектирование отличается от решения пробле мы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование. Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных (взрослых и де тей) обсуждений:

  1. продумываются шаги по достижению цели;
  2. определяются сроки и состав участников и приглашенных;
  3. намечается содержание (поиск информации) и фиксирует ся план-сценарий проведения;
  4. распределяются обязанности и роли каждого;
  5. определяются средства и рассчитывается бюджет;
  6. составляется список и приобретается все необходимое.

Это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда родители и дети приглашают гостей, офор мляют, шьют, разучивают, репетируют, стряпают и т.д. Презентаци ей продукта совместной деятельности является сам детский праз дник, после которого останется много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично. Количество участников проекта может изме няться, возраст их не ограничен, могут вноситься коррективы, каж дый выполняет только то, что может и хочет делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами. Многие подумают, что можно пригласить специалистов, которые все сде лают на профессиональном уровне. А где же тогда совместная де ятельность родителей и детей, которая так необходима ребенку?

Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познава тельных и практических усилий, что ребенок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, ис следовательского, художественного и социального. Ребенок не дол жен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «раз вивать инициативу, творчество, участие».

Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи — профессор У. Килпат-рик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, ко торая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребенку может принести пользу только та деятель ность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому дос тоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, сердечного увлечения ребенка при выполнении поставлен ной цели.

Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретенное ребенком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свой ства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребенок будет работать над любым проектом.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и само развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок— взрос лый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практи ков, можно отметить, что детское проектирование может быть ус пешным, если соблюдаются следующие условия:

  1. учет интересов ребенка;
  2. деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  1. тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  2. предоставление самостоятельности и поддержка детской ини циативы;
  1. совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком поле их ис кать? Темами совместного проекти рования могут быть:

  1. альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали летом», «На выставке цветов», «Домашние любимцы» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям;
  2. сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотография ми достопримечательностей;
  1. изготовление макета по русским сказкам;
  1. домашние выставки

               Примерное распределение совместных проектных действий

 взрослых и детей на этапах проектирования

Этапы

проектной

деятельности

Действия родителей

Деятельность детей

1

2

3

Подготови тельный

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства

Принимают участие в обсуж дении проблемы, плана пред стоящих дел, определении средств реализации

Аналитиче ский

Проводят совместный по иск информации в литера туре, Интернете, обраща ются за помощью к специалистам.

Организуют совместный поиск

информации.

Задают вопросы взрослым и

самостоятельно ищут ответы.

Отстаивают свои позиции

Анализируют, дискутиру ют, предлагают выбор мо дели-аналога. Составляют алгоритм дей ствий, распределяют обя занности и поручения

дискуссии, принимают пору чения, договариваются с дру гими участниками проектиро вания

Основной

Привлекают детей к дости жению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуют основные совме стные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, эксперимен тирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, кор ректировка, доработка и др.).

Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции

Участвуют в экскурсии, похо де в библиотеку, чтении лите ратуры, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращают ся за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоя тельно что-либо

Презентаци онный

В обусловленный срок уча- ствуют в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности

Наряду со взрослыми участ вуют в представлении (участ никам проекта и гостям) про дукта проектной деятельности на равных

Рефлексивный

Задают вопросы: Что полу чилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось боль ше всего? Что нужно изме нить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают

их.

Намечают темы следующих

проектов

Как происходит освоение проектной  деятельности?

Ин терес к содержанию проекта зависит:

  1. от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
  2. реализации его потребностей в активной деятельности;
  3. степени самовыражения;
  4. увлеченности совместной деятельностью со взрослым.

К шести года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развиваю щий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает разви ваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои им пульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и дру гих участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дети реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адек ватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточ няют цель, способны выбрать необходимые средства для достиже ния намеченного результата.

Освоение проектных действий детьми младшего школьного возраста

Этап проектной деятельности

Возраст

6—7 лет

1

2

Подготовитель ный

Выделение про блемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей по требностям детей или обеих сторон

Целеполагания

Самостоятельное определение детьми цели про екта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата

Планирования

Планирование деятельности детьми (при воз можном участии взрослого как партнера), опре деление средств реализации проекта

Исполнитель ский

Выполнение детьми проекта, творческие спо ры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь

Презентацион ный

Представление продукта про ектной деятель ности

Рефлексивный

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяс нение причин успехов и неудач

Проектировоч ный

Определение перспективы развития проек тирования

Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирова ния. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интере са, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей,

организация

которых

обеспечивается

воспитателем

Дни недели

Поне дель ник

Втор ник

Среда

Чет верг

Пят ница

Суб бота

Занятия

Наблюдения (экскур сии, прогулки)

Рассказывание

Экспериментирование, моделирование

Дидактические игры

Художественная дея тельность

Театрализованные игры

Конструирование

Спортивные игры

В образовательной практике используется матрица проекта.

Матрица проекта

  1. Название проекта        .
  2. Тематическое поле        .
  3. Проблема             .
  4. Цель        .
  5. Задачи        .
  6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (ос новные шаги по реализации проекта)              .
  7. Описание продукта, полученного в результате проекта        .
  8. Вид проекта        .

9.        Состав участников        .

10. Межпредметные связи

11.Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта        .

  1. Материально-технические ресурсы, необходимые для выпол нения проекта        .
  2. Планируемое время на реализацию проекта по этапам
  3. Организационные формы работы над проектом
  4. Форма проведения презентации

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Аналитический

Практический

Презентационный

Контрольный

 Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Сроки

Занятия

Наблюдения

Экспериментиро вание, моделиро вание

Экскурсии

Самостоятельная работа с родите лями

Групповое обсу ждение

                                         Оформление проекта:

  1. Тема проекта
  2. Автор проекта
  3. Координатор проекта
  4.  Участники проекта
  5. Обоснование проекта
  6. Цель проекта
  7. Задачи проекта
  8. Предполагаемые результаты (ожидаемые результат)
  9. Этапы проекта
  10. Описание проекта

(после задач описание проекта, условия реализации проекта)

Образцы оформления:

Проект : Страна понимания

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Обоснование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Описание деятельности

Проект «Веселый денек»

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Обоснование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Этапы проекта

Условия реализации проекта

Ожидаемые результаты

Описание проекта

Описание деятельности

Проект  «Опрятность и чистота – лучшая красота»

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Обоснование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Этапы проекта

Механизм реализации проекта ( в схеме)

этапы

Формы работы

задачи

содержание

Описание проекта

Проект «Мы стройные и крепкие»

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Обоснование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Этапы проекта

Содержание проекта

 Проект «Страна сказок»

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Актуальность проблемы

Цель проекта

Задачи проекта

Условия реализации проекта

Предполагаемые результаты

Описание проекта

План работы по реализации проекта

Проект «Театр и дети»

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Обоснование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Условия реализации проекта

Содержание проекта (в схеме)

Мероприятия

Взаимодействие

Среда развития

Проект «Лето красное»

Тема проекта

Автор проекта

Консультант проекта

Приоритетное направление

 Задачи проекта

Обоснование проекта

Содержание проекта

Проект «Сторонушка родная –Белгордчина моя»

Тема проекта

Автор проекта

Координатор проекта

 Участники проекта

Сроки реализации

Обоснование проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Этапы проекта

Описание проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Дидактическая игра как средство развития творческой активности

Значение игры невозможно исчерпать и оценить раз­влекательно-рекреативными возможностями. В том и со­стоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в ...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...