Дидактическая игра как средство развития творческой активности
учебно-методический материал

Значение игры невозможно исчерпать и оценить раз­влекательно-рекреативными возможностями. В том и со­стоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в тера­пию, в модель типа человеческих отношений и проявле­ний в труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc775 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АДМИНИСТРАЦИИ г. НОВОКУЗНЕЦКА

МОУ ДПО ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На правах рукописи

НИКОЛАЕНКОВА

ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Дидактическая игра как средство

развития творческой активности

Заявлена первая категория

учителя начальных классов                                Муниципальное

                                                                        образовательное учреждение

                                                                       «Средняя общеобразовательная

                                                                        школа №71»

Форма квалификационного

испытания - реферат

Новокузнецк - 2005

Содержание

  1. Введение._______________________________________________3
  2. Роль воображения в творчестве младших школьников__________4

Значение воображения_________________________________________4

Виды воображения____________________________________________4

  1. Мышление и его роль в развитии детского творчества_________5

Виды мышления______________________________________________5

Стадии развития творческого мышления__________________________6

  1. Дидактическая игра как средство развития творческой

активности.__________________________________________________7

Игра как метод обучения_______________________________________7

Игровые мотивы и организация игр______________________________8

  1. Заключение_____________________________________________11
  2. Приложение_____________________________________________11

Игры для развития творческого воображения______________________11

VII.Библиография._____________________________________________15

Введение

Как развить творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Как помочь ему не потерять «искру Божию», данную каждому малышу от рождения?

Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила.

Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути.

Одни педагоги подробно изучают структуру и качества творческого мышления и воображения и занимаются с детьми, по существу, тренингом способностей, предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данному предмету» или «Составьте предложения, включающие заданный набор слов». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.

Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки), не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. Прививая детям на всю жизнь вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам осознанных инструментов для самостоятельного продвижения вперед.

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни.

Не все дети справляются с жизненными противоречиями, не все могут правильно сделать выбор, предложить продуктивное решение во вдруг изменившейся ситуации. Конечно, способ разрешения подобных конфликтов связан с развитием разных сторон личности, в частности с ее отношением к жизни не как к ранее выученным правилам, а как к живому меняющемуся потоку бытия, где надо все время принимать самостоятельные решения, надо творить жизнь.

Чаще всего мы стараемся невольно представить мир ребенку радостным и постоянным: вот он сам, вот всегда любящие его взрослые, вот его занятия, на которых он должен делать то-то, и так далее. Но мир состоит из противоречий, из противоположностей: рядом с радостью соседствует горе, радом с жизнью – смерть. Ребенок, привыкший видеть только одну сторону жизни, теряется в новой неожиданной ситуации, порой с трудом находит из нее выход.

Крупнейший педагог В.А. Сухомлинский полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых, противоречивых ситуаций. Он знакомил детей на доступном им уровне и с жизнью, и со смертью, с радостью и бедой, учил видеть мир не ровным и добрым, а принимать жизнь такой, какая она есть.

Аналогическую позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особенно широкое распространение в США. Сторонники этой психологии также считают необходимым знакомить ребенка с разными сторонами жизни. Детей учат искать выход из острых ситуаций с сохранением при этом своего «я», своего позитивного отношения к жизни.

Нельзя прожить жизнь без конфликтов, без смены отношений и социальных ролей. Надо уметь управлять и подчиняться, радоваться и грустить, и самое главное, самостоятельно и творчески выходить из неожиданных ситуаций. Всего, конечно же, не предусмотришь. Предусмотреть можно только одно: мир нестабилен, он изменчив, и не может быть готового рецепта на все случаи жизни. Прими это, говорит педагог ребенку, а дальше мы поможем тебе научиться думать и творить самому. Это особые умения, которые должны пронизывать всю жизнь ребенка.

Роль воображения в творчестве человека.

Мир многообразен и неоднозначен, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картинку действительности, открыть новые ее законы. Увиденный Художником стойкий оловянный солдатик может поведать нам о верности и мужестве, а занесенный снегом куст роз – о любви и вере, побеждающих могущество Снежной королевы.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение – это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия.

Младший школьный возраст – очень благоприятный для развития творческого воображения.

Значение воображения.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХVIII века Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух «исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород.

Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению»

Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Воображение очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все – от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий – первоначально обязано силе воображения человека. Ведь прежде чем что-то сказать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Таким образом, значение воображения в жизни человека чрезвычайно велико. Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4-5 до 15-16 лет). Между тем, когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более школьных образовательных учреждениях имеют в виду, прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте.

Виды воображения. Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов. По этому критерию различаются:

  1. Непроизвольное, или пассивное воображение – это свободное, неуправляемое возникновение образов. Новые образы возникают, как правило, под воздействием мало осознанных или осознанных потребностей. Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет.
  2. Произвольное, или активное, воображение – процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением. Произвольное и активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое.

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов.

И воссоздающее, и творческое воображение очень важно для человека, и его необходимо развивать. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой станет его учебная деятельность.

Мышление и его роль в развитии детского творчества.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, то есть через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде. Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. Итак, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Виды мышления. Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.

Во-первых, в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (или наглядно-действенное), наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное).

Это не только этапы развития мышления, но и разные его формы, присущие взрослому человеку и играющие важную роль в мыслительной деятельности. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития мышления, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада личности в целом: предметно-действенное мышление – это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах – значит действовать, манипулировать с ними); наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представления (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников); словесно-логическое (абстрактное) мышление основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

Во-вторых, по характеру протекания процесса мышления можно говорить о рассуждающем (или  дискурсивном) мышлении, результат которого достигается в ходе последовательного рассуждения, и интуитивном мышлении, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

В-третьих, если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого, разбираемся в современных сложнейших знаниях и прочее) и творческое мышление (если создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

В-четвертых, мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

В-пятых, на основе направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися из предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно не отделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму деталей.

К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты или явления. Так ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет у ни одного животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку-дошкольнику рассказать сказку о докторе, который, уходя к больному попросил чернильницу посторожить свой дом, то ребенок с этим соглашается, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако ребенок начинает активно возражать, если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соотносится с реальными свойствами чернильницы. Чаще всего дети предлагают другие, более реальные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности.

Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и, как это ни странно, взрослых успешнее решают те проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой форме. Признавая огромную роль игры в жизни человека и преклоняясь передней, А. Эйнштейн писал: «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой». Важно помнить также, что огромное, неоценимое влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей, выполняющих в процессе игры большую умственную работу, которая была бы им не под силу в обычной ситуации.

Дидактическая игра – средство развития творческой активности.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

•   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

•   как элемент более общей технологии;

•   в качестве урока или его части (введение, контроль);

•   как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-   учебный материал используется в качестве ее средства;

-   в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-   успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра — школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель — лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и  желанна.

 Игровые мотивы и организация игр

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

—учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

— при решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей;

— эмоциональные совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы.

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

—   каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других);

—   в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

-  обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса;

-   ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш);

- состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет;

- в игре всегда есть некое таинство — неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

- в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и тому подобное. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель— удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе — в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

Один из ответственных моментов в детских играх — распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре — дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

— назначение на роль непосредственно взрослым;

— назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

— выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

— добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;

— очередность выполнения роли в игре.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным — проявить активность, недисциплинированным — стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшими, — вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялись зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие; роль без действия — мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

— отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

— принцип развития игровой динамики;

— принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

— принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

— принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, «вечным».

Безусловно одно — воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи:

•   опираться на достижения предыдущего возраста;

•   стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

•   подготовить «почву» для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное — уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Заключение.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.

Поэтому в последнее время в научно-методической литературе все чаще появляются статьи педагогов-практиков, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию творческих способностей учащихся. И это понятно: однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.

Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по данной теме, мы пришли к выводу, что в процессе развития творческих способностей детей особое внимание следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремленности,    настойчивости в решении творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Игры и упражнения для развития творческого воображения

1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить детям выполнить похожее задание.

                                            

Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник».

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.

Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах: 0 баллов — ничего не нарисовал;

1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;

2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;

3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.

По данным обследования И. М. Никольской и Г. Л. Бардиера, проведенного с использованием этого задания, дети 6—7 лет получили среднюю оценку 1,83. Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли.

Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.

3. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

4. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. Она может быть использована при работе с группой детей.

В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются.

Играющий должен, не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй — «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова.

Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое изображение, сверять с действительностью.

Младшие школьники и младшие подростки с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.

Можно попросить детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, и предложить прислушаться к «разговорам» вещей. Какие же различия в воображении детей наблюдаются! У одних вещи «рассказывают» от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них «рассказывает» о том, как он был деревом, которое потом срубили, распилили на доски и т. д. Другим же детям этот стол смог «поведать» о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.

5. «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Этот прием предложен педагогом М. Карне. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя.

Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.

После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.

Выделяются следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, действительно фантазирует, включен в процесс творчества:

— ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;

— ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;

— дает подробное описание содержания и объектов сказки;

— вводит новых героев;

— меняет направление развития сюжета;

— демонстрирует хорошую память;

— использует жесты и мимику;

— проявляет высокий уровень речевой активности.

6. Упражнение «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...»

7. Сочинение сказок, историй. Школьникам предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем — живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшим из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом). Школьник должен придумать, что случится с этим персонажем, о чем мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.

8. Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ или сказку, используя эти слова. Это задание дети могут выполнять в группе. По результатам его выполнения учитель может узнать об особенностях развития воображения школьников.

Например, ученикам IV класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, представленные в пункте «а». Слова наталкивали на традиционное описание весны.

Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы».

Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы — и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тревогу у учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.

В сочинениях других детей проявлялись и воображение, и личное отношение.

Например: «Меня разбудило солнце. Я оглянулся, увидел вокруг почерневший снег, увидел, как я сверкаю серебром на этом снегу, и вдруг подумал: «Кто я?» Пока я спал, я забыл об этом. В это время налетел ветер. Я спросил у него: «Кто я?» Но ветер ничего не ответил, только захохотал и полетел дальше. Тогда я спросил у тропинки, которая бежала рядом со мной, но она тоже ничего мне не ответила. В это время пролетавшие птицы приземлились и стали пить мою воду. «Кто я?» — спросил я у них. «Разве ты не помнишь — удивились птицы. — Ты ручеек. Посмотри, вокруг много твоих братьев». Я всмотрелся вдаль и увидел много ручьев. Я быстрее побежал к ним, и мы стали играть». При анализе сочинений важно учитывать:

— оригинальность, необычность образов воображения;

— количество интересных идей, предложенных ребенком;

— эмоциональность, выражение личного отношения;

— детализированность образов;

— трудности, испытываемые ребенком при составлении истории;

— быстроту воображения (сколько времени потребуется ребенку, чтобы придумать самостоятельный сюжет).

Можно ограничить время выполнения детьми задания — 5—10 мин.

9. Игра «На что это похоже?». Развитию воображения способствует также развитие у детей умения понимать метафоры и создавать новые. Ведь для того чтобы понять метафору и тем более создать ее, необходимо научиться переносить свойства одного предмета на другой, сопоставлять свойства разных предметов.

Для развития этого умения ребенку можно предложить объяснить, что означает та или иная метафора, та или иная пословица. Для этого хорошо использовать игру «На что это похоже?». В эту игру может играть несколько человек. Один — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет.

Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

10. Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

11. Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки). Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда.

12. Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

13. Упражнение «Поделки». Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь черепахи, шапочку и т. п.).

Библиография

1. Кукушкин В.С.      Современные педагогические технологии.

                                     Ростов-на-Дону «Феникс» 2003

2. Под редакцией Дубровиной И.В. Развитие познавательных                                                                                                      

                                      способностей.

                                    Москва «Просвещение» 2003

3. Винокурова Н.       Лучшие тесты на развитие творческих

                                    способностей.

                                    Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999

4. Карпова Е.В.          Дидактические игры в начальный период

                                    обучения.

                                    Ярославль «Академия развития» 1997

5. Лейбсон В.И          Лучший учитель – творчество.

                                    Москва «Знание» 1998

6. Сергеева О.В.        Развитие творческих способностей младших

                                    школьников через факультативные занятия

                                    Журнал «Начальная школа» №7 2003

7. Пичугин С.С.        К вопросу о развитии творческих способностей

                                    Журнал «Начальная школа» №3 2004    

             

НИКОЛАЕНКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Дидактическая игра как средство развития творческой активности

Введение

Как развить творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью? Как помочь ему не потерять «искру Божию», данную каждому малышу от рождения?

Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила.

Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути.

Одни педагоги подробно изучают структуру и качества творческого мышления и воображения и занимаются с детьми, по существу, тренингом способностей, предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений данному предмету» или «Составьте предложения, включающие заданный набор слов». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.

Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки), не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. Прививая детям на всю жизнь вкус к творчеству, они, однако, не оставляют своим питомцам осознанных инструментов для самостоятельного продвижения вперед.

Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы. Конечно, надо и учить, и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества в жизни.

Не все дети справляются с жизненными противоречиями, не все могут правильно сделать выбор, предложить продуктивное решение во вдруг изменившейся ситуации. Конечно, способ разрешения подобных конфликтов связан с развитием разных сторон личности, в частности с ее отношением к жизни не как к ранее выученным правилам, а как к живому меняющемуся потоку бытия, где надо все время принимать самостоятельные решения, надо творить жизнь.

Чаще всего мы стараемся невольно представить мир ребенку радостным и постоянным: вот он сам, вот всегда любящие его взрослые, вот его занятия, на которых он должен делать то-то, и так далее. Но мир состоит из противоречий, из противоположностей: рядом с радостью соседствует горе, радом с жизнью – смерть. Ребенок, привыкший видеть только одну сторону жизни, теряется в новой неожиданной ситуации, порой с трудом находит из нее выход.

Крупнейший педагог В.А. Сухомлинский полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых, противоречивых ситуаций. Он знакомил детей на доступном им уровне и с жизнью, и со смертью, с радостью и бедой, учил видеть мир не ровным и добрым, а принимать жизнь такой, какая она есть.

Аналогическую позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особенно широкое распространение в США. Сторонники этой психологии также считают необходимым знакомить ребенка с разными сторонами жизни. Детей учат искать выход из острых ситуаций с сохранением при этом своего «я», своего позитивного отношения к жизни.

Нельзя прожить жизнь без конфликтов, без смены отношений и социальных ролей. Надо уметь управлять и подчиняться, радоваться и грустить, и самое главное, самостоятельно и творчески выходить из неожиданных ситуаций. Всего, конечно же, не предусмотришь. Предусмотреть можно только одно: мир нестабилен, он изменчив, и не может быть готового рецепта на все случаи жизни. Прими это, говорит педагог ребенку, а дальше мы поможем тебе научиться думать и творить самому. Это особые умения, которые должны пронизывать всю жизнь ребенка.

Роль воображения в творчестве человека.

Мир многообразен и неоднозначен, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картинку действительности, открыть новые ее законы. Увиденный Художником стойкий оловянный солдатик может поведать нам о верности и мужестве, а занесенный снегом куст роз – о любви и вере, побеждающих могущество Снежной королевы.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение – это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия.

Младший школьный возраст – очень благоприятный для развития творческого воображения.

Значение воображения.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХVIII века Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух «исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород.

Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению»

Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Воображение очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все – от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий – первоначально обязано силе воображения человека. Ведь прежде чем что-то сказать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Таким образом, значение воображения в жизни человека чрезвычайно велико. Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4-5 до 15-16 лет). Между тем, когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более школьных образовательных учреждениях имеют в виду, прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте.

Мышление и его роль в развитии детского творчества.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, то есть через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде. Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. Итак, мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.

Дидактическая игра – средство развития творческой активности.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

•   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

•   как элемент более общей технологии;

•   в качестве урока или его части (введение, контроль);

•   как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-   учебный материал используется в качестве ее средства;

-   в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-   успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры и упражнения для развития творческого воображения

1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить детям выполнить похожее задание.

                                            

Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник».

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».

Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.

Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах: 0 баллов — ничего не нарисовал;

1 балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;

2 балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;

3 балла — сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.

По данным обследования И. М. Никольской и Г. Л. Бардиера, проведенного с использованием этого задания, дети 6—7 лет получили среднюю оценку 1,83. Причем девочки получили в среднем 2,1 балла, мальчики — 1,6. Это задание для некоторых мальчиков оказалось особенно трудным — 16% из них выполнить его не смогли.

Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.

3. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

4. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. Она может быть использована при работе с группой детей.

В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»

Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются.

Играющий должен, не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй — «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова.

Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое изображение, сверять с действительностью.

Младшие школьники и младшие подростки с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, по началу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым ее звеном.

Можно попросить детей представить, что хорошо знакомые им предметы, вещи могут чувствовать, переживать, разговаривать, и предложить прислушаться к «разговорам» вещей. Какие же различия в воображении детей наблюдаются! У одних вещи «рассказывают» от своего имени лишь то, что известно об этой вещи автору сочинения. Так, стол у них «рассказывает» о том, как он был деревом, которое потом срубили, распилили на доски и т. д. Другим же детям этот стол смог «поведать» о людях, которые за ним едят, работают, беседуют.

5. «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Этот прием предложен педагогом М. Карне. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя.

Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.

После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.

Выделяются следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, действительно фантазирует, включен в процесс творчества:

— ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;

— ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;

— дает подробное описание содержания и объектов сказки;

— вводит новых героев;

— меняет направление развития сюжета;

— демонстрирует хорошую память;

— использует жесты и мимику;

— проявляет высокий уровень речевой активности.

6. Упражнение «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...»

7. Игра «На что это похоже?». Развитию воображения способствует также развитие у детей умения понимать метафоры и создавать новые. Ведь для того чтобы понять метафору и тем более создать ее, необходимо научиться переносить свойства одного предмета на другой, сопоставлять свойства разных предметов.

Для развития этого умения ребенку можно предложить объяснить, что означает та или иная метафора, та или иная пословица. Для этого хорошо использовать игру «На что это похоже?». В эту игру может играть несколько человек. Один — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет.

Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

8. Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

9. Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки). Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда.

10. Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

11. Упражнение «Поделки». Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь черепахи, шапочку и т. п.).

Заключение.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.

Поэтому в последнее время в научно-методической литературе все чаще появляются статьи педагогов-практиков, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию творческих способностей учащихся. И это понятно: однообразие вызывает на уроках скуку, не оставляет живого следа в душах ребят, не способствует формированию у них положительной мотивации и познавательной активности.

Проанализировав существующую литературу и опыт работы учителей по данной теме, мы пришли к выводу, что в процессе развития творческих способностей детей особое внимание следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремленности,    настойчивости в решении творческих задач. Необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащизся

Одним из требований ФГОС является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусмативали бы целеноправленное развитие мыслительных способно...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучени...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Дидактическая игра – как средство развития познавательной активности на уроках математики.

Примеры дидактических игр на уроках математике можно использовать с 1 по 4 класс...