Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.
статья по теме

Плаксина Ирина Михайловна

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Один из способов работы с инновационным преобразованием - Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой . Данная методика часто используется при работе над проектом . Она позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате вашего мини-проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zerkalo_innovatsionnyh_preobrazovaniy.docx48.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  

 Технология проектной деятельности:

применение метода проектирования    

 «Зеркало инновационных преобразований в практике»

для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.


ПОДГОТОВИЛА : Плаксина Ирина Михайловна

руководитель ШМО учителей начальных классов

МКОУ "ЯУВК №15"

г. Ялта Республика Крым

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС

Как составить наиболее эффективный пошаговый план решения профессиональных педагогических задач в условиях введения ФГОС?

        Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большая часть россиян (51 процент) негативно относится к проекту нового образовательного стандарта.

        Почему это так? Можно предположить, что часть респондентов просто не представляют себе, чем реформа образования может помочь школе, для чего она нужна и как пройдет ее внедрение. Между тем, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения, которое понималось как передача системы готовых знаний, к обучению как умению эти знания самостоятельно добыть.

        Иногда учителю не совсем понятно, что же плохого в передаче готового знания. Казалось бы, это проще, удобнее, надежнее - вот оно, «готовое к употреблению»- бери и пользуйся, зачем изобретать велосипед?

        Но бывают ситуации (и в современной жизни они встречаются все чаще), когда то, чему научили, уже не действует — например, оно «устарело», или в жизни появилось что-то новое, чему не обучали вообще. Наиболее типичный пример необходимости самостоятельного получения нового знания — это освоение информационных технологий [13]. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, коренным образом преобразующей жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему, чтобы полученных знаний и опыта хватило на всю взрослую жизнь [8].

        Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса можно обобщенно назвать умением учиться [5]. Сегодня наиболее перспективным путем формирования этого умения признано формирование у школьников универсальных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

        Что входит в умение учиться? Можно назвать несколько ключевых компетенций, входящих в это понятие: способность к работе с информацией, ее пониманию, усвоению, обработке и оформлению, умение регулировать свою деятельность, владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми.

        Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

        У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД.         С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока?

 Один из способов работы с инновационным преобразованием - Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1].

        Данная методика часто используется при работе над проектом [2,3]. Она позволяет быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате получается не только подробный план работы по проблеме, но и анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате вашего мини-проекта.

Рассмотрим более подробно, как именно работать по методике. Вот ее общий план: {mosregread}

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике»

1. Постановка проблемы: Недостаточная готовность педагогов к применению современных образовательных технологий

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

http://www.in-exp.ru/images/stories/11_04/sidenko6.gif

5. Мероприятия, ответственные

                      http://www.in-exp.ru/images/stories/11_03/sidenko7.gif

6. Ресурс: Интернет, методическая литература, кадры (школьная подготовка).

7. Продукт:

  1. Учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий; 
  2. Банк данных.

8. Критерии эффективности:

  1. Увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии
  2. Повышение эффективности урока
  3. Эффективность;

9. Степень разработанности проблемы

(Кто из ученых и практиков имеет опыт решения обозначенной Вами проблемы, в чем он заключается? Кто и что сделал в этой области? На какие наработки можно реально опираться, проектируя свой учебный процесс?){/mosregread}

1.. Постановка проблемы.

        Здесь кратко формулируется сама суть проблемы. Итак, нужно задать себе вопрос: «Что меня волнует в моей профессиональной деятельности?» Ответ: «Низкая мотивация учащихся на внеурочной деятельности» , или подобрать другие формулировки, но сути они не меняют. Главное - чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.

        Проблема: Недостаточная  готовность педагогов к применению современных образовательных технологий

2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

СИТУАЦИЯ МИНУС

  • педагог не знает, как заинтересовать учеников
  • педагог не владеет необходимыми методиками
  •  педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию
  • нет практики работы  во внеурочной деятельности
  • нет необходимой материально-технической  базы (оргтехника, спортивный инвентарь)
  • нет времени для качественной подготовки и изучения инновационных методик из-за большого количества всевозможных отчетов.

СИТУАЦИЯ ПЛЮС

        3. Цель: ОБЕСПЕЧИТЬ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

        Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель – это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это была ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель. Наша проблема была «Ученики не хотят учиться» - значит, нашей целью будет «Сделать так, чтобы ученики захотели учиться».

        4. Задачи

Задачи «отражаются» от причин, другими словами задачи – зеркальное отображение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации - минус) отражается своя задача (ситуация-плюс).

  • педагог не знает, как заинтересовать учеников;

   + Задача: узнать, как заинтересовать учеников;

  • педагог не владеет необходимыми методиками;

  + Задача: овладеть методиками;

  •  педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию;

   + Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения ;

  • нет практики работы  во внеурочной деятельности

  + Задача: познакомится с опытом работы учителей на внеурочной деятельности.

  • нет необходимой материально-технической  базы (оргтехника, спортивный инвентарь)

  + Задача: обеспечить необходимую материальную базу.

  • нет времени для качественной подготовки и изучения инновационных методик из-за большого количества всевозможных отчетов.

  +  Задача : найти время для  ознакомления и изучения современных образовательных технологий.

5. Мероприятия. 

        Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом необходимо ответить на вопрос: сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных задач?Но придумать мероприятия - это не так сложно. Сложнее взять на себя ответственность за их исполнение, четко обозначить, что именно будет сделано и кем. Есть такое выражение: «с кого потом спросить?» Именно для этого в методике есть пометка «ответственные».{/mosregread} 

1.Задача: узнать, как заинтересовать учеников;

        1.1. Узнать в Интернет, какие есть способы работы с мотивацией.

Поручить это Пономаренко Е.Е., у нее есть доступ в Интернет и она хорошо умеет собирать информацию. Попросить у нее ссылки, тексты статей и все остальное, что она найдет, в конце месяца.

        1.2 . Посетить семинар  в соседней школе и поделится опытом с учителями МО (ответственная Плаксина И.М.)

        1.3  Подготовить сообщение ,, Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности" и обсудить его на МО начальных классов. (Ответственная Алтунина В.В.).

2  Задача: овладеть такими методиками работы с учащимися, чтобы им было интересно на  занятиях по внеурочной деятельности.        

        2.1 Организовать на МО круглый стол по обмену опытом использования различных методик.

        2.2  Пройти курсы повышения квалификации , познакомится и изучить предлагаемые инновационные методики. Поделиться опытом с коллегами.(Плаксина И.М. и Литвин Т.В.) 

3  Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения,   как это выделено в концептуальных положениях ФГОС.

        3.1  Прочитать статьи об обучении через проблемную ситуацию в журналах.

        Попросить нашего библиотекаря подобрать несколько журналов с небольшими статьями по этой проблеме. Короткие статьи читаются легко, поэтому на ближайшем педсовете я попрошу коллег взять по одному журналу и почитать дома. Обменяемся нашими мнениями  по мере прочтения. (Тарасова Л.В.)

        3.2   Подобрать несколько презентаций по проблемному обучению , посмотреть и. обсудить их на МО. (Сеина Л.А.)

4 задача: познакомиться с опытом работы учителей на внеурочной деятельности.

        4.1  Обменяться программами внеурочной деятельности. (Все учителя)

        4.3   Подобрать разработки занятий по различным направлениям внеурочной деятельности.(Все учителя)

5 Задача: обеспечить необходимую материальную базу.

        5.1. Провести беседу с администрацией школы  и родительским комитетами классов об оказании помощи в обеспечении классов  необходимым оборудованием. (Ленченко Е.П. т все учителя)

6 задача:  найти время для  ознакомления и изучения современных образовательных технологий.

        6.1  Распределить между учителями и  изучить каждому конкретную образовательную технологию.(Бузуева Н.В.)

        6.2  Провести заседание МО в форме обмена опытом  и обсуждения эффективности различных  образовательных технологий. (Плаксина И.)

 6. Ресурс

Ресурс – это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. 

В данном случае :  

                -  Интернет (информация о способах работы с мотивацией);

                -  возможность посетить открытый урок в соседней школе;

                -  литература об инновационных методах обучения;

                - статьи   презентации об обучении через проблемную ситуацию в журналах;

                - курсы повышения квалификации;

                - программы  внеурочной деятельности;

                - разработки занятий.

Внутренние ресурсы:

                - Самый мощный ресурс  - желание педагога заниматься данной проблемой, интерес к данному вопросу. 

                - Время - тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать.

                - Связи – еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении  задач,

7. Продукт.

Продуктом можно считать то, что я получу в результате решения моей проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в моей профессиональной практике (или в моей жизни в целом), когда моя проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос (кто? что?)

В нашем случае продуктом будет

                - заинтересованный ученик (точнее, ученики).

                -   учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий; 

                - банк данных:

                - комплект методик,

                -  дидактическое материалы и пособия,

                -  мультимедийные средства.

8. Критерии эффективности

Чтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?»

В нашем проекте, где продуктом будет заинтересованный ученик, критериями эффективности можно назвать желание учеников заниматься в  кружках, о котором мы узнаем  с помощью следующих показателей (критериев)                                  1.Увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии.                                      2.Активность учащихся на занятиях: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждениях

9. Степень разработанности проблемы

Заполнение этого пункта нужно для того, чтобы знать, на чей опыт можно опираться.

В нашем проекте это  методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1]. и концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006.

 http://www.klass39.ru/issledovatelskaya-rabota-v-nachalnoj-shkole/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Статья "Повышение мотивации учащихся через внеурочную деятельность"

Статья "Повышение мотивации школьников через внеурочную деятельность. В статье отражены вопросы: что такое мотивация, почему она важна. показана взаимосвязь урочной и внеурочной работы. приведены...

Повышение мотивации учащихся средствами инновационных технологий.

Повышение мотивации учащихся средствами инновационных технологий....

«Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».

laquo;Повышение мотивации учащихся на уроках физической культуры путем применения здоровьесберегающих технологий».Введение:Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в ...