Обобщение опыта на тему "Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся в начальной школе"
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Акельева Елена Александровна

В данной работе раскрыта актуальность проблемы развития речевой компетентности в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта,  дается подробное описание приёмов  с приведением конкретных примеров из практической работы с обучающимися на уроках. Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formir-ya_rech_komp.rar1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся
в начальной школе

Как утверждает ученый – линвист В.В. Виноградов: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие,  подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

    Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе? 

Во-первых, она влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс его будущей взрослой жизни. Учебный процесс должен максимально способствовать самореализации школьника.

Компетенция -  есть действие, приводящее к нужному результату.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Коммуникативно-речевая компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека. Она особенно важна для учёбы и социальной жизни, так как людям, не владеющим ею, угрожает социальная изоляция, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. 

        К сожалению, на уроках в классе, в общении мы встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь  учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно.  Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей.

Последние  годы уделяю большое внимание развитию языковой и речевой компетенции учащихся.  

    Важнейшей составной частью работы по формированию речевой компетентности младших школьников является словарная работа.

 Методика лексической работы на уроках русского языка  должна включать в себя пять основных направлений:

- толкование конкретного лексического значения;

- этимологический анализ слова;

- синонимические связи;

- антонимические связи;

- фразеологические отношения.

Толкование лексического значения

В объяснении значений слов важно руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности познавательной активности учащихся, добиваться, чтобы сами школьники пытались объяснять значения слов. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. Надо, прежде всего, научить школьников пользоваться словарём, рассмотреть принципы, на основании которых строится определении слова. После того как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать  их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно. Толковый словарь используется не только на уроках русского языка и литературы, но и окружающего мира, математики, внеурочной деятельности.

Этимологический анализ

Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств – сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным. Например, знакомимся с происхождением слова «невежда», когда изучаем басню И.А. Крылова «Свинья под дубом». Обращаемся к словарю, вспоминаем произведение А. Л. Барто «Медвежонок- невежа», сравниваем два понятия, вспоминаем других литературных героев – невеж и невежд.

Работа с синонимами

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами. Очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся является тема «Имя прилагательное» Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Значительно продвигает речевое развитие учащихся изучение глагола.  Глаголы-синонимы в сознании ребёнка должны быть чётко ограничены от однокоренных слов, принадлежащих к разным частям речи. Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Подберите глаголы картинкам, пользуясь словарём синонимов.

Работа над антонимами

Работу над антонимами я начинаю в первом классе и, усложняя, провожу постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. Важно обратить внимание учащихся на то, что не все слова русского языка имеют соотносительные слова с противоположным значением. Интересными приемами в работе является сочетание знакомства с антонимами с работой с загадками, пословицами. 

Работа над фразеологией

Совместно со словарной работой на уроках русского языка ведется работа над фразеологией. Причем  работа эта ведётся не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. В первом классе термин «фразеологизм» заменяю термином «крылатые слова». Очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи. Для этого предлагаю учащимся самостоятельно составить предложения с фразеологическими сочетаниями. С одной стороны, этот прием помогает ученикам глубже понять переносный смысл этих сочетаний, а с другой стимулирует словесное творчество. Наиболее эффективным приёмом ознакомления с фразеологизмом – это осознание его значения в контексте произведения. Богатый материал – изучение басен. На уроках русского языка при знакомстве со словарными словами можно использовать стихотворные тексты с фразеологическими оборотами, обращаясь за толкованием к словарю фразеологизмов. На более поздних этапах работа над фразеологизмами связывается антонимами и синонимами. 

       Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе  пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества. Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.

Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор, работу можно ненавязчиво продолжить на уроках литературного чтения, математики,  окружающего мира,  во внеклассных мероприятиях.

Например, игровой приём  “Переведи на русский язык”. Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят “переводить” такие пословицы.

     Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе, а также развивать речь можно в домашних условиях.

Предлагаю следующие приемы  работы со скороговоркой.

Обыгрывание скороговорок:

– проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);

 – проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);

 –  инсценирование скороговорок;

 – создание скороговорных приветствий.

Скороговорки с продолжением. Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать ее можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось.

Кроме  того, при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок,  вырабатывается и чистота звука. 

      Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой ее материального существования, но и одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому работа над развитием устной речи школьника в качестве обязательного элемента включает работу над звуковой ее стороной.

Работу начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используются чистоговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно). 

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Необходимо  показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией.

   Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности.  

 Продолжается работа по обогащению словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов, которое происходит на уроках окружающего мира, литературного чтения, где представлено много заданий на развитие читательских умений, понимания текста, диагностикой этих умений является комплексная работа,  которую учащиеся выполняют в конце каждого полугодия.

Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения: 

умение раскрывать тему высказывания;

умение раскрывать основную мысль высказывания;

умение собирать материал к высказыванию;

умение систематизировать собранный материал;

умение строить высказывания в определённой композиционной форме;

умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко. 

Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

Выделение опорных слов.

Работа с деформированным текстом.

Редактирование текста.

Творческое изложение.

Составление цепочек связи.

Сочинение собственного текста.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм. Игровые приёмы  по подбору рифм помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

в некоторых загадках можно использовать рифму.

Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос.

Приведу пример работы по сочинению загадки про овощи. Сочинения загадок можно использовать на уроках окружающего мира, математике, литературного чтения.

Одним из эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения и активизации  словарного запаса детей, развития памяти, наблюдательности и творческой воображения (фантазии) является написание сочинений по картине. Это интереснейший вид упражнений по развитию связной речи. Сочинения по картинам отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по источнику материала, типу текста, степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в тёмный лес, необходимо познакомить детей с основными жанрами живописи  (пейзаж, натюрморт, портрет). Необходимы дополнительные источники для словарной работы. Поэтому мы формируем учебный словарик, в который входят искусствоведческие термины и слова, образно-выразительная лексика,  словарь

настроений и чувств.

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию. С 1 класса я начала учить учеников работе в паре и в группе. Эти виды работы, на мой взгляд, является одним  наиболее эффективными. Они обеспечивают регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышают речевую и мыслительную активность каждого ученика. Работая в группе, ученики учатся вступать во взаимодействие, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения. Слайд 35

   Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

Уже в начальной школе дети учатся правильно создавать проекты. Курс внеурочной деятельности ведётся с 1го класса.

В этом учебном году исследовательская работа всех учащихся начальной школы ведётся в одном направлении - изучение улиц города Ульяновска, названных в честь героев ВОВ, с целью создания словаря, к юбилею великой Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе

Пояснительная записка.Направление: начальная школаУрок русского языка: 3 классУМК «Школа России»Программа: «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть (Зеленина Л...

Диагностика уровня компетентности обучающихся, оканчивающих начальную школу, в форме интегрированной работы (4 класс конец года).

В данном пособии представлен материал, который может быть полезен учителю при организации итоговой аттестации учащихся четвёртых классов, цель которой- оценка уровня готовности выпускников начальной ш...

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательной компетентности младшего школьника"

Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость т...

Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Работая в школе-интернате,  я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...

«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)

«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД на уроках в начальной школе»

Задачи:Изучить сущность универсальных учебных действий.Проанализировать УМК « Начальная школа 21 века »  с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.Разр...

Обобщения опыта по теме " Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Учитель начальных классов Евдокименко Надежда Александровна. Стаж работы 34 года . Высшая квалификационная категория....