Главные вкладки

    «Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)
    статья по теме

    «Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»

    (из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Управление образования администрации Тайшетского района

    Пойминская начальная общеобразовательная школа.

    «Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»

    (из опыта работы)

                   

                                                                        Учитель начальной школы:          

                                                                        Савченко Альфира Фахартисовна

                                                            2011-2012 уч.год.

    Нравственное воспитание.


    «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
    Н.И. Пирогов
     

            Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.          Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.  Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном  и младшем школьном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.                                 

          Понятия «нравственный» в педагогике определяются следующим образом:  нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).  

             Нравственное воспитание  благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие..   Воспитание личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.  

               Для формирования нравственной культуры обучающихся, я применяю следующие принципы нравственного воспитания.

    1.        Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).                         

    2.        Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).                                 

    3.         Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры  и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

        Исходя из принципов применяемых в воспитательном процессе, я использую такие методы : наглядный, словесный, практический.



    Наглядный метод  используется во время:

    • чтения педагогом рассказов;
    • экскурсий в картинную галерею;
    • наблюдений;
    • показа сказок (педагогом, детьми);
    • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
    • проведения дидактических игр;
    • экскурсий по городу, целевых прогулок;
    • моделирования сказок.


    Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

    • чтения литературных произведений воспитателем;
    • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагога, детей;
    • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    • разбора житейских ситуаций;
    • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
    • чтения литературных произведений родителями.


    Практический метод используется, когда необходимо

    • организовывать продуктивную деятельность;
    • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
    • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
    • оформить коллекцию семян для занятия;
    • сшить кукол к сказкам;
    • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
    • провести экскурсии различной направленности;
    • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
    • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

     На основании данных принципов и методов в своей практике я использую формы работы с детьми это:

    • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
    • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
    • Проведение совместных праздников.
    • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
    • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
    • Детская благотворительность.
    • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
    • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
    • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
    • Творческие вечера.
    • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

    Таким образом, в работе прослеживается несколько направлений :

    1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
    3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр   диафильмов).
    4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

    Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

    • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
    • лекторий для родителей;  
    • вечера вопросов и ответов;
    • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе );
    •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
    • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
    • экскурсии;
    • визиты домой;  
    • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
    • совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
    • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

    В работе над формированием нравственного воспитания ставлю своей целью достичь следующих результатов:

    • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
    • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
    • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
    • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
    • Приобщение к опыту нравственной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
    • Деятельное отношение к труду.
    • Ответственность за свои дела и поступки.


    Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

    Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

    "Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

    Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

    "Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе" из опыта работы

    выступление на педагогическом совете "Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе"...

    «Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

    Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

    Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка в начальной школе (обобщение опыта работы)

    Статья содержит систему работы над безударными гласными, безударными падежными окончаниями имён существительных, безударными падежными окончаниями имён прилагательных, безударными личными окончаниями ...

    Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".

    Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....