Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Руусалеп Ирина Александровна

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Руусалеп Ирина Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 573

Приморского района Санкт-Петербурга

В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира необходимо формировать у ребенка основные жизненные и человеческие понятия: не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, береги то, что имеешь. Как воспитать личность будущего защитника, патриота своей страны? Это вопрос, который должен тревожить нас сейчас.

Работа в данном направлении не может быть успешна выполнена без познания духовного богатства своего народа. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Ничто так не способствует формированию и развитию гармоничной личности как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.

Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

  • народный фольклор,
  • музыкальные инструменты,
  • народный русский костюм,
  • знание народных игрушек и народных игр,
  • произведения народного декоративного искусства,
  • знание народных примет,
  • особенностей быта и труда русских людей,
  • знаний, чем питались, каким блюдам отдавали предпочтение русские люди, как отмечали праздники, какие обычаи соблюдали.

Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.

В своей работе с детьми мы используем широкую палитру жанров русского фольклора: прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники.

Знакомство с народным творчеством лучше начинать с первого класса.

Я выбрала для своей публикации работу с несколькими жанрами фольклора.

Работа с пословицами. (Пословицу сказал — дорогу указал).

В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные здесь легко воспринимаются и запоминаются. Их можно использовать во всех процессах воспитательной работы: в игровой, трудовой деятельности.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.

Тема природы является одной из значимой в воспитании детей. Природа, не только среда обитания, но и родная сторона.

Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах.

Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому необходимы наглядные средства.

Для детей младшего школьного возраста, знакомство с пословицами нужно начинать с самых простых, сопровождая иллюстрациями, в более старшем возрасте — в интегрированной форме: как на уроках, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Работа над пословицей проходит так:

1) внимательное чтение с детьми пословицы;

2) работа над лексическим значением непонятных и устаревших слов, соотнесение с более современными понятиями;

3) работа над смыслом пословицы в целом: о чем она и чему учит;

4) определение к какой-либо тематической группе (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, качествах человека и т.д.);

5) подбор жизненных ситуации, где можно ее употребить;

6) подбор синонимичных пословиц.

Вот некоторые формы:

Половинки (задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

Пропущенные слова (задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить исходные слова, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

Слова с противоположным смыслом

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание вслух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Имена существительные.

Ученье — свет, а не ученье — тьма.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Пословицы с похожим смыслом

На доске — пословицы разной тематики. Остальные оформлены на отдельных карточках. Дети выбирают карточки, читают пословицу, объясняют ее смысл и определяют, к какой тематической группе она относится.

Каждому ребенку раздается по одной пословице из разных тематических групп. Дети находят пословицу (или несколько), смысл которой близок той, которую дал учитель.

Найди ошибку

Детям зачитывают неправильный вариант пословицы, просят найти в ней ошибку и дать правильный вариант. Если ребенку пословица не знакома, то выполнение задания у него вызовет большую сложность. В этом случае рекомендуется предложить два варианта пословицы: правильный и неправильный. Ребенок из двух вариантов выбирает правильный, отвечая на вопросы: «В каком слове ошибка? Какую букву нужно заменить?». Данное задание дети могут выполнять как на слух, так и письменно.

Повторенье — тьма ученья.

Терпенье и пруд всё перетрут.

Больше дела, меньше снов.

В здоровом теле здоровый пух.

Веселые рифмовки (задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха).

Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова.

Человек лукавый, что карман дырявый.

Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Трус и таракана примет за великана.

Большой простор предоставляет этот жанр фольклора во внеурочной работе.

На различных праздниках большое оживление у детей вызывают задания на отгадывание пословиц по картинкам, восстановление пословиц, можно использовать ребусы-пословицы. С увлечением подбирают ребята тематические пословицы для оформления классного уголка, вовлекают родителей. Вот недавно мы с родителями и детьми работали над проектом «Любимые пословицы нашей семьи». Все проявили творчество, изрядное трудолюбие, усердие. Пусть это была только форма, но наполнение реально воспитывает положительные нравственные качества, крепнет сотрудничество семьи и школы, дети и родителя находят больше возможности для общения, происходит развитие партнерских отношений.

Попутно развиваются регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. А каждая игра может сопровождаться пословицей или поговоркой. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное.

Скороговорки — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Использование их делает перемены более продуктивными. Советую вывешивать пословицы в классном уголке, устраивать минутки, на которых ребята состязаются в знании скороговорок.

Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и дружбе, победе добра над злом, достижению гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.

Исходя из опыта, наиболее эффективны следующие формы работы с детьми:

  • Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка.
  • Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.
  • Фронтальная: проведение праздников и развлечений.
  • Проектная деятельность.

Перечислю несколько традиций в моей практике, связанных с устным народным творчеством.

Празднование рождества. Мы разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем представления и рассказываем о том, что святки – это счастливое время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки. Был опыт посещения одиноких пожилых людей. Дети с удовольствием пели, танцевали, рассказывали стихи. Конечно, радости бабушек и дедушек не было границ. Считаю, подобные мероприятия наиболее эффективными в нравственном становлении личности.

Проводы зимы. Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы. Спасибо пожарным нашего отделения. Они всегда идут нам навстречу.

Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов.

Праздник Пасхи проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению учеников к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:

  • расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций; формируются первые представления о культуре своего народа;
  • обогащается словарный запас народным фольклором;
  • нарабатываются двигательные навыки;
  • формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
  • развиваются коммуникативные умения;
  • совершенствуется эмоционально-волевая сфера;
  • воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»

laquo;Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»...

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...