«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»
статья

Ануфриева Наталья Николаевна

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anufrieva_natalya_nikolaevna.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы. Обобщение опыта»

Ануфриева Наталья Николаевна

МБОУ СОШ № 2 р.п. Новоспасское

Ульяновская область

Духовно-нравственное воспитание обучающихся начальной школы

     В духовно-нравственном воспитании обучающихся начальной школы весьма актуальным, по моему мнению, является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств.

     Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания.                    Я считаю, что роль школы и меня, как  классного руководителя, в духовно – нравственном становлении обучающихся начальной школы очень важна.

     В этом направлении в школе с детьми провожу немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
   Однако эта система воспитательных мероприятий является эффективной при условии участия в ней родителей.

    Организация совместной деятельности детей, родителей и учителей – необходимое условие формирования духовно-нравственной сферы ребенка, которая  способствует общению и взаимоотношению детей друг с другом и со взрослыми. В процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

     Наблюдая за тем, что сегодня происходит в стенах современной школы, я понимаю, что мне есть над чем работать.  Но многое у нас уже получается. В школе за многие годы существования сложились определённые традиции, позволяющие решать задачи духовно – нравственного воспитания. Различные приёмы и методы работы я применяю как на уроках, так и  во внеурочной деятельности.

     В начальной школе проводятся свои праздники, в которых дети принимают активное участие, проводятся тематические классные часы. Это:

  • сентябрь (День знаний, Безопасный маршрут от дома до школы, День семейного общения);
  • октябрь (День учителя, День пожилого человека, Праздник урожая)
  • ноябрь (День матери);
  • декабрь (День толерантности, Новогодние праздники);
  • февраль (Праздник пап);
  • март (Праздник бабушек и мам);
  • апрель (Пасха, День победы).
  • каждый месяц (Патриотический марафон)

    Ко всем этим мероприятиям я стараюсь привлекать родителей  (подготовка праздника, костюмы, рисунки, плакаты, изготовление инвентаря, создание  презентаций, приготовление любимых блюд).
   Родители  вместе с детьми принимают активное участие не только в праздниках, но и многочисленных  конкурсах (школьных, районных, всероссийских «Азбука нравственности» и международных), где зачастую занимают призовые места.

   К семейным мероприятиям относятся:

* ежегодные праздники здоровья совместно с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»
* участие  конкурсе, посвящённом неделе детской книги «Мама, папа, я – читающая семья»

* семейное участие в районных конкурсах Декоративно-прикладного творчества «Рождество Христово» и «Пасхальная радость»

    В классе оформляются выставки творческих работ. Родители помогают в оформлении.

    Работаю с детьми по спортивно-оздоровительному направлению. Ребята с удовольствием посещают объединение «Я и мое здоровье». На занятиях мы создаем  коллажи, рисуем, проводим беседы, играем в игры, просматриваем ролики, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания. Все эти занятия дают знания в области оздоровления.

    Дети и родители принимают участие в Акции «Школьный двор», изготовляют кормушки и подкармливают птиц, украшают кабинет к праздникам. Такое участие детей совместно с родителями  в трудовых делах школы воспитывает уважение к труду.

   Каждую четверть в начальной школе проводятся внеурочные мероприятия, направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Это игровые программы и библиотечные уроки, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, справедливости и милосердия (занятия по толерантности и безопасности).

   В 1 классе ребята работают над проектом «Профессии моих родственников». В ходе выполнения проекта, дети и родители не только знакомятся с различными профессиями на примерах своих родственников, но и  прививается любовь к прекрасному, при оформлении работ.

   Также  уделяю внимание  семье, при этом воспитывая любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, заботу о старших и младших. В этом направлении проводятся классные часы и мероприятия по изучению своей семьи, составлению генеалогического дерева семьи;  совместные мероприятия посвящённые «Дню семьи», «Дню матери», «Дню отца».
  Традиционным в школе является участие в «Патриотическом марафоне» (изготовление поздравительных открыток, посещения на дому, встречи, концерты). Дети приняли самое активное участие в «Акции Добра» (сувениры детям-инвалидам, посещение на дому)

    Работая в направлении духовно-нравственного воспитания, я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Я стремлюсь к тому, чтобы у ребят сложились товарищеские отношения, чтобы они умели быстро договориться, редко ссорились.  Чтобы общие поручения выполняли дружно, видели, кому нужна помощь, активно помогали друг другу.

    В начальной школе все ребята начальных классов негласно живут согласно урокам хороших манер, которые мы, учителя, стараемся доносить до них ежедневно, желая научить доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам.

   Я  считаю, что очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...

Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Рихтер Еленой Андреевной.В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духо...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы "В мире добра".

В МБОУСОШ № 1 г. Советский реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся «В мире добра».Программа «В мире добра» разработана по циклическому прин...

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы

Программа воспитательной работы для начальных классов...

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....