Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рихтер Елена Андреевна

Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.

Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс  включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами, которая направляет детей на успех при достижении цели, дает возможность  анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Это позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Организация  духовно – нравственного развития и           воспитания обучающихся начальной школы»

Составители программы:

Дёмина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района;

Рихтер Елена Андреевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района.

Введение

В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, являясь одним из ведущих направлений системы образования. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный противоречивый социально-исторический процесс  включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество, и как процесс становления их духовно-нравственными личностями и индивидуальностями. С социальной точки зрения, духовно-нравственное воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример, вступают в соревнование и т.д.  Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается его отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), к людям (человечность, уважение, вежливость), к коллективу  (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), к семье (любовь, уважение, чуткость), к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка).

  1. Социальные роли или позиции

Одна из идей организация  духовно – нравственного развития и           воспитания обучающихся заключается в том, что в процессе социализации личности происходит ее социально-нравственное становление. Социальная роль дает возможность выстраивать личностную композицию нравственных отношений, включающую в себя отношение человека к самому себе, другим людям, к ценностям культуры, обществу, природе. Социально-психологический компонент формирования личности состоит из: социального отношения; социального поведения человека в разных социальных ролях; социальных позиций и социальных установок и отражает основные ее качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Я в школе:

  • ученик (ученица)
  • дежурный
  • санитар
  • командир
  • товарищ
  • друг
  • одноклассник
  • помощник учителя
  • цветовод
  • художник-оформитель
  • физорг
  • организатор игр
  • покупатель в буфете
  • участник кружка
  • член спортивной команды
  • участник конкурса

Я дома:

  • дочь (сын)
  • внук (внучка)
  • брат (сестра)
  • повар
  • помощник мамы (папы)
  • «снабженец»
  • любитель кошек (рыбок, собак и т.д.)
  • зритель
  • хозяин
  • борец за чистоту
  • шалун

Я вышел из дома:

  • гражданин
  • житель города
  • прохожий
  • покупатель
  • пассажир
  • друг
  • товарищ
  • пешеход
  • гость
  • родственник
  • бегун
  • прыгун
  • велосипедист
  • читатель библиотеки
  • сосед (соседка)
  • драчун
  • садовод
  • воспитанник спортшколы (изостудии, музыкальной школы и т.д.)
  • театрал
  • отдыхающий (у реки, в лесу)

Жизненный опыт

Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ученика. Сам ученик не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. Воспитательная сила ученического коллектива действует наиболее эффективно, когда личность проявляет активность и играет определенную роль в этом коллективе. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «…внешние влияния, переходя в мир человека, сначала приобретают идеальную форму существования, а затем через сложную систему помыслов и мыслительных действий приобретают реальную форму поведения».  Чтобы этот процесс завершился, необходимо, чтобы влияния произвели на личность сильное впечатление и вызвали у нее глубокое переживание. В процессе взаимодействия с внешней средой качества личности начинают действовать, проявляясь в поведении.

Детские движения, как пространства самоорганизации – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность демонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт, который будет особенно значимым для общества, если он соответствует принципу «Декларации о правах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».

В данной программе мы используем опыт работы своей школы с детскими коллективами, которая направляет детей на успех при достижении цели, дает возможность  анализировать собственную личность, коллектив, жизненные ситуации, возможность эффективного общения, умения конструктивно разрешать конфликты. Это позволяет учащимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность, способствует становлению личности ребенка, его гражданской позиции. Проект проходит под девизом «Каждое дело успешное – иначе зачем!». Обучающимся начальных классов соответствует игровая деятельность. В ролевых играх, модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друг к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка. Поэтому для обучающихся начального звена разработана игра «Сказочный домик». По условиям игры, класс – это дом, где живут ребята одной семьей, у каждого свои обязанности, своя роль. Игра проходит в три этапа: 1 этап – «Дом, который строим сами!»; 2 этап – «Это дело наших рук»; 3 этап – праздник «Успехи сказочного домика». Результатами игры «Сказочный домик» являются: обретение чувства уверенности в себе и расширение представлений о себе, своих возможностях, стремление принести радость родным и близким, осознание ответственности за свои поступки, приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле, умение распределять обязанности и действовать в коллективе, появление дружных классных коллективов, активизация работы школьной детской организации.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с  опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий  и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр  для младших школьников:

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На Дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться (Закончи фразу)».

        2 класс:  «Я и другие люди»;  «Ученик за невыученный урок получил «2» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения с позиции: 1 группа – ученика, получившего «2», 2 гр. – другого ученика класса, 3 гр. – учителя, который поставил «2», 4 гр. – родителей ученика, получившего «2»); конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

        3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

        4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

Начальное обучение в  настоящее  время  строится  таким  образом,  что развивает  у  школьников  познавательные  способности;  вырабатывает  навыки активного овладения  учебным  материалом. Развитие мышления,  овладения  разнообразными  способами  работы  с  учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных  знаний; организация  учебного  процесса  и  его   методы   способствуют   накоплению нравственного опыта. Воспитывает  и  та  атмосфера,  которая  складывается  на  уроке,   стиль отношений педагога и детей,  детей  между  собой.  Воспитывает  себя  и  сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации, содержание текстов, главным образом сказок,  учитель имеет возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, дружные ребята, дружная семья, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений,  сказок  из  учебных книг, в  которых  ставятся  в доступной для них форме вопросы о справедливости,  честности,  товариществе, дружбе, верности, гуманности и патриотизме, помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.  Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, дает возможность поделиться друг с другом радостью пережитого, узнать, что волнует и интересует других детей. Большие воспитательные возможности заложены в творческих работах детей, сочинениях, которые требуют выражения личного отношения ребенка к героям произведений и их поступкам.

Школой нравственного  воспитания  являются: туризм, экскурсии по станице,  на производство, в природу, которые  воспитывают у обучающихся  интерес к богатствам родного края, бережного отношения к природе.

Знания  обучающихся  о  нравственных  нормах нередко бывают разрозненными  и  неполными. Для их обобщения используется рассказ учителя, этическая беседа, главное назначение которой – помочь школьникам разобраться в опросах  морали,  сформировать  нравственную позицию, помочь осознать  личный   нравственный   опыт   поведения,   прививать   умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед  ребята активно обсуждают  нравственные  проблемы,  приходят  к  определенным  выводам,  учатся  отстаивать   личное   мнение, убеждать в нем товарищей.  Беседа строится на анализе и  обсуждении конкретных фактов  и  событий  из  повседневной  жизни  ребят,  примеров  из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Важное  значение для нравственного  формирования  обучающихся имеет  и   организация   учебного   процесса,  формы   оценки   знаний,   оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и  своим  товарищам, так,  чтобы  сильные  стороны  каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это  создает  благоприятное эмоциональное состояние  обучающихся  в  коллективе,  что  является  одним  из условий его успешного нравственного развития.

  1.   Модель реализации программы духовно – нравственного развития и           воспитания обучающихся начальной школы (далее «Программа»)

«Программа» включает два основных блока:

I блок – направления развития и духовно-нравственного воспитания детей.

II блок – система программных мероприятий.

I. Направления развития духовно-нравственного воспитания детей.

1. Я, моя семья, мои друзья.

2. Я – гражданин России, гражданин Адыгеи.                 

3. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

4. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи и содержание каждого раздела

Я, моя семья, мои друзья.

Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности. Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия. Воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению. Привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции.  Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин,  я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»).  Вовлечение учащихся в деятельность школьных органов самоуправления.

Я – гражданин России, гражданин - Адыгеи.

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и к природе России, Республики Адыгея; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы) традиций этнопедагогики. Воспитывать патриотические чувства,   ответстветственное поведение и бережное отношение к окружающему миру.

Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» - Республики Адыгея, уважения    ее истории, гордости за социально - культурные достижения, бережного отношения к её окружающей среде;  изучение российской и национальной символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально - прикладным искусством; разучивание забытых народных традиций и  игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитие любви и бережного отношения к родному языку и к своей Родине.

 Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать обучающихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в Республике Адыгея; воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.

Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма и возрастными потребностями.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о свом организме, чтобы не болеть, расти  крепким  и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого человека. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

II. Система мероприятий по реализации программы

Я, моя семья, мои друзья.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

Дискуссия «зачем я хожу в школу?»

Откровенный  разговор «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?»

Откровенно «Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»

 «Как правильно отдыхать?»

«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося)

«Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы)

Беседа «Что я знаю о своей школе?»

Конкурс рисунков «Моя школа»

Конкурс сочинений о школе.

Родительское собрание «А дети – это яркие кометы»

 Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться».

 Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»

Школа Мальвины «Хорошие манеры»

Об истории хороших манер.

Тест для себя.

Несколько известных истин.

Твой внешний вид.

К тебе гости.

Наши праздники.

Культура речи.

Домашняя библиотека.

Откуда взялись правила поведения?

Ты хочешь быть красивым.

Разговор о разговоре.

После третьего звонка.

Чувство времени.

Каким я себя вижу?

Я и другие.

Прислушайся. Как ты разговариваешь?

Когда вам люди говорят спасибо?

«Я человек, но какой?»

Экслибрис «Портрет друга»

Этическая  грамматика «До дружбы надо вырасти».

Традиции воспитания в России.

Праздник «Будьте добры»

Дискуссионный клуб

«Идеальный друг»

«Все легче, если вместе»

«Не останься в стороне» (анализ книги А.Гайдара «Тимур и его команда»)

Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков

 «Всякое дело вдвоем веселей»

«Доброе братство лучше богатства»

Откровенно

Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»

 «Смеемся, грустим, задумываемся».

«Какое слово само крепкое?»

«Кого называют вежливым?»

Я работаю над собой

Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».

Пословицы о нравственных качествах.

Вежливый ли ты?

Тайны хорошей памяти.

Поиграем – порешаем.

«Кого можно назвать вежливым человеком?»

Наука отдыхать. Остановись, подумай.

Тест-бюро «Познай себя».

Учение на каждый день.

Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения»

Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности».

Поговорим о семейных традициях:

Разговор «Я – надежда семьи».

Сбор пословиц о мамах.

Театрализованный семейный марафон.

Диспут «Что такое честь фамилии?»

Конкурс «Бабушкины секреты».

Раздумья на тему «Когда маме грустно».

Живая газета «Трудно ли быть мамой?»

Будем заботиться о младших.

Составление родословной.

Откровенный разговор «Старость – всегда слабость».

Викторина о ритуалах гостеприимства в культуре народов Адыгеи.

Выставка «Вместе с мамой, вместе с папой».

Конкурс газет «Моя семья – моя радость».

Путешествие в Страну имен.

Праздник «Как вас звать – величать?»

Выпуск школьной газеты «Родительская академия», посвященный духовно-нравственному воспитанию в семье

Организация посещения музеев, выставочных залов, экскурсий с родителями.

Я – гражданин России, гражданин Республики Адыгея.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Изучение символики Российской Федерации и Республики Адыгея

Москва – столица России.

Майкоп – столица Адыгеи.

Гербы Адыгеи, Майкопа.

«Знай свою улицу»

Гимн и флаг России и Республики Адыгея.

Экскурсия «Майкоп –   столица Адыгеи» (краеведческий музей).

История возникновения герба г.Майкопа.

Загадки Российской символики.

Уроки истории Отечества «Матушка Москва – золотая голова» (видеофильм).

Красота и чистота вокруг меня.

Герб и гимн России как произведения искусства.

Герб Республики Адыгея, история создания и его символы.

Экскурсия в столицу Майкоп.

Конкурс рисунков «Моя улица»

Конкурс рисунков «Моя станица»

Составление альбома «Моя станица - самая лучшая»

Викторина «Кто лучше знает свою станицу»

Школа правовых знаний

Дети и Конституция. Кто защищает наши права?

Конституция – основной закон нашей жизни.

Библиотечный урок"Ваши права, дети"

Конвенция о правах ребенка.

Игра «Имею право», посвященная Дню конституции

Моя Родина – Россия.

Встреча с работником УВД.

Наше Отечество.

Диспут «Что важнее – знать или выполнять?»

Твоя Россия.

Мы и закон (разбор ситуаций).

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Про великих и знаменитых

Русские богатыри.

Час былины «Преданья старины глубокой»

А. Суворов и М. Кутузов,

Х.Андрухаев

Библиотечные уроки: Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Федоров.

Поэтический час «Только доблесть живет вечно».

Звездный час «Защитники земли Русской».

Русь державная православная.  Республика Адыгея – многонациональная Республика.

Как обувались и одевались в старину.

Зимние игры и забавы.

О чем расскажет народный костюм.

Песня народная сердце радует, душу согревает.

(кольцовка песен)

Народная национальная одежда. Конкурс народного костюма «Бабушкин сундук»

Аукцион народной мудрости.

Посещение в Городском краеведческом музее зала этнографии.

Экологическая викторина.

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня».

Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия».

Организация работы народных гостиных по темам: «Любовь к Родине в творчестве  адыгских  композиторов», «Таинственный взмах кисти художника»

Мой язык – язык добра и света

Парад сказочных героев.

Праздник «Язык родной, дружи со мной!»

Встреча с писателем (поэтом, корреспондентом) в литературной гостиной.

Библиотечный урок «Дар Владимира Ивановича Даля»

Брейн-ринг «Язык наш есть тайна».

Библиотечный урок «Джафар Чуяко»

Что за прелесть эти сказки (час громкого чтения)

Инсценировка адыгейских  и русских народных сказок.

Конкурс чтецов

«Любимые герои сказок Пушкина»

«Адыгейские  поэты – детям» (на родном языке)

Олимпиады по родному языку

Заочная экскурсия в картинную галерею

Беседы о русских художниках «Нарисовал художник сказку»

Н. Пименов, Б. Кустодиев, М. Врубель

П. Корин, М. Ва-снецов, А. Рублев, А. Саврасов;

М. Нестеров Конкурс рисунков «Сказки Пушкина»

И. Левитан, И. Репин, И. Крамской, В. Серов;

Конкурс рисунков «Люблю пейзажи Адыгеи»

Конкурс рисунков «Любимая сказка»

Защитники земли русской.           День Защитника Отечества

Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придет никогда»

Книжная выставка «Дни и ночи войны»

Книжная выставка «Ни шагу назад!»

Экскурсия к мемориалу славы   «Мои земляки – герои воины»

«Славные сыны Адыгеи»

Старты надежд «Вперед, мальчишки!»

Конкурс плакатов «Нет войне!»

Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!»

Защита проектов учащихся «Народные традиции и обычаи»

Родительское собрание «С чего начинается Родина»

Родительское собрание «Растить гражданина»

Праздник «Мы твои друзья, природа!»

Изучение правил поведения в природе

Дискуссия «Природа и мы». Проект «Экологические проблемы водоёмов Адыгеи». Проект «Животные и растения Красной книги Адыгеи».Игра «Поиск нарушителей законов природы»

Проведение методического семинара в педагогическом коллективе школы по проблеме «Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся с учетом культурно-национального своеобразия Республики Адыгея»

Дерево сильно плодами, а человек – трудом

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

«Что я должен делать в классе?»

«Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал?

«Кем я буду, когда вырасту?»

Почему так говорят «Делано наспех – сделано  на смех»?

Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки»

Конкурс «Самая лучшая классная комната»  

Конкурс «Самый чистый кабинет»

Конкурс «Самый «зеленый» класс»

Акция «Книжкина больница»

Изготовление подарков будущим первоклассникам

Изготовление книжек-самоделок для малышей.

Конкурс рисунков «Кто что любит делать»

«Зимняя фантазия» - украсим наш двор.

Народные промыслы. Выставка предметов декоративно прикладного искусства народов, населяющих Республику Адыгея

Родительское собрание «Трудовое воспитание младших школьников в семье. Не растить белоручек!»

Выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы стариной утвари,  бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями  в народном стиле).

«Умелые руки не знают скуки». Выставка поделок, выполненных учащимися.

Работа волшебной фабрики Деда Мороза. Игра «Почта»

Изготовление гирлянд

Изготовление снежинок

Изготовление фонариков

Объемные игрушки

Конкурс кабинетов, украшенных детьми совместно с родителями «Мы всем классом ждем Нового года!»

Уроки Самоделкина. «Это дело наших рук» - подарки для родных и друзей.

«За что я отвечаю?» - наполним «Шкатулку добрых дел»

Выставка творческих работ детей «В семье единой», отражающая содружество культур народов Республики Адыгея

Участие в ярмарке творчества детских объединений «Моя станица. Моя Республика.  Моя Россия».

Работа школьного «радио»

«Играть играй, а дело знай»

«Всякий человек в деле познается»

«Кто любит труд того люди чтут»

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»

Конкурс-выставка семейных работ по техническому творчеству «Папа, мама, я – техническая семья»

Мы – друзья птиц

Акция «Кормушки для зимующих птиц»

Праздник птиц.  Конкурс «Лучший домик для птиц» .

Экскурсии в детские клубы,  Центр  детского творчества, с целью популяризации сети кружков, клубов, организаций дополнительного образования.

Экскурсия  на Выставку детского творчества .

Экскурсия в  парк

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. 

Выращивание простейших сельскохозяйственных культур «Огород на подоконнике»

Выращивание рассады цвето-чных культур. Работа на приш-кольном участке «Сами садик посадили, сами будем поливать»

Высадка рассады цветочных культур.

Работа на пришкольном участке. Проектно-исследовательская деятельность: «Какие семена всходят быстрее?», «Овощные культуры», «Злаки», «Бобовые культуры».

 Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Занятия проводит доктор Пилюлькин

Клуб «В гости к Мойдодыру»:

Дружи с водой.

Чтоб глаза видели.

Какого ухода требуют уши.

И о коже надо заботиться.

Приятного аппетита.

Крепкие- крепкие зубы.

Спокойной ночи.

Клуб «В гости к Мойдодыру»:

Руки и ноги тебе ещё пригодятся.

Держи осанку! Как уберечься от простуды. Что нужно знать о лекарствах.

Праздник «Как стать Неболейкой?»

Клуб «Румяные щеки»:Как живет организм?

Наши органы.

Признаки болезни.  Болезни грязных рук. Порезы, ссадины и царапины. Диспут «Что может человек?» Смотрим телевизор.

Клуб «Неболейка»:

Уроки семьи … (Пригласить родителей,  дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ). Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство». Как одолеть болезнь?

Как настроение?

Конкурс газет «Правила здорового образа жизни».

Полезные и вредные привычки:

Встреча со школьным врачом: «Полезные и вредные привычки»

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

Встреча с врачом-наркологом «Губительная сигарета».

Встреча с врачом-наркологом «Наркомания – катастрофа».

Практикум «Как поступить в данной ситуации?»

«Драться или не драться?»

«Плохой поступок «за компанию»?

«Если тебе предложили сигарету?»

«Ты оказался в дурной компании!»

Родительское собрание

«Без простуд»

«Культура семейная и культура физическая».

«К здоровому образу жизни».

Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья.

Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований:

«Веселые старты»

«Мама, папа, я – спортивная семья».

«Старты надежд»

«Вперед, мальчишки!»

Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки»

Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире».

Тест «Ты – сова или жаворонок?»

Тест «Как ты к себе относишься?»

Тест «Доволен ли ты собой?»

Тест «Ты и твой характер»

Методика незаконченных предложений:

Мне нравится…

Я хочу…

Я боюсь …

Мне тревожно…

Час откровения:

Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников.

Никогда никому не завидуй.

Злые чувства – враг здоровья души.

Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного.

Этические беседы:

Будь непримирим к грубости

Недопустимость кличек и прозвищ

Не будь равнодушным

Ты против лжи, нечестности!

Родительская конференция. Тест «Ваши отношения с детьми». «Круглый стол»

Конкурс «Здоровье и дружная семья».

«Зарничка»

Смотр строя, песни и речевки  «Под флагом Мальчиша-Кибальчиша»

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего обучающегося социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности обучающихся и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • бережное  отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде;
  • элементарные знания о культуре народов России, о традициях нравственно-этического отношения к природе   России,     Адыгеи,   нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора адыгского народа, народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Заключение

 Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список литературы, рекомендуемой при реализации программы

  1. Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
  2. Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
  3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
  4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
  5. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 
  6. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  7. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  8. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.
  9. Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  10. Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
  11. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
  12. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.
  13. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  14. Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
  15. Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
  16. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  17. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
  18. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
  19. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.

Список литературы, используемой при написании программы

  1. Аплетаев  М.Н.  Система  воспитания  личности   в   процессе   обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
  2. Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
  3. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
  4. Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
  7. Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  8. Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  9. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
  10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
  11. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
  12. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
  13. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
  14. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11