Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с опорой на биографические сведения выдающихся людей Смоленской области.

Программа включает и работу с родителями с целью возрождения морально - нравственных ценностей в семье и среди взрослого населения России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno_-_nravstvennogo_vospitaniya.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы «Уроки нравственной жизни»


                                   Пояснительная записка

                                             «Человек, ты можешь духовно расти,

                                             только помогая другому быть человеком»

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно – нравственного воспитания детей. Русский народ свято хранит культурные и социальные традиции. Они складывались веками, передавались из поколения в поколение. В основе духовно – нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума, сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности, благочестие и добродетель. Нравственное воспитание детей было и государственной политикой.

В наши дни политический и экономический кризис усугубился духовным кризисом. Создавшийся духовный вакуум породил тревогу, страх, ощущение обреченности, «бездомности» и потерянности.

За последние годы система образования дала крен в сторону накопления знаний, развития ума, не заботясь о душевном и нравственном здоровье обучающихся. Обучение без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности. Традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате многие дети оказались нравственно и духовно обездоленными, не получили возможность приобщиться к пониманию смысла человеческого бытия. Проблемы ослабления воспитательной функции школы, необходимо разрешить путем объединения усилий педагогов, родителей, ученых и общественности.

Цель программы – воспитание нравственно активной личности, обладающей стремлением к духовному развитию.

Под этим подразумевается «человек, способный, проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоциональном и  нравственном настрое, о его сострадании, добросердечии к окружающим людям; способный к активному осознанию, принятию моральных норм и к поведенческому следованию требованиям долга».

Задачи:

  1. Развивать духовно – нравственное чувствование, формировать духовно – нравственное отношение к явлениям окружающей жизни и предметам искусства.
  2. Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.
  3. Развивать активное культурное сознание и волю для реализации нравственных норм и правил.
  4. Воспитывать историко – духовное самосознание, развивая патриотизм и любовь к Отечеству и родному краю.  

     Программа «Уроки нравственной жизни» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-11 лет. Каждому возрасту соответствует определенный раздел программы: «Мой таинственный мир» (7-8 лет), «Мир во мне, и я в мире» (8-9 лет), «Мир моих чувств» (9-10 лет).

     Уроки проводятся один раз в неделю. Целостность программного материала позволяет последовательно, через организацию деятельности, развивать активное мышление и эмоциональное восприятие окружающего мира и себя, погружать школьников в сферу нравственных основ жизни человека в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным опытом, формировать и развивать их духовно – нравственную культуру.

     Курс интегрированный. В него включены знания по истории, краеведению, окружающему миру, искусству, литературе, этике, ИЗО. Они объединены для воспитания нравственно активной личности.

В основу программы положен гуманистический, личностно – ориентированный подход, предполагающий создание условий для развития внутренних задатков человека, его духовных потребностей, приобщения к ценностям культуры, воспитанию духовно – нравственной личности.

Воспитательная тенденция основана на представлении о Добре и Зле, предрасположенности детей к Добру и убеждению, что Злу надо сопротивляться. Обращение к системе ценностей отечественной культуры, адаптированной на младший школьный возраст, поможет усвоить главные законы нравственности.

В основе программы – урок, базирующийся на духовности. Его практические формы: диалоги – размышления, праздники, экскурсии и практикумы, включающие игры, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры – импровизации. Они реализуют творческий и духовно – нравственный потенциал детей, позволяют брать на себя ведущую роль, практикуя обмен мнением и опытом.

Новизна программы – в понимании духовно – нравственного воспитания как приобретения духовного и нравственного опыта ребенком в соответствии с возрастными возможностями, являющиеся фундаментом личности. Для успешной реализации программы необходимо перемещение акцента с результатов на саму деятельность ребенка.

Программой определена модель типа личности ребенка: духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к развитию себя.

Программа «Уроки нравственной жизни» обеспечена поурочными методическими рекомендациями.

                    Структура и содержание программы

     Программа «Уроки нравственной жизни» состоит из 4 разделов в соответствии со школьным возрастом (1 – 4 класс).

     1 раздел – «Мой таинственный мир» рассчитан на детей 1 класса. Он раскрывает многообразие и красоту мира природы, внутренний мир человека, нравственные качества личности, представление о семье и взаимоотношениях в ней, о дружбе в жизни человека. Итог работы – стремление ребенка к прекрасному в своей душе, к духовному единению в семье и в кругу друзей.

     2 раздел – «Мир во мне и я в мире», для детей 2 класса. Он раскрывает взаимоотношение человека с миром, способности и качества личности, мир животных, национальные ценности Российской и смоленской земли. Формируется взгляд на мир с позиции духовного и нравственного человека, воспитываются нравственные качества, способности, привычки, обогащаются эмоциональные впечатления и чувства, приобретается практический опыт духовно – нравственной жизни.

    3 раздел – «Мир моих чувств» предназначен для детей 3 класса. В нем раскрывается богатство и разнообразие чувств человека, противоречий в нем, традиции воспитания на Руси, представление об истории, богатстве и красоте Смоленского края, чувственное восприятие мира, нравственные и эстетические чувства, эстетический вкус, воспитывается ответственность за свои поступки, стремление к совершенствованию себя.

    4 раздел – «Законы жизни в моем мире», для детей 4 класса. В нем раскрывается смысл законов нравственной жизни человека, воспитывается потребность в общекультурных нормах и правилах, развивается способность к творчеству и саморазвитию, умению анализировать, делать выводы, проявлять инициативу, свободно высказывать собственные мысли и быть независимым в суждениях, повышается социальная самостоятельность, ответственность и активность ребенка, степень его психологической устойчивости.

     Кроме этих разделов в программу включены:

  1. Внеклассная работа с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

В программу включено лучшее наследие русской культуры: поэзия, проза, народное творчество, изобразительное искусство, классическая музыка. К каждому разделу предлагается список художественной литературы и иллюстративного материала.

     Программа построена на принципах:

  1. Культуросообразности, включающей общечеловеческие, национальные и региональные ценности.
  2. Научности, использованы исследования педагогов и психологов.
  3. Целостности и системности программного материала в системе взаимосвязанных разделов и тем, содержание которых с возрастом детей усложняется.
  4. Вариативности – в наличие национально – регионального и светского компонентов в содержании программы.  

                    Раздел I «Мой таинственный мир»

№ занятия

                                    Тема

1 – 2

«Как прекрасен этот Мир!»

3 – 4

«Поэзия пейзажа»

5

«Родная природа» (экскурсия в осенний лес)

6

«Тело, душа, дух – Человек»

7

«Живописный мир человека»

8

«Здоровый дух – здоровое тело»

9

«Пластические образы»

10

«У души есть таинственный мир…»

11

«Забота человека о душе» (урок – размышление)

12

«Сердце – чистый родник»

13

«Чуткое сердце» (урок – размышление)

14

«Жизнь замечательных людей» (А. Рублев)

15

«Древнерусский образ»

16 – 17

«Сам от себя не утаишь…»

18

«Тихий разговор с совестью…» (урок – размышление)

19

«Что такое добро?»

20

«Что такое зло?»

21 - 22

«Эти мудрые, добрые сказки».

23

«Мир нашего дома»

24

«Тихая жизнь предметов»

25

«Дети + родители…» (урок – размышление)

26

«Вместе дружная семья»  

27 - 28

«Семейный портрет»

29

«Кто родителей почитает, тот во веки не погибает»

30

«Вместе тесно, а врозь скучно»

31

«Наши бабушки и дедушки -умудренная старость»

32

«Дружелюбие»

33

«Друзья мои, прекрасен наш союз»

34

«Праздник души»

 

                               Раздел II «Мир во мне, я в мире»

№ занятия

                                Тема

1

«Искусство видеть мир» (занятие – практикум)

2

«Гармония в мире»

3

«Какой ты человек?» (занятие – размышление)

4

«Духовность и нравственность в человеке»

5

«Человеколюбие»

6

«Человек для человека» (занятие – практикум)

7

«Человек в мире природы»

8

«Музыка родной природы» (П. И. Чайковский)

9

 «Зима в родном краю» (экскурсия в зимний лес)

10

«В мире домашних животных»

11

« Мир животных в искусстве»

12

«Человек, не обижай животных» (занятие – практикум)

13

«В ожидании чуда»

14

«Человек разумный, человек думающий»

15

«Жизнь замечательных людей» (Н. М. Пржевальский)

16

«Мир желаний – мир возможностей»

17

«Воспитай волю!» (занятие – практикум)

18

«Настоящий мужчина!»

19

«Жизнь замечательных людей» (П. С. Нахимов)

20

«Дочки – матери»

21

«Древнерусский образ матери»

22

«Мать и дитя»

23

«Труд – вдохновения источник…»

24

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

25

«Что прекрасней и милее этой ласковой земли»

26 - 27

«Русь богатырская»

28 - 29

«Народные мотивы»

30

«Могучее творение человека»

31

«Смоленск-городок, России уголок»

32

«Смоленск исторический» (экскурсия)

33

«Смоленск архитектурный»

34

«Литературно – музыкальная гостиная»

                             Раздел III «Мир моих чувств»

№ занятия

                                 Тема

1

«Человек – личность»

2

«Жизнь замечательных людей» (М. К. Тенишева)

3

«Мир наших чувств»

4

«Вера, Надежда, Любовь»

5

«Познаю мир чувствуя» (занятие – практикум)

6

«Красота спасет мир» (занятие – практикум)

7

«Мир чувств глазами художника» (занятие–практикум)

8

«Жизнь человека как борьба и подвиг» (занятие –практикум)

9

«Свобода выбора человека»

10

«Жизнь замечательных людей» (М. И. Исаковский)

11

«Добродетели и пороки»

12

«Милосердие и жестокость»

13

«Правдолюбие и ложь»

14

«Трудолюбие и лень»

15

«Человеческое счастье» (занятие – размышление)

16

«Моя семья перед телевизором»

17- 18

«Киноискусство»

19 - 20

«Русский человек» (история поколений)

21 - 22

«Окно в прошлое России»

23 -24

«Земля Смоленская родная…»

25 - 26

«Смоленщина литературная»

27

«Весна в родном краю» (экскурсия)

28  

«Пасха»

29

«Миролюбие»

30

«Гимн русской доблести»

31

«Жизнь замечательных людей» (Ю. А. Гагарин)

32

«День славянской письменности»

33

«Первопечатники земли Русской»

34

«Литературная гостиная»

                       Раздел IV «Законы жизни в моем мире»

№ занятия

                                     Тема

1

«Мир – это человечество»

2

«Законы нравственности – законы жизни»

3

«Законы моей жизни» (занятие – практикум)

4

«Культура человека»

5

«От приветливых слов в мире теплее»

6

«Язык языку благую весть подает» (театральная миниатюра)

7

«Внешность культурного человека»

8

«Культура моей внешности»

9

«История национального костюма»

10

«Женский и мужской костюм Смоленской области»

11

«Воспитанный человек» (занятие – размышление)

12

«Культура поведения» (занятие – практикум)

13

«Культура поведения и этикет»

14

«Семья дома» (театральная миниатюра)

15 -16

«Жизненный путь поколений моей семьи»

17

«Настоящее и будущее моего поколения» (занятие – размышление)

18 - 19

«Искусство понимать музыку»

20

«Жизнь замечательных людей» (М. И. Глинка)

21

«Судьба человека» (занятие – размышление)

22

«Встреча с интересными людьми Смоленска»

23

«Жизнь замечательных людей» (С. Т. Коненков)

24

«Записки из былых эпох»

25

«Моя вера» (занятие – размышление)

26

«Мои детские мечты»

27

«Мир двора – особый мир»

28

«Жизнь замечательных людей» (Ю. В. Никулин)

29

«Художники Смоленщины»

30

«В доме книжек живет вдохновение»

31

«Сокровища духовные храни…» (экскурсия в библиотеку)

32

«Мир музея»

33

«Каким я стал?»

34

«Литературно – музыкальная гостиная»

                         Раздел I «Мой таинственный мир»

Занятие 1 – 2. Тема: «Как прекрасен этот Мир!»

Цель: обобщить и уточнить представления о многообразии и красоте природного мира.

Основное содержание: возникновение Мира. Мир – это небо и земля, море и суша, солнце, луна и звезды, рыбы, птицы и животные, человек. Величие мира. Красота окружающего мира. Отношение человека к миру. Роль человека в сохранении красоты мира.

Занятие 3 – 4. Тема: «Поэзия пейзажа».

Цель: познакомить с красотой пейзажей и жизнью русской природы. Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать чувственные впечатления при созерцании мира природы.

Основное содержание: художник – живописец, творец. Пейзаж – удивительный мир, настроение художника. Художественный образ, выразительные средства изобразительного искусства. Поэзия и пейзаж.

Занятие 5. Тема: «Родная природа» (экскурсия в осенний лес).

Цель: научиться любоваться красотой родной природы. Развивать чувственное познание мира.

Основное содержание: наблюдения, литературно – поэтические произведения.

Занятие 6. Тема: «Тело, душа, дух – Человек».

Цель: познакомить с физическим телом и духовным миром человека.

Основное содержание: человек – кто он? Потребности тела. Пять органов чувств. Тело – хранилище души. Потребности души. Предназначение человека.

Занятие 7. Тема:  «Живописный мир человека».

Цель: познакомить с жанром портрета. Развивать способность видеть внутренний мир человека, его душевное состояние, давать характеристику образа.

Основное содержание: портреты – рассказы лиц. Внешность и внутренний мир человека в портрете. Таинственный мир людей.

Занятие 8. Тема: «Здоровый дух – здоровое тело».

Цель: формировать потребности в физическом и нравственном совершенствовании, здоровом образе жизни.

Основное содержание: физическое здоровье человека. Нравственное здоровье. Забота человека о своем здоровье. Тело – хранилище души.

Занятие 9.Тема «Пластические образы».

Цель: показать естественную красоту тела в гармонии с внутренним миром. Развивать эстетическое восприятие формы.

Основное содержание: скульптура – живые образы. В мастерской скульптора. Скульптурные материалы и их свойства. Ваяние мастера.

Занятие 10. Тема: «У души есть таинственный мир…».

Цель: раскрыть понятие о душе «живой», помочь стремиться к душевной чистоте.

Основное содержание: душа – внутренний мир человека, ухо и сердце, зеркало. Красота души – чистота совести. Болезнь души – зло. Человек душевный и бездушный.

Занятие 11. Тема: «Забота человека о душе» (урок – размышление).

Цель:расположить к диалогу о внутреннем мире. Развивать активное мышление.

Основное содержание: Что такое душа? Можешь ли ты видеть и чувствовать свою душу? Как ты заботишься о своей душе? Как поступить, чтобы душа была чистой?

Занятие 12. Тема: «Сердце – чистый родник»

Цель: расширить знания о сердце телесном и чувственном в жизни человека.

Основное содержание: Сердце – орган тела. Сердце чувственное. Сердце подобно сосуду, который можно наполнить всем… Очи сердца видят состояние души человека, особенно его пороки. Бесчувственное сердце – мутный родник. Чувства доброго сердца – чистый родник.

Занятие 13. Тема: «Чуткое сердце» (урок – размышление)

Цель: расположить к диалогу о чувствах. Развивать рефлексивные способности.

Основное содержание: качества человека с добрым сердцем? Кого можно назвать отзывчивым? Поступки человека с любящим и злым сердцем. Смысл выражения: «Человеческое сердце в себе мир содержит»? Что чувствует твое сердце? Можешь ли ты назвать свое сердце чутким?

Занятие 14. Тема: «Жизнь замечательных людей» (А. Рублев)

Цель: познакомить с жизнью древнерусского иконописца как образцом беззаветного служения людям, Отечеству, идеалам добра и красоты.

Основное содержание: духовно – нравственная жизнь мастера. Творения иконописца. Художественно – выразительные средства в иконописи. Библейские сюжеты. Минуты созерцания. Фрагменты из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев».

Занятие 15. Тема: «Древнерусский образ» (в искусстве А. Рублева)

Цель: дать представление о Древнерусской иконе – достоянии национальной культуры. Воспитывать чувства возвышенного и прекрасного в душе.

Основное содержание: иконописный образ. Православный храм. Художественно – выразительные средства в иконописи. Рождество Христово. Библейские сюжеты. Минуты созерцания.

Занятие 16 – 17. Тема: «Сам от себя не утаишь…»

Цель: помочь понять и почувствовать внутренний голос совести.

Основное содержание: совесть – внутренний голос человека, книга всех дел человека, мерило жизненных поступков и судья. Совесть – нормы, требования. Совесть – чувственная способность человеческого сердца. Чувство стыда. Народные пословицы о совести.

Занятие 18. Тема: «Тихий разговор с совестью…» (урок – размышление)

Цель: расположить к диалогу о внутреннем мире. Развивать рефлексивные способности.

Основное содержание: что такое совесть? Можешь ли почувствовать совесть? Когда ты слышишь внутренний голос совести? О чем он тебе говорит? Как поступает человек с чистой совестью? Как ты должен поступать по совести?

Занятие 19. Тема: «Что такое добро?»

Цель: раскрыть положительные нравственные качества человека и помочь их осознать. Развивать положительное самовосприятие детей.

Основное содержание: добро – любовь. Любовь – основа жизни человека. Добро – миролюбие, милосердие, дружелюбие, помощь другим и поддержка. Добро – светлые чувства. Добрые дела – истинное сокровище человека.

Занятие 20. Тема: «Что такое зло?»

Цель: раскрыть отрицательные качества человека и помочь их осознать.

Основное содержание: чувства ненависти – разрушение человека. Зло – болезнь души. Зло – зависть, месть, разрушение мира. Борьба со злом – любовь.

Занятие 21 – 22. Тема: «Эти мудрые, добрые сказки».

Цель: понимать глубину и красоту народной мудрости в русских сказках. Познакомиться с особенностями изображения героев в картинах русских художников.

Основное содержание: сказки – умное чудо, творчество народа, путешествие по сказочным картинам русских художников. Художественно – выразительные средства живописи. Минуты созерцания.

Занятие 23. Тема: «Мир нашего дома»

Цель: показать интерьер дома русской семьи в разные исторические эпохи. Развивать художественно – эстетический вкус и потребность в создании красивого, уютного дома.

Основное содержание: интерьер. Интерьер в живописи. Особенности домашнего интерьера. Интерьер будущего (размышления детей). Внутреннее убранство дома. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.

Занятие 24. Тема: «Тихая жизнь предметов»

Цель: вызвать интерес к миру окружающих предметов, используя жанр натюрморта. Помочь увидеть внутреннюю красоту, гармонию, которой живут предметы.

Основное содержание: натюрморт в интерьере. Натюрморт – красота простых вещей. Художественная ценность предмета. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Эстетическое наслаждение. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.

Занятие 25. Тема: «Дети + родители…» (урок – размышление).

Цель: предоставить возможность каждому ребенку свободно высказывать свои мысли.

Основное содержание: зачем ты нужен родителям? Зачем нужны тебе родители?

Занятие 26. Тема: «Вместе дружная семья»

Цель: раскрыть понятие «семья» и помочь ребенку почувствовать ее духовное единение.

Основное содержание: Дружная семь-Я. Семья – традиции, нормы, правила. Обязанности каждого члена семьи. Взаимопомощь. Любовь в семье – любовь в мире.

Занятие 27 – 28. Тема: «Семейный портрет»

Цель: раскрыть мир взаимоотношений в семье на примерах изобразительного искусства. Помочь ребенку проникнуться чувством любви к своим родным и близким.

Основное содержание: добрый свет семьи. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Моя семья (фотографии из семейного альбома). Семейные портреты. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.

Занятие 29. Тема: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

Цель: показать значимость почитания родителей и ценность опыта поколений. Воспитывать любовь и уважение к родителям.

Основное содержание: почитание родителей – обязанность детей. Любовь к самым дорогим и близким. Забота о родителях. Почитание родителей – счастье детей.

Занятие 30. Тема: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Цель: помочь обрести стремление к единодушию в семье, воспитывать взаимоуважение.

Основное содержание: брат, сестра. Взаимопонимание, доверие. Уступчивость. Бескорыстность в отношениях. Забота о младшем. Признательность к старшему.

Занятие 31. Тема: «Наши бабушки и дедушки - умудренная старость».

Цель: помочь осознать необходимость заботы и внимания к старшим. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Показать особенности изображения пожилых людей. Помочь увидеть их настроение, характер, душевное состояние.

Основное содержание: Бабушки и дедушки – мудрость семьи. Пожилой возраст – почитаемый возраст, большой жизненный опыт. Забота о пожилых людях, сочувствие к ним. Волшебные слова. Внешний облик пожилого человека. Мудрость жизни. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Образы времени. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.

Занятие 32. Тема: «Дружелюбие»

Цель: помочь почувствовать необходимость дружбы и ее нравственную ценность.

Основное содержание: дружба – взаимопонимание, доверие, общие интересы. Необходимость дружбы. Бескорыстная дружба. Дружба и предательство.

Занятие 33. Тема: «Друзья мои, прекрасен наш союз»

Цель: показать в произведениях искусства отношение к детской дружбе.

Основное содержание:живописные образы детей: характер, настроение, выразительные средства.

Занятие 34. Тема: «Праздник души»

Цель: создать атмосферу для духовного единения детей, обогащать их эмоциональные чувства.

Основное содержание: театральная постановка. Музыка для души. Поэтические строки.

                         Художественная литература:

  1. В. Сухомлинский «Сколько здесь свирелей!»
  2. И. Тургенев «Голуби»
  3. Г. Черненко «Звезды, планеты, телескопы»
  4. А. Комарова «Солнышко»
  5. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
  6. М. Пришвин «Разговор деревьев»
  7. М. Чехов «Перед осенью»
  8. И. Кульская «Аришка»
  9. Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
  10. В. Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Навестила», «Плохо»,

«Злая мать и добрая тетя», «Отомстила», «Просто старушка», «Три товарища»

  1. В. Даль «Ворона»
  2. В. Белов «Диалог»
  3. А. Барто «Член жюри», «Друг напомнил мне вчера»
  4. К. Ушинский «Играющие собаки»
  5. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
  6. А. Костецкий «Бабушке»
  7. Ю. Ермолаева «Проговорился»
  8. А. Плещеев «Внучка»
  9. Я. Аким «Друг»
  10. О. Буцень «С кем дружить?»
  11. Е. Пермяк «Надежный человек»
  12. Б. Ганаго «Детям о душе»
  13. В. Соловьев «Наша Россия»
  14. С. Пермяк «Бумажный змей»

                                        Зрительный ряд:

  1. Н. Альтман. Портрет Анны Ахматовой.
  2. В. Поленов. Московский дворик. Бабушкин сад. С квартиры на квартиру.
  3. Ф. Васильев. После грозы.
  4. И. Левитан. Осень.
  5. А. Пантелеев. Мороз и солнце.
  6. А. Борисов. Зимняя сказка.
  7. И. Шишкин Дождь в дубовом лесу.
  8. К. Брюллов. Автопортрет.
  9. О. Браз. Портрет писателя А. П. Чехова.
  10.  В. Тропинин. Кружевница. Портрет Арсения. Мальчик со щеглом.
  11.  А. Венецианов. Вот – те и батькин обед. Спящий пастушок.
  12.  И. Айвазовский. Радуга.
  13.  В. Васнецов. Иван – Царевич на сером волке. Ковер-самолет. Спящая царевна.
  14.  М. Врубель. Богатырь. Царевна – Лебедь.
  15.  И. Хруцкий. Натюрморт со свечой. Цветы и плоды.
  16.  И. Машков. Хлебы.
  17.  В. Пластов. Сенокос.
  18.  А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке.
  19.  А. Карнеев. Отправление крестьянского мальчика в училище.
  20.  В. Максимов. Все в прошлом.
  21.  В. Серов. Дети.
  22.  П. Тюрин. Портрет детей помещика А. П. Межакова.
  23.  А. Рублев. Троица. Спас.  

                                                          I класс

                             Внеклассная работа с детьми.

  1. Внеклассные чтения (к урокам 10 – 13, 16 – 20, 29 – 35)
  2. Викторина «Добро и зло» (к урокам 19 – 20)
  3. Встречи с интересными людьми (к уроку 31, к празднику 9 мая)
  4. Выставка семейных фотографий (к урокам 27 – 28)
  5. Посещение театра: просмотр театральной постановки сказки (к урокам 21 – 22)
  6. Экскурсии в музеи (к урокам 3 – 4, 7, 9, 15)
  7. Экскурсия в библиотеку «В доме книжек живет вдохновение»

                                Взаимодействие с родителями

  1.  Школа нравственной жизни.

Консультации:

- реализация программы «Уроки нравственной жизни» в младшем школьном возрасте.

- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 7 – 8 лет.

- роль изобразительного искусства в жизни ребенка.

Круглый стол:

- Папы, мамы, дети и школьные оценки. Диалоги о воспитании

Час общения:

- ответы на вопросы родителей.

  1. Система опережающих домашних заданий.
  2. Художественно – музыкальные гостиные.

- мой таинственный мир.

- мир нашего дома.

  1. Совместные праздники для детей и родителей.

- папа, мама, я – спортивная семья.

- деть защитников Отечества.

- деть матери.

- праздник души.

  1. Народные праздники.

- Рождество Христово.

- Масленица.

- Пасха.

                    Раздел II «Мир во мне, я в мире»

Занятие 1.  Тема: «Искусство видеть мир» (занятие – практикум).

Цель: воспитывать взгляд на мир с позиции духовно – нравственного человека.

Основное содержание: игры – упражнения. Оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей. Минуты активной деятельности.

Занятие 2. Тема: «Гармония в мире».

Цель:развивать познавательный интерес к миру взаимоотношений между природой и человеком, человеком и искусством, между людьми.

Основное содержание: мир и гармония в нем. Гармоничный человек. Человек в мире взаимоотношений. Человек и природа (впечатления о лете). Человек и искусство. Человек и человек.

Занятие 3. Тема: «Какой ты человек?» (занятие – размышление).

Цель:формировать нравственное сознание.

Основное содержание: качества нравственного человека. Можешь ли ты быть нравственным человеком? Что для этого нужно? Как ты будешь поступать с близкими и незнакомыми людьми? Обижал ли ты другого человека? Будешь ли ты стремиться исправлять ошибки? Как ты будешь это делать?

Занятие 4. Тема: «Духовность и нравственность в человеке».

Цель:раскрыть человеческие качества. Развивать способность к осознанию, внутреннему принятию духовных и нравственных ценностей в человеке.

Основное содержание: духовные и нравственные ценности в человеке. Нравственный характер. Нравственно активный человек. Ответственность за поступки. Жизнь человека – стремление к духовно – нравственному развитию.

Занятие 5. Тема: «Человеколюбие».

Цель:познакомить с ценностным согласием в жизни с миром и людьми. Воспитывать бескорыстную любовь к ближним.

Основное содержание: человек в мире людей. Любовь – вершина нравственного отношения к человеку. Любовь – истина и правда, искренность, уважение к ближнему, справедливость, духовный труд. Любовь бескорыстная.

Занятие 6. Тема: «Человек для человека» (занятие – практикум).

Цель: воспитывать бескорыстную любовь к ближним.

Основное содержание:оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.

Занятие 7. Тема: «Человек в мире природы».

Цель:формировать целостный взгляд на место человека в природе. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Основное содержание: человек – хозяин и часть природы. «Человек + природа» - единство. Бережное отношение к природе. Природа – красота мира. Ее значение в жизни человека.

Занятие 8. Тема: «Музыка родной природы» (П. И. Чайковский).

Цель: воспитывать любовь к русской классической музыке, обогащая духовные впечатления. Эмоциональное понимание выразительных музыкальных образов.

Основное содержание: творческая жизнь композитора. Музыкальные образы природы.

Занятие 9.Тема: «Зима в родном краю» (экскурсия в зимний лес).

Цель:учить созерцать и понимать красоту родной природы.

Основное содержание: минуты созерцания. Литературное творчество детей. Игры.

Занятие 10. Тема: «В мире домашних животных».

Цель:раскрыть внутренний мир домашних животных. Воспитывать любовь, гуманное отношение к нашим «меньшим братьям».

Основное содержание: человек – друг животных. Милосердие к животным. Характер, повадки животных, их душа, преданность человеку.

Занятие 11. Тема: «Мир животных в искусстве».

Цель: познакомить с миром животных через искусство. Показать особенность художественного изображения животных.

Основное содержание:животные в изобразительном искусстве. Животные в иллюстрациях. Минуты созерцания. Образы животных в музыке. Минуты классической музыки.

Занятие 12. Тема: «Человек, не обижай животных» (занятие – практикум).

Цель:воспитывать чувство сопричастности и ответственности «за тех, кого приручили».

Основное содержание: оценка поступков литературных героев.

Занятие 13. Тема: «В ожидании чуда».

Цель: познакомить с православно – народными праздниками, обогащать духовные впечатления, знакомить с традициями русского народа.

Основное содержание: Рождество Христово. История и традиции праздника. Рождественская поэзия. Библейские сюжеты.

Занятие 14. Тема: «Человек разумный, человек думающий».

Цель:раскрыть смысл духовно – нравственного роста и образования человека.

Основное содержание: человек разумный – мыслитель. Творческие способности человека. Учение и самообразование. Научное и духовное образование.

Занятие 15. Тема: «Жизнь замечательных людей» (Н. М. Пржевальский).

Цель: познакомить с жизнью и деятельностью знаменитого русского исследователя. Воспитывать стремление к саморазвитию.

Основное содержание:Н. М. Пржевальский – русский исследователь, страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Мысли о воспитании.

Занятие 16. Тема: «Мир желаний – мир возможностей».

Цель:раскрыть понятие «воля», ее значение в жизни человека. Формировать эмоционально – волевые установки ребенка.

Основное содержание: человек и его воля. Волевые качества человека. Воля – выдержка и смирение. Воля – сила и решительность. Воля – дисциплина. Воля – сохранение света в душе.

Занятие 17. Тема: «Воспитай волю!» (занятие – практикум).

Цель:воспитывать волевые качества.

Основное содержание: оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.

Занятие 18. Тема: «Настоящий мужчина!»

Цель: формировать потребность к самовоспитанию и приобретению нравственных качеств настоящего мужчины и будущего отца.

Основное содержание: мальчик – будущий настоящий мужчина. Размышления детей о нравственных качествах мальчика. Настоящий мужчина, его поведение. Нравственные качества будущего папы.

Занятие 19. Тема: «Жизнь замечательных людей» (П. С. Нахимов).

Цель: рассказать о героизме и силе, мужестве и доброте, доблести великого флотоводца России.  

Основное содержание: П. С. Нахимов – русский флотоводец, страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Талант флотоводца. Любовь к Отечеству. Военно – морские успехи и подвиги.

Занятие 20. Тема: «Дочки – матери».

Цель:формировать потребность в духовном росте и приобретении нравственных качеств будущей мамы.

Основное содержание: девочка – будущая мама. Нравственные качества девочки, будущей мамы. Любовь, нежность, доброта в сердце матери.

Занятие 21. Тема: «Древнерусский образ матери».

Цель: познакомить с русской иконой – частью мирового духовного наследия.

Основноесодержание: иконописные образы матери и младенца. Художник – иконописец. Православный храм. Художественно – выразительные средства в иконописи.

Занятие 22. Тема: «Мать и дитя».

Цель:учить видеть душевную теплоту и близость между матерью и ребенком. Воспитывать бескорыстную любовь к маме.

Основное содержание:красота внешнего облика. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Поэзия и музыка. Образ матери в искусстве.

Занятие 23. Тема: «Труд – вдохновения источник…»

Цель: раскрыть тему труда в изобразительном искусстве. Показать внутреннюю, духовную, животворящую силу труда.

Основное содержание: труд в семье, с друзьями, на благо Отечества. Трудовые будни.

Занятие 24. Тема: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Цель: воспитывать сознательное отношение к труду как основной потребности человека.

Основное содержание: ценность труда. Труд физический и умственный, духовный. Труд – развитие творческих способностей человека. Пословицы о труде.

Занятие 25. «Что прекрасней и милее этой ласковой Земли».

Цель:показать богатство и красоту Русской Земли. Воспитывать любовь к Родине.

Основное содержание: Россия – Родина моя. Фрагменты истории, географическое положение, богатства Русской Земли. Люди России – духовное богатство. Поэзия и музыка. Произведения изобразительного искусства.

Занятия 26 – 27. Тема: «Русь богатырская».

Цель:раскрыть образы героев былин, характерные для русского народа с присущим ему мужеством, силой, чувством воинского долга, чести и доброты.

Основное содержание: история Руси в былинных сказаниях. Внешний облик богатырей Земли Русской. Былины – глубина и красота народной мудрости. Богатыри.

Занятия 28 – 29. Тема: «Народные мотивы».

Цель: познакомить с декоративно – прикладным искусством России. Приобщать к эстетическим ценностям народа.

Основное содержание: художник – ремесленник. Русский костюм. Предметы домашнего быта. Ювелирные изделия.

Занятие 30. Тема: «Могучее творение человека».

Цель: познакомить с произведениями архитектурного искусства. Раскрыть ее художественную и историческую ценность.

Основное содержание: архитектура – летопись веков, застывшая музыка, прочность, польза, красота. Христианский храм – «образ мира».

Занятие 31. Тема: «Смоленск-городок, России уголок».

Цель:показать красоту и богатство Смоленщины. Воспитывать любовь к родной земле.

Основное содержание: Смоленск – земля родная. Географическое положение, богатства земли, люди. Смоленск – духовное богатство. Смоленские этюды.

Занятие 32. Тема: «Смоленск исторический» (экскурсия).

Цель: познакомить со значимыми фрагментами историко – духовного наследия родного города. Воспитывать любовь к его прошлому и настоящему.

Основное содержание: страницы истории города. История названия города. Музеи города. Театры и библиотеки города. Памятники архитектуры. Смоленск глазами художников.

Занятие 33. Тема: «Смоленск архитектурный».

Цель: познакомить с архитектурными памятниками старины нашего города. Воспитывать чувство причастности и ответственности за сохранение исторических памятников как части культуры.

Основное содержание: азбука архитектуры. Мастера Земли Смоленской. Каменное зодчество и деревянное зодчество, домовая оконная резьба.

Занятие 34. Тема: «Литературно – музыкальная гостиная».

Цель: создать благоприятную атмосферу для духовного единения детей, обогащать их эмоциональные чувства.

Основное содержание: музыка для души. Поэтические строки. Творчество детей.

                                   Художественная литература:

  1. А. Костецкий «Мы с пчелкой», «Старый каштан», «Добрый мак», «Старая сказка на новый лад», «Декабрь», «Январь».
  2. М. Пожарова «Девочка в лесу».
  3. Л. Толстой «Любовь», «Птичка», «Разум».
  4. А. Солженицын «Вязовое бревно», «Шарик», «Путешествие по Оке», «Утенок».
  5. Л. Воронкова «Сказка про коровушек».
  6. К. Ушинский «Гадюка», «Четыре желания», «Кончил дело – гуляй смело».
  7. М. Пришвин «Глоток молока».
  8. И. Тургенев «Собака».
  9. Ф. Сологуб «Наш кот сегодня видел».
  10.  Н. Пожарицкая «Домашние животные».
  11.  Н. Сладков «Двойка».
  12.  Е. Пермяк «За что?», «Надежный человек».
  13.  В. Осеева «Плохо», «Кто хозяин?».
  14.  А. Блок «Сочельник в лесу».
  15.  М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
  16.  И. Шмелев «Лето Господне».
  17.  А. Плещеев «Мать и дитя».
  18.  А. Майков «Мать», «Сенокос».
  19.  С. Аксаков «Сенокос».
  20.  Н. Носов «Заплатка».
  21.  О. Буцень «Мамины помощницы».
  22.  В. Сухомлинский «Зимние сумерки».
  23.  А. Костецкий «Родина».
  24.  В. Жуковский «Родного неба милый свет…»
  25.  И. Никитин «Русь».
  26.  В. Крупин «В дымковской слободе».

                                                Зрительный ряд:

  1. В. Ватагин (иллюстрации и скульптуры животных).
  2. Ю. Васнецов (книжные иллюстрации).
  3. А. Корзухин. Птичьи враги.
  4. Ангел Златые Власы XII – начало XIII века.
  5. Владимирская Богоматерь. XI – первая половина XII века.
  6. А. Рублев. Троица.
  7. Чудо Георгия о Змие. Конец XIV – начало XV века. Новгород.
  8. А. Венецианов. Жница. На пашне. Весна.
  9. Н. Ярошенко. Кочегар.
  10.  И. Крамской. Христос в пустыне.
  11.  В. Васнецов. Богатыри. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.
  12.  М. Врубель. Богатырь.
  13.  К. Брюллов. Последний день Помпеи.
  14. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
  15.  Ф. Решетников. Опять двойка.
  16.  Ф. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой.
  17.  И. Левитан. Озеро. Русь.
  18.  И. Шишкин. Лесные дали.

                                                        II класс

                                   Внеклассная работа с детьми.

  1. Внеклассные чтения (к урокам 5, 7, 10, 13 – 14, 19, 21, 25, 26 – 27, 28 – 29)
  2. Экскурсии в музей (к урокам 11, 22, 23, 30 – 31, 32, 33 – 35)
  3. Викторина «Русские художники»
  4. Творческие мастерские.
  5. Встречи с интересными людьми (к уроку 19)
  6. Посещение театра.
  7. Беседа «Материнское сердце» (к уроку 23)
  8. Экскурсия на станцию юннатов.

                                    Взаимодействие с родителями

  1. Школа нравственной жизни.

Консультации:

- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 8 – 9 лет

- воспитательное значение детской литературы

- воспитание ребенка – это не милая забава

Круглый стол:

- родители и учитель

- диалоги о воспитании

Час общения:

- ответы на вопросы родителей

  1. Система опережающих домашних заданий.
  2. Литературно – музыкальные гостиные

- «Не позволяй душе лениться…» Поэзия вместе с нами.

  1. Совместные праздники для детей и их родителей.

- День защитников Отечества

- День матери

- Праздник нравственности

  1. Народные праздники.

- Рождество Христово

- Масленица

- Пасха

- День славянской письменности.

                           Раздел III «Мир моих чувств»

Занятие 1. Тема: «Человек – личность»

Цель:составить представление о человеке как нравственной личности. Помочь стремиться к совершенствованию своей внутренней духовной личности.

Основное содержание: пути развития духовной личности. Нравственное развитие. Заповеди миролюбия. Труды и усилия человека.

Занятие 2. Тема: «Жизнь замечательных людей» (М. К. Тенишева)

Цель: познакомить с жизнью и деятельностью русской меценатки.

Основное содержание: М. К. Тенишева – великая русская меценатка. Страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Научная деятельность.

Занятие 3. Тема: «Мир наших чувств»

Цель: раскрыть богатство и разнообразие чувств человека. Воспитывать культуру эмоций.

Основное содержание: чувства и эмоции. Переживания человека. Чувственное познание мира. Чувства красоты. Чувство юмора. Деятельность человека и чувства.

Занятие 4. Тема: «Вера, Надежда, Любовь»

Цель: развивать нравственные чувства.

Основное содержание: оценка поступков литературных героев. Притчи, басни.

Занятие 5. Тема: «Познаю мир чувствуя» (занятие – практикум)

Цель: развивать интеллект через мыслительную, практическую деятельность.

Основное содержание: оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.

Занятие 6. Тема: «Красота спасет мир» (занятие – практикум)

Цель: развивать эстетические чувства через личный опыт.

Основное содержание: оценка произведений искусства и музыкальных произведений.

Занятие 7. Тема: «Мир чувств глазами художника» (занятие–практикум)

Цель: показать отражение действительности в произведениях искусства, преобразованное чувственно – эмоциональным состоянием, мироощущением и творческим воображением художника.

Основное содержание: портрет – настроение. Автопортрет. Лирический пейзаж. Морская стихия. Мир и чувства художника.

Занятие 8. Тема: «Жизнь человека как борьба и подвиг» (занятие –практикум)

Цель: раскрыть мир внутренней борьбы и противоречий в человеке на пути к саморазвитию.

Основное содержание: в чем заключается жизнь человека? В чем ее ценность? «Жизнь человека как борьба». С какими пороками в жизни нужно бороться? «Жизнь человека как подвиг». К чему ты должен стремиться?

Занятие 9. Тема: «Свобода выбора человека»

Цель: подготовить к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни. Воспитывать ответственность за свой свободный выбор.

Основное содержание: любовь к свободе. Свобода – ответственность, утешение, духовная и телесная, освобождение от пороков.

Занятие 10. Тема:«Жизнь замечательных людей» (М. И. Исаковский).

Цель: познакомить с произведениями и творчеством, воспитывать интерес к литературе родного края.

Основное содержание: Страницы биографии. Популярный поэт и поэт – песенник. Духовно – нравственные черты личности. Героическая жизнь.

Занятие 11. Тема:«Добродетели и пороки».

Цель: помочь осмыслить понятия «добродетель» и «порок». Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Основное содержание: Добродетели и пороки – мысли, слова, дела. Добродетель – положительное качество личности. Порок – недостаток личности. Виды добродетели и порока. Добродетель – победа над собой. Порок – слабость человека. Добродетель – украшение человека. Порок – разрушение человека. Мерило добродетели пороков человека – совесть.

Занятие 12. Тема:«Милосердие и жестокость».

Цель: развивать умение анализировать положительные и отрицательные качества личности.

Основное содержание: Милосердие – добродетель, жестокость – порок. Милосердие – сострадание, утешение ближнего, бескорыстное добро. Милосердие – кротость, щедрость, терпение. Жестокосердие, гордость, самолюбие, месть. Жестокосердие – гнев, ярость, злоба, жадность. Эмоции людей. Борьба человека с жестокостью.  

Занятие 13. Тема:«Правдолюбие и ложь».

Цель: развивать чувство ответственности за ложь. Воспитывать правдолюбие.

Основное содержание:Правдолюбие – добродетель, ложь – порок. Правдолюбие – сохранение мира и дружбы. «Сладкая ложь – горькая правда». Борьба человека с ложью.

Занятие 14. Тема:«Трудолюбие и лень».

Цель: развивать чувство ответственности за лень. Воспитывать трудолюбие.

Основное содержание: трудолюбие – добродетель, лень – порок. Трудолюбие – саморазвитие, лень – саморазрушение. Трудолюбие – духовные и материальные ценности для себя и ближнего. Борьба человека с ленью. Уважение к чужому труду.

Занятие 15. Тема:«Человеческое счастье» (занятие – размышление).

Цель: воспитывать стремление к активной деятельности для обретения чувства счастья.

Основное содержание: в чем заключается счастье человека? Какой человек счастливый? Ты счастливый человек? Как ты чувствуешь свое счастье? Какие счастливые минуты были в твоей жизни? Может ли быть человек счастливым каждый день? Должен ли человек стремиться к своему счастью?

Занятие 16. Тема:«Моя семья перед телевизором».

Цель: расположить к диалогу о любимых передачах в семье.

Основное содержание: часто ли вы смотрите телевизор всей семьей? Какие передачи любят родители? Какие передачи любишь ты? Что нравится в них? Какие передачи не нравятся? Какие герои мультипликационных фильмов любимые? Какие они совершают поступки? Смотришь ли ты рекламу? Все ли передачи нужно смотреть?

Занятия 17- 18. Тема:«Киноискусство».

Цель: познакомить с киноискусством как творением человека. Воспитывать эстетический вкус, предоставить возможность выбора телепередач с позиции духовно – нравственного человека.

Основное содержание:история кино. Художественные и языковые средства кино. Кино – синтез искусств. Просмотр фрагментов кинофильмов. Обсуждение.

Занятия 19 – 20. Тема:«Русский человек» (история поколений).

Цель: показать быт, нравы, традиции воспитания в жизни русской семьи в разные исторические эпохи. Воспитывать стремление к сохранению традиций своей семьи.

Основное содержание: семья древних славян. Семья после принятия христианства. Семья в наши дни. Родословная моей семьи. Жилище русской семьи в разные исторические эпохи.

Занятия 21 – 22. Тема:«Окно в прошлое России».

Цель: раскрыть духовно – нравственный облик знаменитых личностей разных исторических эпох. Развивать интерес к изучению отечественной истории.

Основное содержание:страницы истории жизни: князь Владимир Красное Солнышко. Александр Невский. Михаил Глинка. Павел Третьяков. Сообщения детей.

Занятия 23 -24. Тема:«Земля Смоленская родная…».

Цель:обогащать знания об истории, богатстве и красоте Смоленщины. Воспитывать чувство причастности к процветанию родной земли.

Основное содержание: географическое положение. Страницы истории. Смоленщина – край лесов. Богатства Земли Смоленской. О мужестве и подвигах смолян. Культура. Художники о Смоленске. Мой край Смоленский.

Занятия 25 – 26. Тема:«Смоленщина литературная».

Цель:познакомить с литературным наследием Смоленского края. Развивать познавательный интерес к литературному творчеству земляков. Воспитывать любовь к чтению книг.

Основное содержание: Смоленщина литературная. Писатели и поэты Смоленской области. Все о Смоленске: А. Твардовский, М. Исаковский, Н. И. Рыленков.

Занятие 27. Тема:«Весна в родном краю» (экскурсия).

Цель: научить вдумчиво созерцать природу. Учить чувствовать и понимать ее красоту.

Основное содержание: наблюдения. Сбор даров леса. Литературное творчество детей. Игры.

Занятие 28. Тема:«Пасха».

Цель: способствовать погружению в атмосферу народного праздника, обогащая духовные впечатления и возрождая традиции русского народа.

Основное содержание: Пасха Христова. История праздника. Народные традиции. Пасхальная поэзия. Библейские сюжеты. Минуты созерцания. Творческая мастерская. Минуты активной деятельности.

Занятие 29. Тема:«Миролюбие».

Цель: подвести к пониманию миролюбия как основы мира во всем мире, единства, согласия, дружбы народов на Земле. Воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение мира.

Основное содержание: Мир – земной шар. Мир во всем мире. Мир – отсутствие войны, ссоры. Мир – идея всеобщего объединения, Война – разрушение.

Занятие 30. Тема:«Гимн русской доблести».

Цель: показать героизм, самоотверженность, преданность Родине воинов – освободителей в произведениях искусства.

Основное содержание: тема войны в искусстве. Образы героев войны. Страницы военных героических лет. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Поэтические строки. Музыка о войне. Память войны.

Занятие 31. Тема:«Жизнь замечательных людей» (Ю. А. Гагарин).

Цель: рассказать о героизме и силе, мужестве и доброте, доблести и славе русского космонавта. Воспитывать уважение к людям – героям России.

Основное содержание: Ю. А. Гагарин – русский космонавт. Страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Самообразование и талант. Любовь к Отечеству.

Занятие 32. Тема:«День славянской письменности».

Цель:познакомить с историей появления и создания книг на Руси, с красотой и своеобразием искусства слова. Воспитывать бережное отношение и любовь к книге, потребность обращаться с ней.

Основное содержание: Древнерусские книги – духовное богатство. Древние материалы и приспособления для письма. Рукописные книги. Переписчики книг. Святые Кирилл и Мефодий. Иван Федоров. Книгопечатание. Художественная ценность книг. Книгохранилища. Книга наших дней. Книга – путеводитель жизни.

Занятие 33. Тема:«Первопечатники земли Русской».

Цель:познакомить с историей появления и создания книг на Руси, с красотой и своеобразием искусства слова. Воспитывать бережное отношение и любовь к книге, потребность обращаться с ней.

Основное содержание:Древнерусские книги – духовное богатство. Древние материалы и приспособления для письма. Рукописные книги. Переписчики книг. Святые Кирилл и Мефодий. Иван Федоров. Книгопечатание. Художественная ценность книг. Книгохранилища. Книга наших дней. Книга – путеводитель жизни.

Занятие 34. Тема:«Литературная гостиная».

Цель:создать благоприятную атмосферу для духовного единения детей, обогащать их эмоциональные чувства.

Основное содержание: музыка для души. Поэтические строки. Творчество детей.

                                      Художественная литература:

  1. Л. Толстой «Совершенствование», «Косточка».
  2. А. Барто «Когда закусишь удила», «Если вы ему нужны».
  3. Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом», «Давным – давно».
  4. Э. Мошковская «Жадных нет».
  5. С. Либрович «Волшебный чемоданчик».
  6. В. Осеева «Навестила», «На катке», «Что легче?», «Случай», «Сторож».
  7. А. Ульянова «Кто разбил графин?».
  8. Л. Воронкова «Любимая внучка».
  9. А. Костецкий «Ленивый Филипп», «Лень», «Наша песенка», «Мы с пчелкой».
  10.  В. Сухомлинский «Алая или багровая?».
  11.  М. Пришвин «Счастливые мгновения», «Лесная капель».
  12.  М. Соловьев «Наша Россия».
  13.  А. Конькова «Сказки бабушки Аннэ».
  14.  П. Ершов «Конек – горбунок».
  15.  С. Мальцев «Про зайку Петю».
  16.  М. Чехов «Теперь уж скоро».
  17.  И. Бунин «Апрельский день».
  18.  В Синовский «Первоучители славян – святые Кирилл и Мефодий».

                                             Зрительный ряд:

  1. А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой.
  2. И. Репин. Воскрешение дочери Иаира.
  3. А. Бенуа. Азбука в картинках.
  4. З. Серебрякова. Автопортрет.
  5. В. Серов. Дети Боткины.
  6. Борис и Глеб. Середина XIV века. Москва.
  7. Борис и Глеб на конях. Вторая половина XIV века. Псков.
  8. П. Корин. Александр Невский.
  9. Б. Кустодиев. Масленица.
  10.  Б. Кустодиев. Ярмарка.
  11.  В. Верещагин. Апофеоз войны.
  12.  В. Перов. Тройка.
  13.  О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.
  14.  В. Васнецов. Витязь на распутье.
  15.  В. Васнецов. Царевна – лягушка.
  16.  И. Репин. Не ждали.
  17.  К. Маковский. Алексеич.
  18.  Л. Бакст. Портрет Дягилева с няней.
  19.  И. Попов. Июль.
  20.  Б. Шаманов. Васильки.
  21.  И. Шишкин. Дубы.
  22.  И. Левитан. Март.
  23.  В. Перов. Портрет П. М. Третьякова.

                                                   III класс.

                       Внеклассная работа с детьми.

  1. Внеклассные чтения (к урокам 2, 9, 11 – 15, 25, 26, 33 – 34)
  2. Выставка детского творчества.
  3. Викторина «Музыкальные этюды».
  4. Экскурсии в музеи (к урокам 6, 7, 20, 33 – 34).
  5. Посещение театра.
  6. Встречи с интересными людьми (к уроку 19)

                           Взаимодействие с родителями

  1. Школа нравственной жизни

 Консультации:

- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 9 – 10 лет.

- ваши дети, вы и музыка.

- чувство любви к Отечеству – благородное и возвышенное чувство.

Круглый стол:

- ребенок и СМИ.

- диалоги о воспитании

Час общение:

- ответы на вопросы родителей

  1. Система опережающий домашних заданий.
  2. Литературно – музыкальные гостиные.

- музыка для души П. И. Чайковский

- подарок маме.

  1. Совместные праздники для детей и родителей.

- День защитников Отечества

  1. Народные праздники.

- Рождество Христово

- Крещение

- Масленица

- Пасха

- День славянской письменности

                        Раздел IV «Законы жизни в моем мире»

Занятие 1. Тема «Мир – это человечество».

Цель: обобщить представление о единении человечества; необходимость присутствия других людей рядом; понять ценность этого.

Основное содержание:  Общие блага. Стремление человека к ним. Гармония между личным и общественным. Потребность человека в гармонии мира.

Занятие 2. Тема «Законы нравственности – законы жизни».

Цель: раскрыть смысл и значение законов нравственности жизни человека. Воспитывать способность и потребность в реализации общекультурных норм и правил.

Основное содержание: История возникновения законов нравственной жизни среди людей Законы нравственности. Соблюдение законов – уклонение от зла, сдерживание желаний, отрицательных эмоций, истинная любовь.

Занятие 3. Тема «Законы моей жизни» (занятие – практикум).

Цель: воспитывать нравственные и моральные чувства.

Основное содержание: Мудрость в притчах. Решение ситуативных задач. Оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.

Занятие 4. Тема «Культура человека».

Цель: познакомить с понятием «культура человека», ее особенностями.

Основное содержание: человек – творец культуры. Культура человека – ее внутреннее богатство. Человек культурный – воспитанный человек. Культура – ценности, верования, традиции, нормы нравственности, правила поведения.

Занятие 5. Тема «От приветливых слов в мире теплее».

Цель: обобщить знания о культуре общения. Воспитывать потребность в соблюдении общепринятых норм и правил поведения.

Основное содержание: культура общения. Гуманное отношение человека к человеку. Правила поведения в общественных местах. Проявление точности и обязательности. Принцип общения. Качества общения. Средства общения.

Занятие 6. Тема «Язык языку благую весть подает» (театральная миниатюра).

Цель: воспитывать культуру общения. Развивать творческие способности.

Основное содержание: распределение ролей. Выбор костюма, ситуации из жизни.

Занятие 7. Тема «Внешность культурного человека».

Цель: обобщить знания о культуре внешности, культурных нормах человека.

Основное содержание: культура внешности. Санитарно – гигиенические нормы. Культура поз. Движений, жестов, мимики. Культура одеваться. Использование косметики.

Занятие 8. Тема «Культура моей внешности».

Цель: прививать культуру внешности. Развивать творческие способности.

Основное содержание: распределение ролей. Выбор костюма. Выбор ситуации из жизни ребенка. Театральная импровизация. Обсуждение и выводы.

Занятие 9. Тема «История национального костюма».

Цель: познакомить с историей, духовной ценностью, самобытностью русского костюма.

Основное содержание: внутренний мир человека. Русский национальный костюм – образ мира. Головные уборы. Украшение одежды. Современная одежда. Одежда будущего.

Занятие 10. Тема «Женский и мужской костюм Смоленской области».

Цель: познакомить с историей, духовной ценностью, самобытностью  костюма Смоленской области.

Основное содержание: внутренний мир человека.Национальный костюм – образ человека. Головные уборы. Украшение одежды.  

Занятие 11. Тема «Воспитанный человек» (занятие – размышление).

Цель: расположить к диалогу о качествах личности воспитанного человека.

Основное содержание: Кого можно назвать воспитанным? Какими качествами личности он должен обладать? Как ты ведешь себя в мире людей?

Занятие 12. Тема «Культура поведения» (занятие – практикум).

Цель: воспитывать потребность в соблюдении моральных и эстетических норм поведения.

Основное содержание: решение ситуативных задач. Оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей. Обсуждение и выводы.

Занятие 13. Тема         «Культура поведения и этикет».

Цель: обобщить знания о культуре быта. Воспитывать потребность в соблюдении общекультурных норм и правил в быту.

Основное содержание: бытовая культура. Правила и нормы бытовой культуры. Домашний уют и комфорт. Рациональное использование времени.

Занятие 14. Тема        «Семья дома» (театральная миниатюра).

Цель: прививать культуру быта. Развивать творческие способности.

Основное содержание: распределение ролей. Выбор костюма. Выбор ситуации из жизни детей. Театральная импровизация. Обсуждение и выводы.

Занятия 15 -16. Тема «Жизненный путь поколений моей семьи».

Цель: расположить к диалогу о истории и культурных ценностях семьи. Воспитывать бережное отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям и культуре семьи.

Основное содержание: преемственность поколений – достояние человечества. История фамилии семьи, ценности моей семьи. Традиции, нормы поведения предшествующих поколений. Взгляды на жизнь, интересы предков.

Занятие 17. Тема        «Настоящее и будущее моего поколения» (занятие – размышление).

Цель: расположить к диалогу о ценностях и идеалах современного поколения, мечтах и реальных преобразованиях в следующем поколении. Воспитывать потребность в поисковой жизненной активности.

Основное содержание: каких знаменитых, высоконравственных людей вашего поколения вы знаете? Расскажите о самом близком и важном для вас человеке? Чем живет поколение? Какие песни любимые? О каком будущем вы думаете? Какой человек современности может стать вашим идеалом? Почему? Какое будущее вы бы хотели подарить своим детям? Как реально можно улучшить жизнь в будущем?

Занятия 18 – 19. Тема «Искусство понимать музыку».

Цель: развивать умение воспринимать и понимать музыку современности и прошлых эпох.

Основное содержание: любимый диск детей, анализ и обсуждение. Классическая музыка, мелодии прошлых лет. Обсуждение и выводы.  

Занятие 20. Тема        «Жизнь замечательных людей» (М. И. Глинка).

Цель: раскрыть черты русского национального характера на примере жизни композитора. Воспитывать уважение к человеку, стремление к саморазвитию.

Основное содержание: человек с русским характером. Характер человека. Особенности национального характера. Ценности человека с национальным характером. Цели в жизни человека с русским характером.

Занятие 21. Тема        «Судьба человека» (занятие – размышление).

Цель: расположить к диалогу о рефлексивных способностях.

Основное содержание: как понимаете выражение «судьбы человека»? Нужно ли знать свою судьбу? Почему? Можно ли изменить свою судьбу? Как? Что для этого нужно? Может ли человек избежать трудностей?  

Занятие 22. Тема        «Встреча с интересными людьми Смоленска».

Цель: пополнить знания о жизни известных людей. Воспитывать уважение к ним.

Основное содержание: рассказы интересных людей о себе. Их откровенности. Мысли, мечты, творческие планы изадумки.

Занятие 23. Тема        «Жизнь замечательных людей» (С. Т. Коненков)

Цель: познакомить с жизнью и деятельностью прославленного скульптора.

Основное содержание: Духовно – нравственная жизнь скульптора. Самоопределение человека в жизни. Мудрость жизни. Труды на ниве совершенствования себя. Образ скульптора.

Занятие 24. Тема: «Записки из былых эпох»

Цель: пополнить представления о жизни высоконравственных людей. Воспитывать уважение к людям истории и бережное отношение к книгам, имеющим ценность и историческую значимость в России.

Основное содержание: чтение отрывков записей. Откровенность и правдивость в записях. Отражение реальной жизни в трудах. Высказывание мыслей. Ценность откровений.

Занятие 25. Тема: «Моя вера» (занятие – размышление)

Цель: расположить к диалогу о вере. Развивать рефлексивные способности.

Основное содержание: во что ты веришь? Нужна ли человеку вера? Можно ли жить без веры? Во что верят твои родители? Во что верит учитель, художник, полководец? Вера и уверенность – разные понятия или нет?

Занятие 26.        Тема «Мои детские мечты».

Цель: расположить к диалогу о мечтах. Развивать рефлексивные способности.

Основное содержание: что такое мечты, фантазия? Часто ли ты мечтаешь? Какие мечты сбываются? О чем твои мечты? О чем мечтают родители? Могут осуществиться ли мечты? Что для это необходимы?

Занятие 27. Тема «Мир двора – особый мир».

Цель: расположить к диалогу о мире двора. Помочь стремиться к нравственному во дворе.

Основное  содержание: мир двора – особый детский, интересы дворовых детей. Добрые дела. Кого из сверстников двора вы уважаете и почему? Как вы проводите время во дворе? В какие игры играете? О чем беседуете со своими друзьями и детьми постарше? Какие добрые дела вы организуете во дворе?

Занятие 28. Тема        «Жизнь замечательных людей» (Ю. В. Никулин).

Цель: познакомить с жизнью актера, развивать стремление добиваться поставленной цели.

Основное содержание: Ю. В. Никулин – великий актер и цирковой артист. Страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности.

Занятие 29. Тема        «Художники Смоленщины».

Цель: познакомить с изображением нашего края в творчестве смоленских художников. Воспитывать любовь к своему городу, к его прошлому и настоящему.

Основное содержание: художники Смоленской области. Образы старой Смоленщины. Родной город сегодня.

Занятие 30.        «В доме книжек живет вдохновение».

Цель: обобщить знания о библиотеке как центре культуры. Воспитывать ценностное отношение к книге и потребность в чтении.

Основное содержание: книга – духовная пища, источник знаний, многовековой опыт человечества. Библиотека – колыбель умных книг, центр памяти народа, центр памяти и общения. Профессия библиотекаря. Книги прошлых и будущих поколений.  

Занятие 31. Тема «Сокровища духовные храни…» (экскурсия в библиотеку).

Цель: познакомить с самой старой библиотекой города и ее фондами. Воспитывать культуру поведения в библиотеке.

Основное содержание: знакомство с библиотекой. Правила поведения в ней. Библиотека – центр духовной культуры. Самая старая книга библиотеки. Книги разных народов (глиняные и деревянные таблички, свитки и манускрипты и др.). о пользе учения книжного.

Занятие 32. Тема        «Мир музея».

Цель: уточнить знания о музее как средстве постижения окружающего мира. Сформировать ценностное отношение к музею, потребность к его посещению.

Основное содержание: музей. Экспонат. Художественный и краеведческий музей. Археологический музей. Дом – музей.  

Занятие 33. Тема        «Каким я стал?».

Цель: расположить к разговору об изменениях произошедших за годы учебы в школе.

Основное содержание: что изменилось в душе? Как изменилось отношение к окружающему миру? Какие качества ты в себе воспитал? Хотел бы ты совершенствовать себя? Какие нормы и правила поведения ты усвоил в жизни? Какие чувства пробуждает природа, искусство? Какие чувства вызывают люди –герои, творческие люди? Готов ли уклониться от зла и делать добро? Можешь ли ты отвечать за свои поступки?  

Занятие 34. Тема        «Литературно – музыкальная гостиная».

Цель: создать духовное единение детей, обогащать их эмоциональные чувства.

Основное содержание: театральная постановка. Музыка для души, поэтические строки.

                                                     IVкласс

                            Внеклассная работа с детьми

  1. Внеклассные чтения
  2. Выставка детского творчества.
  3. Викторина «Живопись. Литература. Музыка»
  4. Экскурсии в музей.
  5. Посещение театра.
  6. Встреча с интересными людьми.

                  Взаимодействие с родителями

  1.  Школа нравственной жизни.

Консультации:

- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 10 -11 лет.

- ваш ребенок бабушки и дедушки.

- средства духовно – нравственного воспитания ребенка

Круглый стол:

- самые лучшие дети бывают у счастливых родителей

- диалоги о воспитании

Час общения:

- ответы на вопросы родителей

  1. Система опережающих домашних заданий.
  2. Литературно – музыкальные гостиные

- Живопись. Музыка. Поэзия.

- Этот День победы…

  1. Совместные праздники для детей и родителей.

- День Защитников отечества.

- День матери

- Праздник нравственности

  1. Народные праздники.

- Рождество Христово

- Крещение

- Масленица

- Пасха

- День славянской письменности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

Программа воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...

ПРОЕКТ духовно-нравственного развития и формирования здорового образа жизни обучающихся

Организация занятости детей и подростков в период летних каникул, безусловно, самая актуальная тема в воспитательной работе школы даже с условиях сложившегося действия на территории Челябинской област...

Программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Уроки жизни» (духовно – нравственное направление)

Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки,  учреждений здравоохранения. Реа...

Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)

Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....