Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с опорой на биографические сведения выдающихся людей Смоленской области.
Программа включает и работу с родителями с целью возрождения морально - нравственных ценностей в семье и среди взрослого населения России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno_-_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 86.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы «Уроки нравственной жизни» |
Пояснительная записка
«Человек, ты можешь духовно расти,
только помогая другому быть человеком»
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно – нравственного воспитания детей. Русский народ свято хранит культурные и социальные традиции. Они складывались веками, передавались из поколения в поколение. В основе духовно – нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума, сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности, благочестие и добродетель. Нравственное воспитание детей было и государственной политикой.
В наши дни политический и экономический кризис усугубился духовным кризисом. Создавшийся духовный вакуум породил тревогу, страх, ощущение обреченности, «бездомности» и потерянности.
За последние годы система образования дала крен в сторону накопления знаний, развития ума, не заботясь о душевном и нравственном здоровье обучающихся. Обучение без воспитания, не ориентировано на саморазвитие личности. Традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате многие дети оказались нравственно и духовно обездоленными, не получили возможность приобщиться к пониманию смысла человеческого бытия. Проблемы ослабления воспитательной функции школы, необходимо разрешить путем объединения усилий педагогов, родителей, ученых и общественности.
Цель программы – воспитание нравственно активной личности, обладающей стремлением к духовному развитию.
Под этим подразумевается «человек, способный, проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоциональном и нравственном настрое, о его сострадании, добросердечии к окружающим людям; способный к активному осознанию, принятию моральных норм и к поведенческому следованию требованиям долга».
Задачи:
- Развивать духовно – нравственное чувствование, формировать духовно – нравственное отношение к явлениям окружающей жизни и предметам искусства.
- Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.
- Развивать активное культурное сознание и волю для реализации нравственных норм и правил.
- Воспитывать историко – духовное самосознание, развивая патриотизм и любовь к Отечеству и родному краю.
Программа «Уроки нравственной жизни» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-11 лет. Каждому возрасту соответствует определенный раздел программы: «Мой таинственный мир» (7-8 лет), «Мир во мне, и я в мире» (8-9 лет), «Мир моих чувств» (9-10 лет).
Уроки проводятся один раз в неделю. Целостность программного материала позволяет последовательно, через организацию деятельности, развивать активное мышление и эмоциональное восприятие окружающего мира и себя, погружать школьников в сферу нравственных основ жизни человека в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным опытом, формировать и развивать их духовно – нравственную культуру.
Курс интегрированный. В него включены знания по истории, краеведению, окружающему миру, искусству, литературе, этике, ИЗО. Они объединены для воспитания нравственно активной личности.
В основу программы положен гуманистический, личностно – ориентированный подход, предполагающий создание условий для развития внутренних задатков человека, его духовных потребностей, приобщения к ценностям культуры, воспитанию духовно – нравственной личности.
Воспитательная тенденция основана на представлении о Добре и Зле, предрасположенности детей к Добру и убеждению, что Злу надо сопротивляться. Обращение к системе ценностей отечественной культуры, адаптированной на младший школьный возраст, поможет усвоить главные законы нравственности.
В основе программы – урок, базирующийся на духовности. Его практические формы: диалоги – размышления, праздники, экскурсии и практикумы, включающие игры, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры – импровизации. Они реализуют творческий и духовно – нравственный потенциал детей, позволяют брать на себя ведущую роль, практикуя обмен мнением и опытом.
Новизна программы – в понимании духовно – нравственного воспитания как приобретения духовного и нравственного опыта ребенком в соответствии с возрастными возможностями, являющиеся фундаментом личности. Для успешной реализации программы необходимо перемещение акцента с результатов на саму деятельность ребенка.
Программой определена модель типа личности ребенка: духовно и нравственно развивающегося, обладающего культурой мышления, нравственными ориентирами, способностью к развитию себя.
Программа «Уроки нравственной жизни» обеспечена поурочными методическими рекомендациями.
Структура и содержание программы
Программа «Уроки нравственной жизни» состоит из 4 разделов в соответствии со школьным возрастом (1 – 4 класс).
1 раздел – «Мой таинственный мир» рассчитан на детей 1 класса. Он раскрывает многообразие и красоту мира природы, внутренний мир человека, нравственные качества личности, представление о семье и взаимоотношениях в ней, о дружбе в жизни человека. Итог работы – стремление ребенка к прекрасному в своей душе, к духовному единению в семье и в кругу друзей.
2 раздел – «Мир во мне и я в мире», для детей 2 класса. Он раскрывает взаимоотношение человека с миром, способности и качества личности, мир животных, национальные ценности Российской и смоленской земли. Формируется взгляд на мир с позиции духовного и нравственного человека, воспитываются нравственные качества, способности, привычки, обогащаются эмоциональные впечатления и чувства, приобретается практический опыт духовно – нравственной жизни.
3 раздел – «Мир моих чувств» предназначен для детей 3 класса. В нем раскрывается богатство и разнообразие чувств человека, противоречий в нем, традиции воспитания на Руси, представление об истории, богатстве и красоте Смоленского края, чувственное восприятие мира, нравственные и эстетические чувства, эстетический вкус, воспитывается ответственность за свои поступки, стремление к совершенствованию себя.
4 раздел – «Законы жизни в моем мире», для детей 4 класса. В нем раскрывается смысл законов нравственной жизни человека, воспитывается потребность в общекультурных нормах и правилах, развивается способность к творчеству и саморазвитию, умению анализировать, делать выводы, проявлять инициативу, свободно высказывать собственные мысли и быть независимым в суждениях, повышается социальная самостоятельность, ответственность и активность ребенка, степень его психологической устойчивости.
Кроме этих разделов в программу включены:
- Внеклассная работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
В программу включено лучшее наследие русской культуры: поэзия, проза, народное творчество, изобразительное искусство, классическая музыка. К каждому разделу предлагается список художественной литературы и иллюстративного материала.
Программа построена на принципах:
- Культуросообразности, включающей общечеловеческие, национальные и региональные ценности.
- Научности, использованы исследования педагогов и психологов.
- Целостности и системности программного материала в системе взаимосвязанных разделов и тем, содержание которых с возрастом детей усложняется.
- Вариативности – в наличие национально – регионального и светского компонентов в содержании программы.
Раздел I «Мой таинственный мир»
№ занятия | Тема |
1 – 2 | «Как прекрасен этот Мир!» |
3 – 4 | «Поэзия пейзажа» |
5 | «Родная природа» (экскурсия в осенний лес) |
6 | «Тело, душа, дух – Человек» |
7 | «Живописный мир человека» |
8 | «Здоровый дух – здоровое тело» |
9 | «Пластические образы» |
10 | «У души есть таинственный мир…» |
11 | «Забота человека о душе» (урок – размышление) |
12 | «Сердце – чистый родник» |
13 | «Чуткое сердце» (урок – размышление) |
14 | «Жизнь замечательных людей» (А. Рублев) |
15 | «Древнерусский образ» |
16 – 17 | «Сам от себя не утаишь…» |
18 | «Тихий разговор с совестью…» (урок – размышление) |
19 | «Что такое добро?» |
20 | «Что такое зло?» |
21 - 22 | «Эти мудрые, добрые сказки». |
23 | «Мир нашего дома» |
24 | «Тихая жизнь предметов» |
25 | «Дети + родители…» (урок – размышление) |
26 | «Вместе дружная семья» |
27 - 28 | «Семейный портрет» |
29 | «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает» |
30 | «Вместе тесно, а врозь скучно» |
31 | «Наши бабушки и дедушки -умудренная старость» |
32 | «Дружелюбие» |
33 | «Друзья мои, прекрасен наш союз» |
34 | «Праздник души» |
Раздел II «Мир во мне, я в мире»
№ занятия | Тема |
1 | «Искусство видеть мир» (занятие – практикум) |
2 | «Гармония в мире» |
3 | «Какой ты человек?» (занятие – размышление) |
4 | «Духовность и нравственность в человеке» |
5 | «Человеколюбие» |
6 | «Человек для человека» (занятие – практикум) |
7 | «Человек в мире природы» |
8 | «Музыка родной природы» (П. И. Чайковский) |
9 | «Зима в родном краю» (экскурсия в зимний лес) |
10 | «В мире домашних животных» |
11 | « Мир животных в искусстве» |
12 | «Человек, не обижай животных» (занятие – практикум) |
13 | «В ожидании чуда» |
14 | «Человек разумный, человек думающий» |
15 | «Жизнь замечательных людей» (Н. М. Пржевальский) |
16 | «Мир желаний – мир возможностей» |
17 | «Воспитай волю!» (занятие – практикум) |
18 | «Настоящий мужчина!» |
19 | «Жизнь замечательных людей» (П. С. Нахимов) |
20 | «Дочки – матери» |
21 | «Древнерусский образ матери» |
22 | «Мать и дитя» |
23 | «Труд – вдохновения источник…» |
24 | «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
25 | «Что прекрасней и милее этой ласковой земли» |
26 - 27 | «Русь богатырская» |
28 - 29 | «Народные мотивы» |
30 | «Могучее творение человека» |
31 | «Смоленск-городок, России уголок» |
32 | «Смоленск исторический» (экскурсия) |
33 | «Смоленск архитектурный» |
34 | «Литературно – музыкальная гостиная» |
Раздел III «Мир моих чувств»
№ занятия | Тема |
1 | «Человек – личность» |
2 | «Жизнь замечательных людей» (М. К. Тенишева) |
3 | «Мир наших чувств» |
4 | «Вера, Надежда, Любовь» |
5 | «Познаю мир чувствуя» (занятие – практикум) |
6 | «Красота спасет мир» (занятие – практикум) |
7 | «Мир чувств глазами художника» (занятие–практикум) |
8 | «Жизнь человека как борьба и подвиг» (занятие –практикум) |
9 | «Свобода выбора человека» |
10 | «Жизнь замечательных людей» (М. И. Исаковский) |
11 | «Добродетели и пороки» |
12 | «Милосердие и жестокость» |
13 | «Правдолюбие и ложь» |
14 | «Трудолюбие и лень» |
15 | «Человеческое счастье» (занятие – размышление) |
16 | «Моя семья перед телевизором» |
17- 18 | «Киноискусство» |
19 - 20 | «Русский человек» (история поколений) |
21 - 22 | «Окно в прошлое России» |
23 -24 | «Земля Смоленская родная…» |
25 - 26 | «Смоленщина литературная» |
27 | «Весна в родном краю» (экскурсия) |
28 | «Пасха» |
29 | «Миролюбие» |
30 | «Гимн русской доблести» |
31 | «Жизнь замечательных людей» (Ю. А. Гагарин) |
32 | «День славянской письменности» |
33 | «Первопечатники земли Русской» |
34 | «Литературная гостиная» |
Раздел IV «Законы жизни в моем мире»
№ занятия | Тема |
1 | «Мир – это человечество» |
2 | «Законы нравственности – законы жизни» |
3 | «Законы моей жизни» (занятие – практикум) |
4 | «Культура человека» |
5 | «От приветливых слов в мире теплее» |
6 | «Язык языку благую весть подает» (театральная миниатюра) |
7 | «Внешность культурного человека» |
8 | «Культура моей внешности» |
9 | «История национального костюма» |
10 | «Женский и мужской костюм Смоленской области» |
11 | «Воспитанный человек» (занятие – размышление) |
12 | «Культура поведения» (занятие – практикум) |
13 | «Культура поведения и этикет» |
14 | «Семья дома» (театральная миниатюра) |
15 -16 | «Жизненный путь поколений моей семьи» |
17 | «Настоящее и будущее моего поколения» (занятие – размышление) |
18 - 19 | «Искусство понимать музыку» |
20 | «Жизнь замечательных людей» (М. И. Глинка) |
21 | «Судьба человека» (занятие – размышление) |
22 | «Встреча с интересными людьми Смоленска» |
23 | «Жизнь замечательных людей» (С. Т. Коненков) |
24 | «Записки из былых эпох» |
25 | «Моя вера» (занятие – размышление) |
26 | «Мои детские мечты» |
27 | «Мир двора – особый мир» |
28 | «Жизнь замечательных людей» (Ю. В. Никулин) |
29 | «Художники Смоленщины» |
30 | «В доме книжек живет вдохновение» |
31 | «Сокровища духовные храни…» (экскурсия в библиотеку) |
32 | «Мир музея» |
33 | «Каким я стал?» |
34 | «Литературно – музыкальная гостиная» |
Раздел I «Мой таинственный мир»
Занятие 1 – 2. Тема: «Как прекрасен этот Мир!»
Цель: обобщить и уточнить представления о многообразии и красоте природного мира.
Основное содержание: возникновение Мира. Мир – это небо и земля, море и суша, солнце, луна и звезды, рыбы, птицы и животные, человек. Величие мира. Красота окружающего мира. Отношение человека к миру. Роль человека в сохранении красоты мира.
Занятие 3 – 4. Тема: «Поэзия пейзажа».
Цель: познакомить с красотой пейзажей и жизнью русской природы. Развивать эмоциональную отзывчивость, обогащать чувственные впечатления при созерцании мира природы.
Основное содержание: художник – живописец, творец. Пейзаж – удивительный мир, настроение художника. Художественный образ, выразительные средства изобразительного искусства. Поэзия и пейзаж.
Занятие 5. Тема: «Родная природа» (экскурсия в осенний лес).
Цель: научиться любоваться красотой родной природы. Развивать чувственное познание мира.
Основное содержание: наблюдения, литературно – поэтические произведения.
Занятие 6. Тема: «Тело, душа, дух – Человек».
Цель: познакомить с физическим телом и духовным миром человека.
Основное содержание: человек – кто он? Потребности тела. Пять органов чувств. Тело – хранилище души. Потребности души. Предназначение человека.
Занятие 7. Тема: «Живописный мир человека».
Цель: познакомить с жанром портрета. Развивать способность видеть внутренний мир человека, его душевное состояние, давать характеристику образа.
Основное содержание: портреты – рассказы лиц. Внешность и внутренний мир человека в портрете. Таинственный мир людей.
Занятие 8. Тема: «Здоровый дух – здоровое тело».
Цель: формировать потребности в физическом и нравственном совершенствовании, здоровом образе жизни.
Основное содержание: физическое здоровье человека. Нравственное здоровье. Забота человека о своем здоровье. Тело – хранилище души.
Занятие 9.Тема «Пластические образы».
Цель: показать естественную красоту тела в гармонии с внутренним миром. Развивать эстетическое восприятие формы.
Основное содержание: скульптура – живые образы. В мастерской скульптора. Скульптурные материалы и их свойства. Ваяние мастера.
Занятие 10. Тема: «У души есть таинственный мир…».
Цель: раскрыть понятие о душе «живой», помочь стремиться к душевной чистоте.
Основное содержание: душа – внутренний мир человека, ухо и сердце, зеркало. Красота души – чистота совести. Болезнь души – зло. Человек душевный и бездушный.
Занятие 11. Тема: «Забота человека о душе» (урок – размышление).
Цель:расположить к диалогу о внутреннем мире. Развивать активное мышление.
Основное содержание: Что такое душа? Можешь ли ты видеть и чувствовать свою душу? Как ты заботишься о своей душе? Как поступить, чтобы душа была чистой?
Занятие 12. Тема: «Сердце – чистый родник»
Цель: расширить знания о сердце телесном и чувственном в жизни человека.
Основное содержание: Сердце – орган тела. Сердце чувственное. Сердце подобно сосуду, который можно наполнить всем… Очи сердца видят состояние души человека, особенно его пороки. Бесчувственное сердце – мутный родник. Чувства доброго сердца – чистый родник.
Занятие 13. Тема: «Чуткое сердце» (урок – размышление)
Цель: расположить к диалогу о чувствах. Развивать рефлексивные способности.
Основное содержание: качества человека с добрым сердцем? Кого можно назвать отзывчивым? Поступки человека с любящим и злым сердцем. Смысл выражения: «Человеческое сердце в себе мир содержит»? Что чувствует твое сердце? Можешь ли ты назвать свое сердце чутким?
Занятие 14. Тема: «Жизнь замечательных людей» (А. Рублев)
Цель: познакомить с жизнью древнерусского иконописца как образцом беззаветного служения людям, Отечеству, идеалам добра и красоты.
Основное содержание: духовно – нравственная жизнь мастера. Творения иконописца. Художественно – выразительные средства в иконописи. Библейские сюжеты. Минуты созерцания. Фрагменты из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев».
Занятие 15. Тема: «Древнерусский образ» (в искусстве А. Рублева)
Цель: дать представление о Древнерусской иконе – достоянии национальной культуры. Воспитывать чувства возвышенного и прекрасного в душе.
Основное содержание: иконописный образ. Православный храм. Художественно – выразительные средства в иконописи. Рождество Христово. Библейские сюжеты. Минуты созерцания.
Занятие 16 – 17. Тема: «Сам от себя не утаишь…»
Цель: помочь понять и почувствовать внутренний голос совести.
Основное содержание: совесть – внутренний голос человека, книга всех дел человека, мерило жизненных поступков и судья. Совесть – нормы, требования. Совесть – чувственная способность человеческого сердца. Чувство стыда. Народные пословицы о совести.
Занятие 18. Тема: «Тихий разговор с совестью…» (урок – размышление)
Цель: расположить к диалогу о внутреннем мире. Развивать рефлексивные способности.
Основное содержание: что такое совесть? Можешь ли почувствовать совесть? Когда ты слышишь внутренний голос совести? О чем он тебе говорит? Как поступает человек с чистой совестью? Как ты должен поступать по совести?
Занятие 19. Тема: «Что такое добро?»
Цель: раскрыть положительные нравственные качества человека и помочь их осознать. Развивать положительное самовосприятие детей.
Основное содержание: добро – любовь. Любовь – основа жизни человека. Добро – миролюбие, милосердие, дружелюбие, помощь другим и поддержка. Добро – светлые чувства. Добрые дела – истинное сокровище человека.
Занятие 20. Тема: «Что такое зло?»
Цель: раскрыть отрицательные качества человека и помочь их осознать.
Основное содержание: чувства ненависти – разрушение человека. Зло – болезнь души. Зло – зависть, месть, разрушение мира. Борьба со злом – любовь.
Занятие 21 – 22. Тема: «Эти мудрые, добрые сказки».
Цель: понимать глубину и красоту народной мудрости в русских сказках. Познакомиться с особенностями изображения героев в картинах русских художников.
Основное содержание: сказки – умное чудо, творчество народа, путешествие по сказочным картинам русских художников. Художественно – выразительные средства живописи. Минуты созерцания.
Занятие 23. Тема: «Мир нашего дома»
Цель: показать интерьер дома русской семьи в разные исторические эпохи. Развивать художественно – эстетический вкус и потребность в создании красивого, уютного дома.
Основное содержание: интерьер. Интерьер в живописи. Особенности домашнего интерьера. Интерьер будущего (размышления детей). Внутреннее убранство дома. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.
Занятие 24. Тема: «Тихая жизнь предметов»
Цель: вызвать интерес к миру окружающих предметов, используя жанр натюрморта. Помочь увидеть внутреннюю красоту, гармонию, которой живут предметы.
Основное содержание: натюрморт в интерьере. Натюрморт – красота простых вещей. Художественная ценность предмета. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Эстетическое наслаждение. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.
Занятие 25. Тема: «Дети + родители…» (урок – размышление).
Цель: предоставить возможность каждому ребенку свободно высказывать свои мысли.
Основное содержание: зачем ты нужен родителям? Зачем нужны тебе родители?
Занятие 26. Тема: «Вместе дружная семья»
Цель: раскрыть понятие «семья» и помочь ребенку почувствовать ее духовное единение.
Основное содержание: Дружная семь-Я. Семья – традиции, нормы, правила. Обязанности каждого члена семьи. Взаимопомощь. Любовь в семье – любовь в мире.
Занятие 27 – 28. Тема: «Семейный портрет»
Цель: раскрыть мир взаимоотношений в семье на примерах изобразительного искусства. Помочь ребенку проникнуться чувством любви к своим родным и близким.
Основное содержание: добрый свет семьи. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Моя семья (фотографии из семейного альбома). Семейные портреты. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.
Занятие 29. Тема: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
Цель: показать значимость почитания родителей и ценность опыта поколений. Воспитывать любовь и уважение к родителям.
Основное содержание: почитание родителей – обязанность детей. Любовь к самым дорогим и близким. Забота о родителях. Почитание родителей – счастье детей.
Занятие 30. Тема: «Вместе тесно, а врозь скучно».
Цель: помочь обрести стремление к единодушию в семье, воспитывать взаимоуважение.
Основное содержание: брат, сестра. Взаимопонимание, доверие. Уступчивость. Бескорыстность в отношениях. Забота о младшем. Признательность к старшему.
Занятие 31. Тема: «Наши бабушки и дедушки - умудренная старость».
Цель: помочь осознать необходимость заботы и внимания к старшим. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Показать особенности изображения пожилых людей. Помочь увидеть их настроение, характер, душевное состояние.
Основное содержание: Бабушки и дедушки – мудрость семьи. Пожилой возраст – почитаемый возраст, большой жизненный опыт. Забота о пожилых людях, сочувствие к ним. Волшебные слова. Внешний облик пожилого человека. Мудрость жизни. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Образы времени. Минуты созерцания. Минуты активной деятельности.
Занятие 32. Тема: «Дружелюбие»
Цель: помочь почувствовать необходимость дружбы и ее нравственную ценность.
Основное содержание: дружба – взаимопонимание, доверие, общие интересы. Необходимость дружбы. Бескорыстная дружба. Дружба и предательство.
Занятие 33. Тема: «Друзья мои, прекрасен наш союз»
Цель: показать в произведениях искусства отношение к детской дружбе.
Основное содержание:живописные образы детей: характер, настроение, выразительные средства.
Занятие 34. Тема: «Праздник души»
Цель: создать атмосферу для духовного единения детей, обогащать их эмоциональные чувства.
Основное содержание: театральная постановка. Музыка для души. Поэтические строки.
Художественная литература:
- В. Сухомлинский «Сколько здесь свирелей!»
- И. Тургенев «Голуби»
- Г. Черненко «Звезды, планеты, телескопы»
- А. Комарова «Солнышко»
- А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»
- М. Пришвин «Разговор деревьев»
- М. Чехов «Перед осенью»
- И. Кульская «Аришка»
- Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
- В. Осеева «Хорошее», «Сыновья», «Навестила», «Плохо»,
«Злая мать и добрая тетя», «Отомстила», «Просто старушка», «Три товарища»
- В. Даль «Ворона»
- В. Белов «Диалог»
- А. Барто «Член жюри», «Друг напомнил мне вчера»
- К. Ушинский «Играющие собаки»
- Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»
- А. Костецкий «Бабушке»
- Ю. Ермолаева «Проговорился»
- А. Плещеев «Внучка»
- Я. Аким «Друг»
- О. Буцень «С кем дружить?»
- Е. Пермяк «Надежный человек»
- Б. Ганаго «Детям о душе»
- В. Соловьев «Наша Россия»
- С. Пермяк «Бумажный змей»
Зрительный ряд:
- Н. Альтман. Портрет Анны Ахматовой.
- В. Поленов. Московский дворик. Бабушкин сад. С квартиры на квартиру.
- Ф. Васильев. После грозы.
- И. Левитан. Осень.
- А. Пантелеев. Мороз и солнце.
- А. Борисов. Зимняя сказка.
- И. Шишкин Дождь в дубовом лесу.
- К. Брюллов. Автопортрет.
- О. Браз. Портрет писателя А. П. Чехова.
- В. Тропинин. Кружевница. Портрет Арсения. Мальчик со щеглом.
- А. Венецианов. Вот – те и батькин обед. Спящий пастушок.
- И. Айвазовский. Радуга.
- В. Васнецов. Иван – Царевич на сером волке. Ковер-самолет. Спящая царевна.
- М. Врубель. Богатырь. Царевна – Лебедь.
- И. Хруцкий. Натюрморт со свечой. Цветы и плоды.
- И. Машков. Хлебы.
- В. Пластов. Сенокос.
- А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке.
- А. Карнеев. Отправление крестьянского мальчика в училище.
- В. Максимов. Все в прошлом.
- В. Серов. Дети.
- П. Тюрин. Портрет детей помещика А. П. Межакова.
- А. Рублев. Троица. Спас.
I класс
Внеклассная работа с детьми.
- Внеклассные чтения (к урокам 10 – 13, 16 – 20, 29 – 35)
- Викторина «Добро и зло» (к урокам 19 – 20)
- Встречи с интересными людьми (к уроку 31, к празднику 9 мая)
- Выставка семейных фотографий (к урокам 27 – 28)
- Посещение театра: просмотр театральной постановки сказки (к урокам 21 – 22)
- Экскурсии в музеи (к урокам 3 – 4, 7, 9, 15)
- Экскурсия в библиотеку «В доме книжек живет вдохновение»
Взаимодействие с родителями
- Школа нравственной жизни.
Консультации:
- реализация программы «Уроки нравственной жизни» в младшем школьном возрасте.
- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 7 – 8 лет.
- роль изобразительного искусства в жизни ребенка.
Круглый стол:
- Папы, мамы, дети и школьные оценки. Диалоги о воспитании
Час общения:
- ответы на вопросы родителей.
- Система опережающих домашних заданий.
- Художественно – музыкальные гостиные.
- мой таинственный мир.
- мир нашего дома.
- Совместные праздники для детей и родителей.
- папа, мама, я – спортивная семья.
- деть защитников Отечества.
- деть матери.
- праздник души.
- Народные праздники.
- Рождество Христово.
- Масленица.
- Пасха.
Раздел II «Мир во мне, я в мире»
Занятие 1. Тема: «Искусство видеть мир» (занятие – практикум).
Цель: воспитывать взгляд на мир с позиции духовно – нравственного человека.
Основное содержание: игры – упражнения. Оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей. Минуты активной деятельности.
Занятие 2. Тема: «Гармония в мире».
Цель:развивать познавательный интерес к миру взаимоотношений между природой и человеком, человеком и искусством, между людьми.
Основное содержание: мир и гармония в нем. Гармоничный человек. Человек в мире взаимоотношений. Человек и природа (впечатления о лете). Человек и искусство. Человек и человек.
Занятие 3. Тема: «Какой ты человек?» (занятие – размышление).
Цель:формировать нравственное сознание.
Основное содержание: качества нравственного человека. Можешь ли ты быть нравственным человеком? Что для этого нужно? Как ты будешь поступать с близкими и незнакомыми людьми? Обижал ли ты другого человека? Будешь ли ты стремиться исправлять ошибки? Как ты будешь это делать?
Занятие 4. Тема: «Духовность и нравственность в человеке».
Цель:раскрыть человеческие качества. Развивать способность к осознанию, внутреннему принятию духовных и нравственных ценностей в человеке.
Основное содержание: духовные и нравственные ценности в человеке. Нравственный характер. Нравственно активный человек. Ответственность за поступки. Жизнь человека – стремление к духовно – нравственному развитию.
Занятие 5. Тема: «Человеколюбие».
Цель:познакомить с ценностным согласием в жизни с миром и людьми. Воспитывать бескорыстную любовь к ближним.
Основное содержание: человек в мире людей. Любовь – вершина нравственного отношения к человеку. Любовь – истина и правда, искренность, уважение к ближнему, справедливость, духовный труд. Любовь бескорыстная.
Занятие 6. Тема: «Человек для человека» (занятие – практикум).
Цель: воспитывать бескорыстную любовь к ближним.
Основное содержание:оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.
Занятие 7. Тема: «Человек в мире природы».
Цель:формировать целостный взгляд на место человека в природе. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Основное содержание: человек – хозяин и часть природы. «Человек + природа» - единство. Бережное отношение к природе. Природа – красота мира. Ее значение в жизни человека.
Занятие 8. Тема: «Музыка родной природы» (П. И. Чайковский).
Цель: воспитывать любовь к русской классической музыке, обогащая духовные впечатления. Эмоциональное понимание выразительных музыкальных образов.
Основное содержание: творческая жизнь композитора. Музыкальные образы природы.
Занятие 9.Тема: «Зима в родном краю» (экскурсия в зимний лес).
Цель:учить созерцать и понимать красоту родной природы.
Основное содержание: минуты созерцания. Литературное творчество детей. Игры.
Занятие 10. Тема: «В мире домашних животных».
Цель:раскрыть внутренний мир домашних животных. Воспитывать любовь, гуманное отношение к нашим «меньшим братьям».
Основное содержание: человек – друг животных. Милосердие к животным. Характер, повадки животных, их душа, преданность человеку.
Занятие 11. Тема: «Мир животных в искусстве».
Цель: познакомить с миром животных через искусство. Показать особенность художественного изображения животных.
Основное содержание:животные в изобразительном искусстве. Животные в иллюстрациях. Минуты созерцания. Образы животных в музыке. Минуты классической музыки.
Занятие 12. Тема: «Человек, не обижай животных» (занятие – практикум).
Цель:воспитывать чувство сопричастности и ответственности «за тех, кого приручили».
Основное содержание: оценка поступков литературных героев.
Занятие 13. Тема: «В ожидании чуда».
Цель: познакомить с православно – народными праздниками, обогащать духовные впечатления, знакомить с традициями русского народа.
Основное содержание: Рождество Христово. История и традиции праздника. Рождественская поэзия. Библейские сюжеты.
Занятие 14. Тема: «Человек разумный, человек думающий».
Цель:раскрыть смысл духовно – нравственного роста и образования человека.
Основное содержание: человек разумный – мыслитель. Творческие способности человека. Учение и самообразование. Научное и духовное образование.
Занятие 15. Тема: «Жизнь замечательных людей» (Н. М. Пржевальский).
Цель: познакомить с жизнью и деятельностью знаменитого русского исследователя. Воспитывать стремление к саморазвитию.
Основное содержание:Н. М. Пржевальский – русский исследователь, страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Мысли о воспитании.
Занятие 16. Тема: «Мир желаний – мир возможностей».
Цель:раскрыть понятие «воля», ее значение в жизни человека. Формировать эмоционально – волевые установки ребенка.
Основное содержание: человек и его воля. Волевые качества человека. Воля – выдержка и смирение. Воля – сила и решительность. Воля – дисциплина. Воля – сохранение света в душе.
Занятие 17. Тема: «Воспитай волю!» (занятие – практикум).
Цель:воспитывать волевые качества.
Основное содержание: оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.
Занятие 18. Тема: «Настоящий мужчина!»
Цель: формировать потребность к самовоспитанию и приобретению нравственных качеств настоящего мужчины и будущего отца.
Основное содержание: мальчик – будущий настоящий мужчина. Размышления детей о нравственных качествах мальчика. Настоящий мужчина, его поведение. Нравственные качества будущего папы.
Занятие 19. Тема: «Жизнь замечательных людей» (П. С. Нахимов).
Цель: рассказать о героизме и силе, мужестве и доброте, доблести великого флотоводца России.
Основное содержание: П. С. Нахимов – русский флотоводец, страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Талант флотоводца. Любовь к Отечеству. Военно – морские успехи и подвиги.
Занятие 20. Тема: «Дочки – матери».
Цель:формировать потребность в духовном росте и приобретении нравственных качеств будущей мамы.
Основное содержание: девочка – будущая мама. Нравственные качества девочки, будущей мамы. Любовь, нежность, доброта в сердце матери.
Занятие 21. Тема: «Древнерусский образ матери».
Цель: познакомить с русской иконой – частью мирового духовного наследия.
Основноесодержание: иконописные образы матери и младенца. Художник – иконописец. Православный храм. Художественно – выразительные средства в иконописи.
Занятие 22. Тема: «Мать и дитя».
Цель:учить видеть душевную теплоту и близость между матерью и ребенком. Воспитывать бескорыстную любовь к маме.
Основное содержание:красота внешнего облика. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Поэзия и музыка. Образ матери в искусстве.
Занятие 23. Тема: «Труд – вдохновения источник…»
Цель: раскрыть тему труда в изобразительном искусстве. Показать внутреннюю, духовную, животворящую силу труда.
Основное содержание: труд в семье, с друзьями, на благо Отечества. Трудовые будни.
Занятие 24. Тема: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Цель: воспитывать сознательное отношение к труду как основной потребности человека.
Основное содержание: ценность труда. Труд физический и умственный, духовный. Труд – развитие творческих способностей человека. Пословицы о труде.
Занятие 25. «Что прекрасней и милее этой ласковой Земли».
Цель:показать богатство и красоту Русской Земли. Воспитывать любовь к Родине.
Основное содержание: Россия – Родина моя. Фрагменты истории, географическое положение, богатства Русской Земли. Люди России – духовное богатство. Поэзия и музыка. Произведения изобразительного искусства.
Занятия 26 – 27. Тема: «Русь богатырская».
Цель:раскрыть образы героев былин, характерные для русского народа с присущим ему мужеством, силой, чувством воинского долга, чести и доброты.
Основное содержание: история Руси в былинных сказаниях. Внешний облик богатырей Земли Русской. Былины – глубина и красота народной мудрости. Богатыри.
Занятия 28 – 29. Тема: «Народные мотивы».
Цель: познакомить с декоративно – прикладным искусством России. Приобщать к эстетическим ценностям народа.
Основное содержание: художник – ремесленник. Русский костюм. Предметы домашнего быта. Ювелирные изделия.
Занятие 30. Тема: «Могучее творение человека».
Цель: познакомить с произведениями архитектурного искусства. Раскрыть ее художественную и историческую ценность.
Основное содержание: архитектура – летопись веков, застывшая музыка, прочность, польза, красота. Христианский храм – «образ мира».
Занятие 31. Тема: «Смоленск-городок, России уголок».
Цель:показать красоту и богатство Смоленщины. Воспитывать любовь к родной земле.
Основное содержание: Смоленск – земля родная. Географическое положение, богатства земли, люди. Смоленск – духовное богатство. Смоленские этюды.
Занятие 32. Тема: «Смоленск исторический» (экскурсия).
Цель: познакомить со значимыми фрагментами историко – духовного наследия родного города. Воспитывать любовь к его прошлому и настоящему.
Основное содержание: страницы истории города. История названия города. Музеи города. Театры и библиотеки города. Памятники архитектуры. Смоленск глазами художников.
Занятие 33. Тема: «Смоленск архитектурный».
Цель: познакомить с архитектурными памятниками старины нашего города. Воспитывать чувство причастности и ответственности за сохранение исторических памятников как части культуры.
Основное содержание: азбука архитектуры. Мастера Земли Смоленской. Каменное зодчество и деревянное зодчество, домовая оконная резьба.
Занятие 34. Тема: «Литературно – музыкальная гостиная».
Цель: создать благоприятную атмосферу для духовного единения детей, обогащать их эмоциональные чувства.
Основное содержание: музыка для души. Поэтические строки. Творчество детей.
Художественная литература:
- А. Костецкий «Мы с пчелкой», «Старый каштан», «Добрый мак», «Старая сказка на новый лад», «Декабрь», «Январь».
- М. Пожарова «Девочка в лесу».
- Л. Толстой «Любовь», «Птичка», «Разум».
- А. Солженицын «Вязовое бревно», «Шарик», «Путешествие по Оке», «Утенок».
- Л. Воронкова «Сказка про коровушек».
- К. Ушинский «Гадюка», «Четыре желания», «Кончил дело – гуляй смело».
- М. Пришвин «Глоток молока».
- И. Тургенев «Собака».
- Ф. Сологуб «Наш кот сегодня видел».
- Н. Пожарицкая «Домашние животные».
- Н. Сладков «Двойка».
- Е. Пермяк «За что?», «Надежный человек».
- В. Осеева «Плохо», «Кто хозяин?».
- А. Блок «Сочельник в лесу».
- М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
- И. Шмелев «Лето Господне».
- А. Плещеев «Мать и дитя».
- А. Майков «Мать», «Сенокос».
- С. Аксаков «Сенокос».
- Н. Носов «Заплатка».
- О. Буцень «Мамины помощницы».
- В. Сухомлинский «Зимние сумерки».
- А. Костецкий «Родина».
- В. Жуковский «Родного неба милый свет…»
- И. Никитин «Русь».
- В. Крупин «В дымковской слободе».
Зрительный ряд:
- В. Ватагин (иллюстрации и скульптуры животных).
- Ю. Васнецов (книжные иллюстрации).
- А. Корзухин. Птичьи враги.
- Ангел Златые Власы XII – начало XIII века.
- Владимирская Богоматерь. XI – первая половина XII века.
- А. Рублев. Троица.
- Чудо Георгия о Змие. Конец XIV – начало XV века. Новгород.
- А. Венецианов. Жница. На пашне. Весна.
- Н. Ярошенко. Кочегар.
- И. Крамской. Христос в пустыне.
- В. Васнецов. Богатыри. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.
- М. Врубель. Богатырь.
- К. Брюллов. Последний день Помпеи.
- И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
- Ф. Решетников. Опять двойка.
- Ф. Рокотов. Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой.
- И. Левитан. Озеро. Русь.
- И. Шишкин. Лесные дали.
II класс
Внеклассная работа с детьми.
- Внеклассные чтения (к урокам 5, 7, 10, 13 – 14, 19, 21, 25, 26 – 27, 28 – 29)
- Экскурсии в музей (к урокам 11, 22, 23, 30 – 31, 32, 33 – 35)
- Викторина «Русские художники»
- Творческие мастерские.
- Встречи с интересными людьми (к уроку 19)
- Посещение театра.
- Беседа «Материнское сердце» (к уроку 23)
- Экскурсия на станцию юннатов.
Взаимодействие с родителями
- Школа нравственной жизни.
Консультации:
- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 8 – 9 лет
- воспитательное значение детской литературы
- воспитание ребенка – это не милая забава
Круглый стол:
- родители и учитель
- диалоги о воспитании
Час общения:
- ответы на вопросы родителей
- Система опережающих домашних заданий.
- Литературно – музыкальные гостиные
- «Не позволяй душе лениться…» Поэзия вместе с нами.
- Совместные праздники для детей и их родителей.
- День защитников Отечества
- День матери
- Праздник нравственности
- Народные праздники.
- Рождество Христово
- Масленица
- Пасха
- День славянской письменности.
Раздел III «Мир моих чувств»
Занятие 1. Тема: «Человек – личность»
Цель:составить представление о человеке как нравственной личности. Помочь стремиться к совершенствованию своей внутренней духовной личности.
Основное содержание: пути развития духовной личности. Нравственное развитие. Заповеди миролюбия. Труды и усилия человека.
Занятие 2. Тема: «Жизнь замечательных людей» (М. К. Тенишева)
Цель: познакомить с жизнью и деятельностью русской меценатки.
Основное содержание: М. К. Тенишева – великая русская меценатка. Страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Научная деятельность.
Занятие 3. Тема: «Мир наших чувств»
Цель: раскрыть богатство и разнообразие чувств человека. Воспитывать культуру эмоций.
Основное содержание: чувства и эмоции. Переживания человека. Чувственное познание мира. Чувства красоты. Чувство юмора. Деятельность человека и чувства.
Занятие 4. Тема: «Вера, Надежда, Любовь»
Цель: развивать нравственные чувства.
Основное содержание: оценка поступков литературных героев. Притчи, басни.
Занятие 5. Тема: «Познаю мир чувствуя» (занятие – практикум)
Цель: развивать интеллект через мыслительную, практическую деятельность.
Основное содержание: оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.
Занятие 6. Тема: «Красота спасет мир» (занятие – практикум)
Цель: развивать эстетические чувства через личный опыт.
Основное содержание: оценка произведений искусства и музыкальных произведений.
Занятие 7. Тема: «Мир чувств глазами художника» (занятие–практикум)
Цель: показать отражение действительности в произведениях искусства, преобразованное чувственно – эмоциональным состоянием, мироощущением и творческим воображением художника.
Основное содержание: портрет – настроение. Автопортрет. Лирический пейзаж. Морская стихия. Мир и чувства художника.
Занятие 8. Тема: «Жизнь человека как борьба и подвиг» (занятие –практикум)
Цель: раскрыть мир внутренней борьбы и противоречий в человеке на пути к саморазвитию.
Основное содержание: в чем заключается жизнь человека? В чем ее ценность? «Жизнь человека как борьба». С какими пороками в жизни нужно бороться? «Жизнь человека как подвиг». К чему ты должен стремиться?
Занятие 9. Тема: «Свобода выбора человека»
Цель: подготовить к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни. Воспитывать ответственность за свой свободный выбор.
Основное содержание: любовь к свободе. Свобода – ответственность, утешение, духовная и телесная, освобождение от пороков.
Занятие 10. Тема:«Жизнь замечательных людей» (М. И. Исаковский).
Цель: познакомить с произведениями и творчеством, воспитывать интерес к литературе родного края.
Основное содержание: Страницы биографии. Популярный поэт и поэт – песенник. Духовно – нравственные черты личности. Героическая жизнь.
Занятие 11. Тема:«Добродетели и пороки».
Цель: помочь осмыслить понятия «добродетель» и «порок». Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Основное содержание: Добродетели и пороки – мысли, слова, дела. Добродетель – положительное качество личности. Порок – недостаток личности. Виды добродетели и порока. Добродетель – победа над собой. Порок – слабость человека. Добродетель – украшение человека. Порок – разрушение человека. Мерило добродетели пороков человека – совесть.
Занятие 12. Тема:«Милосердие и жестокость».
Цель: развивать умение анализировать положительные и отрицательные качества личности.
Основное содержание: Милосердие – добродетель, жестокость – порок. Милосердие – сострадание, утешение ближнего, бескорыстное добро. Милосердие – кротость, щедрость, терпение. Жестокосердие, гордость, самолюбие, месть. Жестокосердие – гнев, ярость, злоба, жадность. Эмоции людей. Борьба человека с жестокостью.
Занятие 13. Тема:«Правдолюбие и ложь».
Цель: развивать чувство ответственности за ложь. Воспитывать правдолюбие.
Основное содержание:Правдолюбие – добродетель, ложь – порок. Правдолюбие – сохранение мира и дружбы. «Сладкая ложь – горькая правда». Борьба человека с ложью.
Занятие 14. Тема:«Трудолюбие и лень».
Цель: развивать чувство ответственности за лень. Воспитывать трудолюбие.
Основное содержание: трудолюбие – добродетель, лень – порок. Трудолюбие – саморазвитие, лень – саморазрушение. Трудолюбие – духовные и материальные ценности для себя и ближнего. Борьба человека с ленью. Уважение к чужому труду.
Занятие 15. Тема:«Человеческое счастье» (занятие – размышление).
Цель: воспитывать стремление к активной деятельности для обретения чувства счастья.
Основное содержание: в чем заключается счастье человека? Какой человек счастливый? Ты счастливый человек? Как ты чувствуешь свое счастье? Какие счастливые минуты были в твоей жизни? Может ли быть человек счастливым каждый день? Должен ли человек стремиться к своему счастью?
Занятие 16. Тема:«Моя семья перед телевизором».
Цель: расположить к диалогу о любимых передачах в семье.
Основное содержание: часто ли вы смотрите телевизор всей семьей? Какие передачи любят родители? Какие передачи любишь ты? Что нравится в них? Какие передачи не нравятся? Какие герои мультипликационных фильмов любимые? Какие они совершают поступки? Смотришь ли ты рекламу? Все ли передачи нужно смотреть?
Занятия 17- 18. Тема:«Киноискусство».
Цель: познакомить с киноискусством как творением человека. Воспитывать эстетический вкус, предоставить возможность выбора телепередач с позиции духовно – нравственного человека.
Основное содержание:история кино. Художественные и языковые средства кино. Кино – синтез искусств. Просмотр фрагментов кинофильмов. Обсуждение.
Занятия 19 – 20. Тема:«Русский человек» (история поколений).
Цель: показать быт, нравы, традиции воспитания в жизни русской семьи в разные исторические эпохи. Воспитывать стремление к сохранению традиций своей семьи.
Основное содержание: семья древних славян. Семья после принятия христианства. Семья в наши дни. Родословная моей семьи. Жилище русской семьи в разные исторические эпохи.
Занятия 21 – 22. Тема:«Окно в прошлое России».
Цель: раскрыть духовно – нравственный облик знаменитых личностей разных исторических эпох. Развивать интерес к изучению отечественной истории.
Основное содержание:страницы истории жизни: князь Владимир Красное Солнышко. Александр Невский. Михаил Глинка. Павел Третьяков. Сообщения детей.
Занятия 23 -24. Тема:«Земля Смоленская родная…».
Цель:обогащать знания об истории, богатстве и красоте Смоленщины. Воспитывать чувство причастности к процветанию родной земли.
Основное содержание: географическое положение. Страницы истории. Смоленщина – край лесов. Богатства Земли Смоленской. О мужестве и подвигах смолян. Культура. Художники о Смоленске. Мой край Смоленский.
Занятия 25 – 26. Тема:«Смоленщина литературная».
Цель:познакомить с литературным наследием Смоленского края. Развивать познавательный интерес к литературному творчеству земляков. Воспитывать любовь к чтению книг.
Основное содержание: Смоленщина литературная. Писатели и поэты Смоленской области. Все о Смоленске: А. Твардовский, М. Исаковский, Н. И. Рыленков.
Занятие 27. Тема:«Весна в родном краю» (экскурсия).
Цель: научить вдумчиво созерцать природу. Учить чувствовать и понимать ее красоту.
Основное содержание: наблюдения. Сбор даров леса. Литературное творчество детей. Игры.
Занятие 28. Тема:«Пасха».
Цель: способствовать погружению в атмосферу народного праздника, обогащая духовные впечатления и возрождая традиции русского народа.
Основное содержание: Пасха Христова. История праздника. Народные традиции. Пасхальная поэзия. Библейские сюжеты. Минуты созерцания. Творческая мастерская. Минуты активной деятельности.
Занятие 29. Тема:«Миролюбие».
Цель: подвести к пониманию миролюбия как основы мира во всем мире, единства, согласия, дружбы народов на Земле. Воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение мира.
Основное содержание: Мир – земной шар. Мир во всем мире. Мир – отсутствие войны, ссоры. Мир – идея всеобщего объединения, Война – разрушение.
Занятие 30. Тема:«Гимн русской доблести».
Цель: показать героизм, самоотверженность, преданность Родине воинов – освободителей в произведениях искусства.
Основное содержание: тема войны в искусстве. Образы героев войны. Страницы военных героических лет. Художественно – выразительные средства изобразительного искусства. Поэтические строки. Музыка о войне. Память войны.
Занятие 31. Тема:«Жизнь замечательных людей» (Ю. А. Гагарин).
Цель: рассказать о героизме и силе, мужестве и доброте, доблести и славе русского космонавта. Воспитывать уважение к людям – героям России.
Основное содержание: Ю. А. Гагарин – русский космонавт. Страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности. Самообразование и талант. Любовь к Отечеству.
Занятие 32. Тема:«День славянской письменности».
Цель:познакомить с историей появления и создания книг на Руси, с красотой и своеобразием искусства слова. Воспитывать бережное отношение и любовь к книге, потребность обращаться с ней.
Основное содержание: Древнерусские книги – духовное богатство. Древние материалы и приспособления для письма. Рукописные книги. Переписчики книг. Святые Кирилл и Мефодий. Иван Федоров. Книгопечатание. Художественная ценность книг. Книгохранилища. Книга наших дней. Книга – путеводитель жизни.
Занятие 33. Тема:«Первопечатники земли Русской».
Цель:познакомить с историей появления и создания книг на Руси, с красотой и своеобразием искусства слова. Воспитывать бережное отношение и любовь к книге, потребность обращаться с ней.
Основное содержание:Древнерусские книги – духовное богатство. Древние материалы и приспособления для письма. Рукописные книги. Переписчики книг. Святые Кирилл и Мефодий. Иван Федоров. Книгопечатание. Художественная ценность книг. Книгохранилища. Книга наших дней. Книга – путеводитель жизни.
Занятие 34. Тема:«Литературная гостиная».
Цель:создать благоприятную атмосферу для духовного единения детей, обогащать их эмоциональные чувства.
Основное содержание: музыка для души. Поэтические строки. Творчество детей.
Художественная литература:
- Л. Толстой «Совершенствование», «Косточка».
- А. Барто «Когда закусишь удила», «Если вы ему нужны».
- Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом», «Давным – давно».
- Э. Мошковская «Жадных нет».
- С. Либрович «Волшебный чемоданчик».
- В. Осеева «Навестила», «На катке», «Что легче?», «Случай», «Сторож».
- А. Ульянова «Кто разбил графин?».
- Л. Воронкова «Любимая внучка».
- А. Костецкий «Ленивый Филипп», «Лень», «Наша песенка», «Мы с пчелкой».
- В. Сухомлинский «Алая или багровая?».
- М. Пришвин «Счастливые мгновения», «Лесная капель».
- М. Соловьев «Наша Россия».
- А. Конькова «Сказки бабушки Аннэ».
- П. Ершов «Конек – горбунок».
- С. Мальцев «Про зайку Петю».
- М. Чехов «Теперь уж скоро».
- И. Бунин «Апрельский день».
- В Синовский «Первоучители славян – святые Кирилл и Мефодий».
Зрительный ряд:
- А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой.
- И. Репин. Воскрешение дочери Иаира.
- А. Бенуа. Азбука в картинках.
- З. Серебрякова. Автопортрет.
- В. Серов. Дети Боткины.
- Борис и Глеб. Середина XIV века. Москва.
- Борис и Глеб на конях. Вторая половина XIV века. Псков.
- П. Корин. Александр Невский.
- Б. Кустодиев. Масленица.
- Б. Кустодиев. Ярмарка.
- В. Верещагин. Апофеоз войны.
- В. Перов. Тройка.
- О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.
- В. Васнецов. Витязь на распутье.
- В. Васнецов. Царевна – лягушка.
- И. Репин. Не ждали.
- К. Маковский. Алексеич.
- Л. Бакст. Портрет Дягилева с няней.
- И. Попов. Июль.
- Б. Шаманов. Васильки.
- И. Шишкин. Дубы.
- И. Левитан. Март.
- В. Перов. Портрет П. М. Третьякова.
III класс.
Внеклассная работа с детьми.
- Внеклассные чтения (к урокам 2, 9, 11 – 15, 25, 26, 33 – 34)
- Выставка детского творчества.
- Викторина «Музыкальные этюды».
- Экскурсии в музеи (к урокам 6, 7, 20, 33 – 34).
- Посещение театра.
- Встречи с интересными людьми (к уроку 19)
Взаимодействие с родителями
- Школа нравственной жизни
Консультации:
- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 9 – 10 лет.
- ваши дети, вы и музыка.
- чувство любви к Отечеству – благородное и возвышенное чувство.
Круглый стол:
- ребенок и СМИ.
- диалоги о воспитании
Час общение:
- ответы на вопросы родителей
- Система опережающий домашних заданий.
- Литературно – музыкальные гостиные.
- музыка для души П. И. Чайковский
- подарок маме.
- Совместные праздники для детей и родителей.
- День защитников Отечества
- Народные праздники.
- Рождество Христово
- Крещение
- Масленица
- Пасха
- День славянской письменности
Раздел IV «Законы жизни в моем мире»
Занятие 1. Тема «Мир – это человечество».
Цель: обобщить представление о единении человечества; необходимость присутствия других людей рядом; понять ценность этого.
Основное содержание: Общие блага. Стремление человека к ним. Гармония между личным и общественным. Потребность человека в гармонии мира.
Занятие 2. Тема «Законы нравственности – законы жизни».
Цель: раскрыть смысл и значение законов нравственности жизни человека. Воспитывать способность и потребность в реализации общекультурных норм и правил.
Основное содержание: История возникновения законов нравственной жизни среди людей Законы нравственности. Соблюдение законов – уклонение от зла, сдерживание желаний, отрицательных эмоций, истинная любовь.
Занятие 3. Тема «Законы моей жизни» (занятие – практикум).
Цель: воспитывать нравственные и моральные чувства.
Основное содержание: Мудрость в притчах. Решение ситуативных задач. Оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей.
Занятие 4. Тема «Культура человека».
Цель: познакомить с понятием «культура человека», ее особенностями.
Основное содержание: человек – творец культуры. Культура человека – ее внутреннее богатство. Человек культурный – воспитанный человек. Культура – ценности, верования, традиции, нормы нравственности, правила поведения.
Занятие 5. Тема «От приветливых слов в мире теплее».
Цель: обобщить знания о культуре общения. Воспитывать потребность в соблюдении общепринятых норм и правил поведения.
Основное содержание: культура общения. Гуманное отношение человека к человеку. Правила поведения в общественных местах. Проявление точности и обязательности. Принцип общения. Качества общения. Средства общения.
Занятие 6. Тема «Язык языку благую весть подает» (театральная миниатюра).
Цель: воспитывать культуру общения. Развивать творческие способности.
Основное содержание: распределение ролей. Выбор костюма, ситуации из жизни.
Занятие 7. Тема «Внешность культурного человека».
Цель: обобщить знания о культуре внешности, культурных нормах человека.
Основное содержание: культура внешности. Санитарно – гигиенические нормы. Культура поз. Движений, жестов, мимики. Культура одеваться. Использование косметики.
Занятие 8. Тема «Культура моей внешности».
Цель: прививать культуру внешности. Развивать творческие способности.
Основное содержание: распределение ролей. Выбор костюма. Выбор ситуации из жизни ребенка. Театральная импровизация. Обсуждение и выводы.
Занятие 9. Тема «История национального костюма».
Цель: познакомить с историей, духовной ценностью, самобытностью русского костюма.
Основное содержание: внутренний мир человека. Русский национальный костюм – образ мира. Головные уборы. Украшение одежды. Современная одежда. Одежда будущего.
Занятие 10. Тема «Женский и мужской костюм Смоленской области».
Цель: познакомить с историей, духовной ценностью, самобытностью костюма Смоленской области.
Основное содержание: внутренний мир человека.Национальный костюм – образ человека. Головные уборы. Украшение одежды.
Занятие 11. Тема «Воспитанный человек» (занятие – размышление).
Цель: расположить к диалогу о качествах личности воспитанного человека.
Основное содержание: Кого можно назвать воспитанным? Какими качествами личности он должен обладать? Как ты ведешь себя в мире людей?
Занятие 12. Тема «Культура поведения» (занятие – практикум).
Цель: воспитывать потребность в соблюдении моральных и эстетических норм поведения.
Основное содержание: решение ситуативных задач. Оценка поступков литературных героев. Примеры из жизни детей. Обсуждение и выводы.
Занятие 13. Тема «Культура поведения и этикет».
Цель: обобщить знания о культуре быта. Воспитывать потребность в соблюдении общекультурных норм и правил в быту.
Основное содержание: бытовая культура. Правила и нормы бытовой культуры. Домашний уют и комфорт. Рациональное использование времени.
Занятие 14. Тема «Семья дома» (театральная миниатюра).
Цель: прививать культуру быта. Развивать творческие способности.
Основное содержание: распределение ролей. Выбор костюма. Выбор ситуации из жизни детей. Театральная импровизация. Обсуждение и выводы.
Занятия 15 -16. Тема «Жизненный путь поколений моей семьи».
Цель: расположить к диалогу о истории и культурных ценностях семьи. Воспитывать бережное отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям и культуре семьи.
Основное содержание: преемственность поколений – достояние человечества. История фамилии семьи, ценности моей семьи. Традиции, нормы поведения предшествующих поколений. Взгляды на жизнь, интересы предков.
Занятие 17. Тема «Настоящее и будущее моего поколения» (занятие – размышление).
Цель: расположить к диалогу о ценностях и идеалах современного поколения, мечтах и реальных преобразованиях в следующем поколении. Воспитывать потребность в поисковой жизненной активности.
Основное содержание: каких знаменитых, высоконравственных людей вашего поколения вы знаете? Расскажите о самом близком и важном для вас человеке? Чем живет поколение? Какие песни любимые? О каком будущем вы думаете? Какой человек современности может стать вашим идеалом? Почему? Какое будущее вы бы хотели подарить своим детям? Как реально можно улучшить жизнь в будущем?
Занятия 18 – 19. Тема «Искусство понимать музыку».
Цель: развивать умение воспринимать и понимать музыку современности и прошлых эпох.
Основное содержание: любимый диск детей, анализ и обсуждение. Классическая музыка, мелодии прошлых лет. Обсуждение и выводы.
Занятие 20. Тема «Жизнь замечательных людей» (М. И. Глинка).
Цель: раскрыть черты русского национального характера на примере жизни композитора. Воспитывать уважение к человеку, стремление к саморазвитию.
Основное содержание: человек с русским характером. Характер человека. Особенности национального характера. Ценности человека с национальным характером. Цели в жизни человека с русским характером.
Занятие 21. Тема «Судьба человека» (занятие – размышление).
Цель: расположить к диалогу о рефлексивных способностях.
Основное содержание: как понимаете выражение «судьбы человека»? Нужно ли знать свою судьбу? Почему? Можно ли изменить свою судьбу? Как? Что для этого нужно? Может ли человек избежать трудностей?
Занятие 22. Тема «Встреча с интересными людьми Смоленска».
Цель: пополнить знания о жизни известных людей. Воспитывать уважение к ним.
Основное содержание: рассказы интересных людей о себе. Их откровенности. Мысли, мечты, творческие планы изадумки.
Занятие 23. Тема «Жизнь замечательных людей» (С. Т. Коненков)
Цель: познакомить с жизнью и деятельностью прославленного скульптора.
Основное содержание: Духовно – нравственная жизнь скульптора. Самоопределение человека в жизни. Мудрость жизни. Труды на ниве совершенствования себя. Образ скульптора.
Занятие 24. Тема: «Записки из былых эпох»
Цель: пополнить представления о жизни высоконравственных людей. Воспитывать уважение к людям истории и бережное отношение к книгам, имеющим ценность и историческую значимость в России.
Основное содержание: чтение отрывков записей. Откровенность и правдивость в записях. Отражение реальной жизни в трудах. Высказывание мыслей. Ценность откровений.
Занятие 25. Тема: «Моя вера» (занятие – размышление)
Цель: расположить к диалогу о вере. Развивать рефлексивные способности.
Основное содержание: во что ты веришь? Нужна ли человеку вера? Можно ли жить без веры? Во что верят твои родители? Во что верит учитель, художник, полководец? Вера и уверенность – разные понятия или нет?
Занятие 26. Тема «Мои детские мечты».
Цель: расположить к диалогу о мечтах. Развивать рефлексивные способности.
Основное содержание: что такое мечты, фантазия? Часто ли ты мечтаешь? Какие мечты сбываются? О чем твои мечты? О чем мечтают родители? Могут осуществиться ли мечты? Что для это необходимы?
Занятие 27. Тема «Мир двора – особый мир».
Цель: расположить к диалогу о мире двора. Помочь стремиться к нравственному во дворе.
Основное содержание: мир двора – особый детский, интересы дворовых детей. Добрые дела. Кого из сверстников двора вы уважаете и почему? Как вы проводите время во дворе? В какие игры играете? О чем беседуете со своими друзьями и детьми постарше? Какие добрые дела вы организуете во дворе?
Занятие 28. Тема «Жизнь замечательных людей» (Ю. В. Никулин).
Цель: познакомить с жизнью актера, развивать стремление добиваться поставленной цели.
Основное содержание: Ю. В. Никулин – великий актер и цирковой артист. Страницы биографии. Духовно – нравственные черты личности.
Занятие 29. Тема «Художники Смоленщины».
Цель: познакомить с изображением нашего края в творчестве смоленских художников. Воспитывать любовь к своему городу, к его прошлому и настоящему.
Основное содержание: художники Смоленской области. Образы старой Смоленщины. Родной город сегодня.
Занятие 30. «В доме книжек живет вдохновение».
Цель: обобщить знания о библиотеке как центре культуры. Воспитывать ценностное отношение к книге и потребность в чтении.
Основное содержание: книга – духовная пища, источник знаний, многовековой опыт человечества. Библиотека – колыбель умных книг, центр памяти народа, центр памяти и общения. Профессия библиотекаря. Книги прошлых и будущих поколений.
Занятие 31. Тема «Сокровища духовные храни…» (экскурсия в библиотеку).
Цель: познакомить с самой старой библиотекой города и ее фондами. Воспитывать культуру поведения в библиотеке.
Основное содержание: знакомство с библиотекой. Правила поведения в ней. Библиотека – центр духовной культуры. Самая старая книга библиотеки. Книги разных народов (глиняные и деревянные таблички, свитки и манускрипты и др.). о пользе учения книжного.
Занятие 32. Тема «Мир музея».
Цель: уточнить знания о музее как средстве постижения окружающего мира. Сформировать ценностное отношение к музею, потребность к его посещению.
Основное содержание: музей. Экспонат. Художественный и краеведческий музей. Археологический музей. Дом – музей.
Занятие 33. Тема «Каким я стал?».
Цель: расположить к разговору об изменениях произошедших за годы учебы в школе.
Основное содержание: что изменилось в душе? Как изменилось отношение к окружающему миру? Какие качества ты в себе воспитал? Хотел бы ты совершенствовать себя? Какие нормы и правила поведения ты усвоил в жизни? Какие чувства пробуждает природа, искусство? Какие чувства вызывают люди –герои, творческие люди? Готов ли уклониться от зла и делать добро? Можешь ли ты отвечать за свои поступки?
Занятие 34. Тема «Литературно – музыкальная гостиная».
Цель: создать духовное единение детей, обогащать их эмоциональные чувства.
Основное содержание: театральная постановка. Музыка для души, поэтические строки.
IVкласс
Внеклассная работа с детьми
- Внеклассные чтения
- Выставка детского творчества.
- Викторина «Живопись. Литература. Музыка»
- Экскурсии в музей.
- Посещение театра.
- Встреча с интересными людьми.
Взаимодействие с родителями
- Школа нравственной жизни.
Консультации:
- развитие духовно – нравственного потенциала ребенка 10 -11 лет.
- ваш ребенок бабушки и дедушки.
- средства духовно – нравственного воспитания ребенка
Круглый стол:
- самые лучшие дети бывают у счастливых родителей
- диалоги о воспитании
Час общения:
- ответы на вопросы родителей
- Система опережающих домашних заданий.
- Литературно – музыкальные гостиные
- Живопись. Музыка. Поэзия.
- Этот День победы…
- Совместные праздники для детей и родителей.
- День Защитников отечества.
- День матери
- Праздник нравственности
- Народные праздники.
- Рождество Христово
- Крещение
- Масленица
- Пасха
- День славянской письменности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...
Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"
Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....
Программа воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в в...
Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)
Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...
ПРОЕКТ духовно-нравственного развития и формирования здорового образа жизни обучающихся
Организация занятости детей и подростков в период летних каникул, безусловно, самая актуальная тема в воспитательной работе школы даже с условиях сложившегося действия на территории Челябинской област...
Программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Уроки жизни» (духовно – нравственное направление)
Программа включает в себя 6 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска школы, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения. Реа...
Роль устного народного творчества в духовно-нравственном развитии обучающихся начальной школы (из опыта работы в 1-4 классах)
Материал будет полезен для организации работы с разными видами устного народного творчества....