"Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе" из опыта работы
статья (3 класс) на тему

выступление на педагогическом совете "Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе 

     Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 Универсальные учебные действия:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

           Какова же роль учителей начальных классов в формировании УУД на уроках в начальной школе

Учитель  становится организатором развития ученика, который понимает, как использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия, то есть умение учиться?

        Для развития умения оценивать свою работу  вместе с детьми  разрабатываем  алгоритм оценивания своего задания. Ни в коем случае  не сравниваем детей между собой, а показываем достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

       Привлекаем  детей к открытию новых знаний. Обучаем детей приемам работы в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения.  

      На уроке уделяем  большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку.

      Учим детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомим с разными источниками, используемыми для поиска информации.

     Используем проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

    Общаемся с учениками  с позиции сотрудничества; показываем, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

    Вместе с учениками решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.  Учим детей планировать свою работу.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • Личностные универсальные действия   При их формировании нужно помнить, что:  главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем.
  • Регулятивные универсальные действия-  нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
  • Познавательные универсальные действия  -умения работать с информацией . Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Нужно  найти  способ научить ребенка применять свои знания. 
  • Коммуникативные универсальные действия- умения общаться, взаимодействовать с людьми. Нужно  использовать работу в парах,  в группах  и коллективную работу для освоения материала.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо формировать в начальной школе на всех уроках в учебной деятельности. Для диагностики  сформированности УУД мы на методическом объединении составили мониторинг –листы наблюдений за формированием УУД  на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом используются методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации.

Для  формирования  УУД на уроке  следует соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.

Элементы урока

Формируемые УУД

Формы работы с учащимися

Действия учителя и учащихся

Методы, приемы, средства обучения

Формулировка темы урока

Познавательные коммуникативные

Коллективная

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Проблемный диалог

Формулировка целей и задач

Регулятивные коммуникативные

Коллективная

Формулируют сами учащиеся, (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Проблемный диалог

Планирование

Регулятивные

Коллективная

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Работа с картой урока, с     учебником.

Практическая деятельность учащихся

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; (учитель консультирует)

    Работа с учебником; применение справочников, ИКТ

Осуществление контроля

Регулятивные коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная

Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует)

   Само- и взаимоконтроль ответов по образцу

Осуществление коррекции

Регулятивные коммуникативные

Индивидуальная

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует)

    Использование памяток;организация взаимопомощи

Оценивание учащихся

Регулятивные коммуникативные

Групповая, парная, индивидуальная

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

   Само - и взаимооценивание ответов по определенным критериям

Итог урока

Регулятивные коммуникативные

Коллективная

Проводится рефлексия

   Рефлексия: символы – кружки, смайлики.

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Коллективная, индивидуальная

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

   Дифференциация заданий

           

          Учителя начальных классов осваивают ключевые моменты организации  современного  урока:

•        Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе.

•        Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков.

•        Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся.

•        Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.•        На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника).

•        Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся.

•        Преобладание метода проблемного обучения, ориентированные на активизацию самостоятельности детей.

•        Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа

Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка.

На современном уроке учитель – главный помощник ребенка в овладении знаниями,  и он создает условия для развития личности ребенка

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Деятельность учителя при организации личностно-ориентированного урока в начальной школе.

Сравнительная характеристика деятельности учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока....

Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе

Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Деятельность учителя по формированию самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в начальной школе

Деятельность учителя по формированию самостоятельной работы обучающихся на уроках математики в начальной школе...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...