Перцептивные педагогические способности, помогающие обеспечить успех урока.
статья по теме

 

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Педагогические способности - качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли. 

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Педагогические способности - качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pertseptivnye_pedagogicheskie_sposobnosti.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Перцептивные педагогические способности

  помогающие обеспечить успех урока"

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее - искусство. Педагогические способности - качество личности. Выделяются главные группы способностей:

* Организаторские- умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги.

* Дидактические- умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно и последовательно изложить учебный материал; стимулировать развитие познавательных интересов.

*Перцептивные- умение проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

*Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

*Исследовательские- умение познать и объективно оценить педагогические ситуации.

* Научно-познавательные- способность усвоения новых научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической деятельности педагога?  Оказывается нет.  Ведущие способности это:

*педагогическая зоркость

*дидактические

*организаторские.

Остальные способности можно отнести к вспомогательным, сопутствующим. Остановимся на одной группе педагогических способностей- перцептивные способности- умение выявить особенности психики учащегося.

  Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей- как нормальное, так и ненормальное- несёт на себе отпечаток:

1.семейного окружения

2.общества

3.культуры.

Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения.

Педагогическая деятельность- это деятельность специфичная, и главной ее особенностью является то, что основным предметом труда здесь является личность другого человека. В центре этой деятельности еще только формирующаяся личность. А потому эта личность особо чувствительна к различным социальным воздействиям, особо ранима и менее устойчива.

Получение адекватного знания о личности учащегося важно к тому же и с другой точки зрения. Изучение личности учащегося представляется необходимым в качестве условия и метода обеспечения обратной связи в педагогическом процессе.

Психодиагностика личности способна помочь учителю в решении большинства педагогических задач. Существует целый пакет тестов определяющих тип характера человека. Понятие  "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог Леонгард. В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором Андреем Евгеньевичем  Личко.

Гипертимный тип.

Приподнятость настроения, жажда новизны во всем- это определяет все поведение. Важнейшей особенностью гипертимов является их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общительность, болтливость. Все это в учебном процессе проявляется в виде неусидчивости и недисциплинированности. Такое поведение гипертимов очень часто вызывает неудовольствие и резкую реакцию педагогов.

Первые признаки  этого типа видны уже в начальной школе. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, строгую дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделие. Склонны к переоценке своих возможностей и чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия. Нельзя применять жестокость, надо заинтересовать (подкидывать новые идеи)

Циклоидный тип.

Характеризуется постоянной сменой настроений, не зависящей от самого человека, ни от обстоятельств. Настроение чередуется периодами легкой подавленности с периодами гипертивности по 10-15 дней. Этот тип характера встречается в три раза чаще у девочек, чем у мальчиков. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компаний. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности, ненужности. Между фазами часто имеет место достаточно длительный период "гармоничного" поведения. Первые признаки этого типа около 12 лет.

Рекомендации педагогам- следить за настроением, уменьшить требования в период подавленности.

Эмоционально-лабильный тип.

Ведущим радикалом этого типа является эмоциональная лабильность. Смена настроения частая, но связана с мелкими внешними раздражителями, с различными жизненными ситуациями. На лидерство не претендующий. Предпочитает быть в кругу людей, которые к нему хорошо относятся, влюбчивы. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц.

Рекомендации педагогам- похвалить, поощрить- это улучшает настроение и стимулирует подростка к деятельности.

Астено-невротический тип.

Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Медленная врабатываемость, короткий пик и быстрый спад. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу (эти вспышки физиологические). Не претендуют на лидерство, легко подчиняемы, часто оказываются под влиянием других. Начинает проявляться в 9-11 лет. Присуще  на протяжении всей жизни. Независимо от уровня интеллекта учатся средне.

Рекомендации педагогам- уменьшить уровень требований (завышать отметки), спрашивать на 20-25 минуте урока.

Психастенический тип.

Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее своё и своих близких) склонны к самоанализу. Черты характера обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя, и особенно за других бывает самой трудной задачей. Консолидируется тип в возрасте 12-14 лет, до этого лёгкость появления сомнений. На лидерство не претендует, под влияние не попадает, общается в кругу себе подобных. Склонны к тому чтобы глубинно изучать что-либо, самостоятельные, нерешительные. Имеют правильную самооценку.

Рекомендации педагогам- не ставить в положение выбора (научить нельзя), давать только конкретные задания. Использовать склонность к глубинному изучению, сделать его мозговым центром- пусть что-то изучит и расскажет другим.

Сенситивный тип.

Определяется робостью, ранимостью, нерешительностью. Имеет высокий уровень требований к себе. Появляется в 10-12-13 лет, некоторые признаки и раньше. Избирательны в общении, если подружились верны дружбе, привязаны к близким, к родителям. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим "Я" ("образ тела"). Замкнутость, робость и застенчивость особенно проявляются среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения. Ответственны, учатся независимо от уровня интеллекта, хорошо. Предпочитают жить иллюзиями, в воздушных замках. Сенситивы тяжело переносят развод родителей. Расценивают как предательство.

Рекомендации педагогам- нельзя резко вырывать из привычной обстановки, если даже едет поступать в институт желательно, чтобы ехала и мама. Необходим индивидуальный подход. С сенситивным типом надо быть искренним. Самый сложный тип.

Шизоидный тип.

Главные черты- замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения, неумение и нежелание общаться, неумение понять чужие переживания, желание и мысли партнера. Его мало волнует, что вокруг. Нередко неряшливы, естественное поведение- читать в шумной веселой компании. Сложно, заумно формулируют свои умозаключения, не чувствуют чужой боли и не требуют внимания к себе. Имеют причудливые хобби. Черты характера появляются в 10-12 лет.

Рекомендации педагогам -следует оставить человека в покое (т.к. шизоид   самодостаточен ) или проникнуться его интересом (что бывает сложно)

Эпилептоидный тип.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Эти взрывы не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Неуемное желание лидерства, допускают иерархию власти, власти добиваются любыми способами. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственна мелочная аккуратность, строгое соблюдение правил (иногда в ущерб делу)

Рекомендации педагогам- можно давать власть, но делегировать так, чтобы можно было её забрать (т.е. давать мало, иначе не заберешь).

Истероидный тип.

Желание выделяться, быть ярким, жажда внимания к себе. Первые признаки появляются достаточно рано, еще в детском саду. Учатся лучше всех или хуже всех. Могут быть лживы, необычные хобби (ни у кого больше такой нет). Склонность к позёрству, свойственна театральность переживаний. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение.

Рекомендации педагогам- чем больше уделяется им внимание, тем больше им хочется. Поэтому необходимы задания с любыми вариантами творчества. Среди актёров много истероидов.

Неустойчивый тип.

Неуёмная жажда удовольствия при нежелании трудиться, поверхностность увлечений. Признаки этого типа видны уже в 8-10 лет. Учатся плохо, прогуливают. Легко подчиняются, оказываются под влиянием эпилептоидного типа. Быстро появляется алкоголизм 15-16 лет (при ранней алкоголизации). При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Слабый волевой компонент личности. К своему будущему равнодушны, планы не строят, живут настоящим. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Рекомендации педагогам- жесткая регламентация времени для выполнения задания, режим "ежовых рукавиц".

Конформный тип.

Главная черта-  конформность : ярко выраженное стремление быть "как все". Это стремление распространяется на всё - от стремления одеваться как все, до сильной зависимости от окружения, суждений, позиций и поведения. В "хорошей " среде хорошо учатся, стараются и работают, в "плохой"- усваивают достаточно быстро её обычаи, привычки, манеру поведения. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы.

Рекомендации педагогам- помочь сменить компанию.

Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Используемая литература:

1. Подласый И.П."  Педагогика", учебник 1 часть.

2. Реан А.А. "Психология изучения личности".

3. Реан А.А. "Практическая психодиагностика личности".

4. Хьелл А., Зиглер Д. "Теории личности".

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии-ключ к успеху.

В своей работе я показываю, какие современные технологии мне помогают организовать учебную деятельность на уроках....

Педагогический совет «Организация ситуации успеха на уроке».

За последние полтора десятка лет словосочетание “ситуация успеха в учебной деятельности” стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции ...

Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке

Рекомендации педагогам по формированию ситуаций успеха на уроке....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА на уроке

1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. 2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. 3. Создать банк данных по проб...