ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА на уроке
статья (3 класс)

Соколова Галина Валентиновна

1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. 
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. 
3. Создать банк данных по проблеме. 
4. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме. 
5. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_priyomy_sozdaniya_situatsii_uspeha.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Соколова Г.В.

Формирование положительной мотивации обучающихся и педагогов- важнейшее условие повышение качества образования в условиях введения ФГОС ООО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА на уроке русского языка

(мастер-класс)

Цель: рассмотреть создание ситуации успеха ученика на уроке

Задачи: 
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. 
2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. 
3. Создать банк данных по проблеме. 
4. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме. 
5. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества. 

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Всегда (безымянный)

И во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

- Вы чувствуете тепло ладони своего соседа по парте? Подарите друг другу тепло своей души в надежде на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе.

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну, которая соответствует вашему настроению, посадите ее на свою ладонь, и посмотрите одну притчу (видео)

“Всё в твоих руках”. Свой мастер-класс мне хочется начать с одной истории:(видеоролик «Бабочки»)

Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:

-Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.

Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:

-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.

Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике  Карузо.

Успех-значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка,может коснуться своим крылышком и окрылить,дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

любимым

нужным,

а главное – успешным

Как вы думаете, почему я начала свой мастер класс с этих слов? Какова тема моего сегодняшнего мастер-класса ?

Успешность каждого ребенка зависит не только от его способностей, но и от мотивации. Если нет мотивации, то никакие большие способности не приведут ученика к успеху.

 4. Продолжите предложение «Чтобы достичь успеха… (каждый дополняет предложение)

Одним из основных условий на пути к успеху – это уверенность в собственных силахУверенный человек всегда имеет огромное влияние на окружающих. Он создаёт вокруг себя зону притяжения. Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Он редко  добивается успеха, поскольку его постоянно мучают сомнения. По этому поводу есть видеоролик.
Просмотр видео. Видео прерывается.

- Давайте попытаемся предугадать, кто же добьётся успеха. Обоснуйте свою позицию. Видео смотрят до конца.

- Что помешало страусу добиться успеха?

Уверенность - первый шаг на пути к успеху. Вот и мы с вами пойдём вперёд по лесенке успеха к своей цели.

И цель моего мастер-класса –познакомить вас с приёмами, которые повышают учебную мотивацию и способствуют успеху!

Как вы понимаете термин «учебное сотрудничество»? 
Если обратиться к психологическому словарю:

- УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

Между какими субъектами может быть выстроено взаимодействие на уроке?
(учитель-ученик, ученик-ученик, я-я)

Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество, мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Работая слаженно, мы сможем добиться успеха.

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:
Игра «Пчелы и змеи»
1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы. 
2. Левая от меня команда – будет называться Пчелы, правая от меня команда будет называться – Змеи. 
3. Вам необходимо выбрать своего короля.
4. Королей я попрошу выйти ко мне и на полминуты отвернуться. 
5. Командам нужно спрятать предметы. Банку мёда прячет команда Пчёл у одного из своих товарищей, а условную ящерицу прячет команда Змей.
(Короли поворачиваются)
6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Вы должны указать на того, кто спрятал ваш предмет. Король пчёл будет искать мёд в своей команде, а король змей – ящерицу в своей.
7. А вы Пчёлы и Змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определённый звук. Все пчёлы должны жужжать, а команда змей должна шипеть. Чем ближе король приближается к заветной цели, тем громче должно быть ваши звуки. 
8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы:
- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)?
- Ваши группы хорошо вам помогали?
- Вы остались довольны вашими подданными?
- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?
Наше сотрудничество прошло успешно. А теперь давайте обратимся к нашим группам.

Прежде чем разбиться на 2 группы для нашей дальнейшей работы я расскажу вам притчу.

Групповая работа. 

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. 
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит: 
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. 
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга. 

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила. 

«Памятка» 
• Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия. 
• Откровенность и доброжелательность в общении. 
• Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим. 
• Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого. 

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

1. Неожиданная радость.

  1. Общая радость.
  2. Радость познания.

Приёмов для каждого типа много.Вот,на мой взгляд,несколько наиболее интересных,нестандартных,построенных на психологических поисках путей к ребёнку.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли его ожидания. «Неожиданная радость» типична для детей с заниженной самооценкой.

1.Приём «Эмоциональные поглаживания»

Вспомните начало нашего занятия. Могут ли слова сказанные вами друг другу стать похвалой для вас,придать вам уверенность?

Но ведь похвала требует определённых условий её применения,иначе она может оказаться «медвежьей услугой» или быть непедагогичной.

Итак сейчас в течении 5 минут первая группа подумает и запишет правила которых необходимо придерживаться при похвале.

Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка.

Я попрошу участников второй группы привести 20 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

(Презентация выполненных работ)

2.Приём: «Лестница” 
Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет детей поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

На своих уроках я стараюсь не сообщать детям тему урока,а поступательно подводить их к выводу о том ,чем сегодня будем заниматься на уроке.

Предлагаю вам побывать в роли моих учеников.

Коллективная работа.

1.«Порядок действий»https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/29/s_588dd6427c70e/s542014_2_4.png

5 см, 5 см, 3 см; Перед вами треугольник.Найдите периметр.

5+5+3 = 13 (см)

-Как по другому можно записать?

5 х 2 + 3

-Как сосчитать?Выберите верный вариант.

2 1

5 х 2 + 3 = 25

1 2

5 х 2 + 3 = 13

-А теперь подумайте и сформулируйте тему нашего урока.

2. «Приставки и суффиксы.»

-Разбейте слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?

-Что у них общего?

Ник, ниц, очк, еньк, ушк, юшк, н, к, ок, ек, за, перед, при, под, в, над, от, пере, у с,

-Сформулируйте тему урока.

3.Прием « Даю шанс» 
-О каком шансе идёт речь,что имеется в виду?Ни о чём другом,как о зараннее подготовленной педагогами ситуации,при которой ребёнок получает возможность неожиданно,может быть впервые,раскрыть для себя собственные возможности,какую-то сторону,если не таланта,то скрытой до сих пор способности.

-Я прошу вас в течении минуты подумать как можно использовать ,или вы уже используете этот приём на уроке.

Следующий тип ситуации успеха это Общая радость.

Типичен для детей с хорошими способностями,стабильной успеваемостью, болезненно переживающих свои неудачи. Задача учителя показать пути преодоления неудач,убеждать ребёнка в возможности претендовать на более

высокие достижения,стимулировать желание постоянно работать .а не брать штурмом.

5.Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).

Технология:

  • Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.

(На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”).

-Скажите ,в чем состояла общая радость?

(Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Прием “Эврика”.

-Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя порученную работу, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ученика, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

-Этот приём хорошо можно увидеть,когда мы даём задание детям самим подготовить доклад,или презентацию. Ведь во время подготовки ребёнок не только учится сам искать информацию,но и отбирать ту которая станет интересной для его одноклассников .Ведь в первую очередь он увидит их реакцию на свой рассказ,и тут правильно чтобы дети тоже принимали участие в оценивании работы своего одноклассника.

И учителю очень важно правильно формулировать свои фразы,замечания.

1 группа прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ

1. Останавливаем внимание на негативном

2. Улыбка, добрый взгляд

3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому

4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)

5. Сравнение одного ребёнка с другим

6. Отмечает персональную исключительность

7. Аргументирует надобность действий

8. Учит алгоритму действий

9. Оценка действий ученика с акцентом на детали

10. Учитель много говорит за детей

11. Выражает недовольство учеником, группой учеников

12. Верит в способность ученика

13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.

Задание для 2-й группы.

Уважаемые коллеги! Прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.

Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на якоря, которые не способствую созданию ситуации успеха, мешают эффективному обучению и продвижению вперёд.

«Гвозди и цветы»

- Я попрошу выйти ко мне два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто избегает неудач. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один вбивает гвоздь, а другой опускает цветок в вазу.

Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.

Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.

Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь

У меня всё равно не получиться.

Всё зависит от меня, я – источник.

Я пешка от меня ничего не зависит.

Ситуация меняется, если я на неё влияю.

Кто-то определяет ситуацию, но не я.

Вот видите это всего лишь слова ,но некоторые цветами расцветают в нас,а некоторые словно гвозди приколачивают и не дают сдвинуться с места.


- Жил человек, гневливый до предела,

Он молод был, и вот отец его

Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,

Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди

По нескольку десятков каждый день,

Потом всё меньше, и однажды вовсе

Он молотком забора не задел.

Отец ему заданье дал другое:

Когда он сможет снова гнев сдержать,

За каждую победу над собою -

По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе

Он не нашёл гвоздя ни одного,

И сын сказал, довольный сам собою:

-Смотри, отец, я победил его!

Гнев побеждён, и для отца важнее,

Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,

И молвил он, что сказанное в гневе,-

Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,

Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,

От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей.

  • Попробуйте вынуть гвозди . Что осталось?
  • Пусть эти цветы будут олицетворением успеха,так как чтобы вырастить этот цветок нужно приложить немало усилий,также и прежде чем достичь успеха.Я предлагаю вам ещё немного приложить усилий в завершении нашего занятия. Возьмите пожалуйста из корзины по одному ореху,внимательно рассмотрите его ,запомните все пятна,линии.

(Затем орехи складываются в общую корзину и перемешиваются. После чего педагогам нужно опять найти свой орех)

  • Что помогло при выполнении задания?
  • То есть потратив некоторое время на изучение личности ребёнка,мы в большинстве случаев сможем найти подход к каждому ребёнку.А это будет наш с вами успех.

  1. Упражнение «дыхательная гимнастика»

А вы знаете, что в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук «ч» снимает тревогу, переживания. Звук «я» стимулирует работу всего организма.

- Сделайте вдох через нос и на выдохе произносим звуки «ч» и «я». Упражнение повторяем несколько раз.

Теперь вы стали увереннее! Все тревоги и переживания ушли в прошлое. А с нами осталась вера в успех!

6. Несмотря на то, что мы уже много знаем об успехе, обратимся к словам великих людей и определим, что на их взгляд является секретом успеха. В чем видели секрет успеха эти великие люди? Выделите в их словах «зерна» успешности. Безусловно, эти качества должны быть отражены в нашей модели успешного человека:

1 человек – Лев Толстой: «Единственное условие, от которого зависит успех, есть терпение».

2 человек– Альберт Эйнштейн: «Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь НЕВОЗМОЖНОГО».

3 человек – Джон Дьюи: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».

4 человек – Уинстон Черчилль: «Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма».

5 человек – Бернард Шоу: «Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создаёт их сам».

6 человек – Уолт Дисней: «Мы стремимся вперёд, открываем новые пути, берёмся за новые дела, потому что мы любопытны… и любопытство гонит нас по новым дорогам. Только вперёд».

Составляется кластер, модель успешного человека.

  • Л. Толстой – терпение;
  • А. Эйнштейн – авантюризм, рискованность;
  • Д. Дьюи – самоанализ;
  • У. Черчилль – энтузиазм в любой ситуации;
  • Б. Шоу – упорство, целеустремленность;
  • У. Дисней – любопытство.

Модель составлена. Путь к успеху найден. И как бы ни считали окружающие, только каждый из нас сам определяет, на каком участке этого сложного пути находится он.

Но нужно всегда помнить:

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Порядок написания Синквейна

  • Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к описываемому предмету.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.

- У кого из зала есть желание прочитать свой синквейн?

А вот что получилось у меня:

Успех

Желательный, долгожданный.

Развивает, окрыляет, вдохновляет.

Успех делает человека счастливым.

Радость.

  1. Итог

- Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Закончить свой мастер – класс я хотела бы одной замечательной цитатой:

Всё, что я хотел бы знать, - это яблоня.

Всё, что я знаю, - ветвь яблони.

Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко.

Всё, что останется в них, - это семечко,

Но из любой семечки может вырасти яблоня.

Успехов всем и успешных вам учеников!!! Спасибо за работу!

Технологическая карта урока

Урок построен в соответствии ФГОС и представлен в виде технологической карты. При разработке модели урока были учтены такие тенденции развития современной методики обучения русскому языку, как тексто-ориентированный подход, функциональный подход к изучению языковых единиц, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход в формировании УУД.

Тема урока

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи.

Цели урока

Образовательная: повторить и обобщить теоретические знания об имени прилагательном как части речи, определить роль имен прилагательных в речи.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, проявления доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, бережного отношения к окружающему.

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная доска.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебной деятельности, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи. Синонимы. Антонимы. Волонтёр.

Ресурсы

Презентация. Раздаточный материал – карточки с текстом.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа.

I.Организационный.

II/Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(2 мин.)

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

- Ребята, урок – это путь к знаниям. Перед нами дорога, по которой мы пойдём вместе (рисунок дороги с облаками). По пути нас ждёт много интересного. Важно не только самому пройти, но и помочь своим друзьям. Ведь не только личный результат, а результат всего класса приведёт к успеху.

Прочитаем девиз урока:

« С малой удачи начинается большой успех»

Подготовка к работе на уроке.

Самопроверка готовности к уроку.

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Формулирование темы урока.

(5 мин.)

Акцентирует внимание на теме урока, целях и этапах урока.

- Прочитайте стихотворение

Существительное - школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным – весёлый

Новый школьный день пришёл.

- Какие части речи упоминаются в стихотворении?

- Ребята, мы все очень любим театр. Я предлагаю вам сыграть роли частей речи.

- Кто какую роль будет играть, поможет выяснить эта коробочка с сюрпризом.

- Рита, выйди к доске, открой коробочку. Какая твоя роль? Расскажи о себе.

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Формулируется тема урока «Имя прилагательное».

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений.

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» (активизация мыслительной деятельности.

(2 мин.)

Постановка проблемных вопросов по тексту.

Поисковая деятельность.

- Ребята, как вы думаете, какая часть речи может сказать о себе так:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь,

Меня вам надо знать, беречь?

- Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке? (С именем прилагательным).

- Правильно, сегодня на уроке мы определим роль имен прилагательных в речи, и в конце урока мы постараемся ответить на проблемный вопрос:

Какой делают нашу речь имена прилагательные?

Слушают, вступают в беседу; предлагают формулировку темы, учебной задачи.

Работа с текстом.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать.

Регулятивные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения.

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия, развитие коммуникативной направленности, воспитывать уважительное отношение к другому мнению в процессе учебного диалога.

(7 мин.)

Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы.

- Прочитайте слова на доске. Объясните, какую букву напишем в каждом слове? Д.рога, обл.ко, б.рёза, р.бина, .сина. - Можно ли проверить орфограмму? - Что мы должны знать о непроверяемой гласной? - Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные. Запишите их. Подчеркните орфограмму в словах. - Выпишите первую букву слов. Какое слово получилось? - Образуйте от слова «добро» прилагательные: добрый, добренький, предобренький. - Как называются эти слова? Почему? - Ребята, я вам предлагаю схемы слов. Подберите имена прилагательные, которые подходят к схемам. - Какие слова вы подобрали? Прочитайте.

Учащиеся читают слова, объясняют орфограмму, образовывают имена прилагательные.

Самопроверка.

Корректируют ответы друг друга.

Познавательные: умение формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

III.Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(7 мин.)

1. Работа с рисунком.

- Ребята, идём по нашей дороге и видим вот такую картину (на доске рисунок в серых тонах).

- Ой, а что это вы сразу стали грустными? Вас не радует эта картина? Почему?

- Ребята, в наших силах всё изменить!

(Яркое, голубое, лёгкие, тусклое, тёмное, тяжёлые).

- Разделимся на 2 команды.

1 вариант - Команда «Лето» (составляет словосочетания - каким может быть солнышко, небо, облака летом?

2 вариант – Команда «Осень» - осенью.

- Ребята, какие словосочетания вы составили? Прочитайте.

- Какую из картин мы выберем для нашего пути?

- Какая часть речи помогла сделать нашу картину яркой, красочной?

- Какой делают нашу речь имена прилагательные?

- Ребята, как же мы поступим с прилагательными: серый, тёмный, холодный, грустный, злой?

- Как вы думаете, они нужны в нашей речи? Зачем?

- Угадайте загадку:

- Кто в лесу зимой холодной ходит?

- А эта загадка про кого?

Кто в лесу зимой холодной

Ходит серый, злой, голодный?

- Какие слова дополнили загадку, помогли точно назвать отгадку?

- Значит, какой делают нашу речь имена прилагательные?

- Ребята, но холодная зима прошла, наступила тёплая весна. Злое сердце волка оттает и станет добрым.

2. Работа с поговорками:

-Ребята, прочитайте поговорку:

Хорошо тому, у кого доброе сердце.

-Закончите предложение: плохо тому, у кого… сердце.

- Как в русском языке называются слова: доброе – злое?

- Вспомним, что такое антонимы?

-Вернёмся к нашему девизу урока, назовите антонимы.

- Перед вами 2 сердечка со словами. Образуйте имена прилагательные в начальной форме от этих существительных.

- 1 вариант - первое сердечко, 2 вариант - второе.

- Ребята, поменяйтесь листочками и проверьте работу друга.

- Ребята, с каким попутчиком вы хотели бы продолжить путь?

(Злое сердце «тает»).

- Ребята, мы немножко все устали,

Ну-ка, дружно все мы встали!

Составляют словосочетания прилагательное + существительное

Два ученика работают у доски, остальные в тетради.

Физкультминутка

Находят сравнения в описании и прилагательные, дающие оценку предметов.

Взаимопроверка

Осуществляют профилактику утомления.

Познавательные: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение выражать собственную точку зрения.

Коммуникативные:  умение выражать мысли

VI.Закрепление знаний и способов действий.

  1. Работа с новым словом: волонтёр.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(7 мин.)

2.Работа с текстом.

Включение в систему знаний.

(2 мин.)

- Ребята, добрые поступки должны совершаться от души, от доброго сердца, по доброй воле.

- Человека, который совершает хорошие дела и поступки по доброй воле, называют доброволец или волонтёр.

Слова разные, но у них одно смысловое значение.

- Как называются такие слова в русском языке?

Указом Президента России В.В. Путиным 2018 год объявлен годом добровольца – волонтёра. Каким должен быть волонтёр?

- Я предлагаю ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание.

- Образуем от двух имён существительных имя прилагательное.

- Добро + Сердце. (Добросердечный). Добро + душа? (Добродушный).

Добро + совесть? (Добросовестный). Добро + желание? (Доброжелательный).

- Так каким же должен быть волонтер? Прочитаем получившиеся слова.

- Ребята, представьте, что мы с вами волонтёры. Скажите, какие добрые дела мы можем сделать?

- Ребята, что объединяет дела, о которых мы говорили?

- Какое настроение у этого слова?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Ребята, кто или что нам дарит такое настроение?

-А мне дарит хорошее настроение наша любимая столица. Пройдёмся по улицам города.

- Я предлагаю вашему вниманию текст.

1. « Я иду по …городу. Мне улыбнулось … солнышко. Настроение у меня … Это мой … Саранск! Это моя … родина!

- Текст передает моё настроение? Как вы думаете, какая часть речи поможет выразить моё отношение к городу?

- Вставьте пропущенные имена прилагательные.

Вам в помощь даны слова для справок: красивому, яркое, радостное, родной, любимая.

– Слова какой части речи сделали текст ярким, выразительным?

- Итак, имена прилагательные делают нашу речь выразительной.


Знакомятся с новым словом, составляют план достижения цели, работают с рисунками.

Составляют предложения по картинкам.

Дополняют текст именами прилагательными.

Усваивают правописание слов, анализируют, обобщают.

Фронтальная проверка.

Обобщают, делают вывод.

Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли.

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(2 мин.)

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

– Ребята, на какой вопрос нужно было нам найти ответ?

- Какой мы сделаем вывод?

- Ребята, вот и прошли мы с вами нашу дорогу добра.

Всё ли у нас получилось? Предлагаю оценить свою работу.

Я на уроке чувствовал себя отлично!

Мне все ясно и понятно! (Красное сердечко)

Я на уроке чувствовал себя хорошо,

но мне нужно подучить правила. (Розовое сердечко)

Я на уроке чувствовал себя неуверенно!

Мне требуется помощь учителя. (Жёлтое сердечко)

- Ребята, посмотрите, как хорошо мы с вами поработали! Каждая ваша маленькая удача привела нас к большому успеху.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

12. Домашнее задание.

(1 мин.)

Предлагает написать мини-сочинение.

- Ребята, к нам в столицу приезжает много гостей. Представьте себя в роли волонтеров-экскурсоводов. С какими интересными местами вы хотели бы познакомить гостей? Куда бы вы повели их на экскурсию? Напишите небольшое сочинение на тему «Экскурсия по городу». А имена прилагательные помогут вам написать красивое сочинение.

Слушают объяснение учителя.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Познавательные: осмысление учебной задачи.

Регулятивные: понимание доступности выполнения действия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Создание ситуации успеха на уроке

Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке

Рекомендации педагогам по формированию ситуаций успеха на уроке....

"Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности"

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к дея...