Использование современных образовательных технологий: Комплекс занятий по формированию способности к вариативности как средство развитие познавательных интересов
план-конспект на тему

Егорова Светлана

Комплекст из 10 занятий из Магистерской диссертации на тему Формирование способности к вариативности как средство развития познавательных интересов у  младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy_iz_mag.disertatsii_egorovoy.s.v.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

№ занятия

Основные задачи урока

Основные цели  развивающего занятия

Основные принципы и формы по формированию способности к вариативности как средство развития познавательного интереса у учащихся.

Развитие познавательного интереса на материале окружающий мир , русский язык

Примечание

1

Ознакомление с сущностью творческого мышления. Раскрытие важности овладения творческим мышлением для развития познавательного интереса..

Развитие способности к вариативности.

Уточнение понятия творческое мышление

Развитие вербальной беглости.

Развитие гибкости и оригинальности;

Развитие умений увидеть проблему с разных сторон.

1.Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.

2.На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида..

3.На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.

С учащимися проводилась вводное занятие в форме  беседы, на котором  было объяснено, что такое творческое  мышление и как оно помогает в решении каких-нибудь проблем в учебной деятельности и как может быть полезно находить качественно новые пути решения разнообразных проблем.

Задание:

РАЗМИНКА

1.«Придумайте все возможные способы, которыми вы могли бы добраться сегодня в школу?»

2. «Вашего друга вызвали в кабинет директора. Как вы можете поправить положение и вызволить его оттуда?»

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

1.Иногда в жизни мы сталкиваемся с проблемами, которые можно решить только необычным способом. Придумай, что можно было бы сделать в следующей ситуации:

Ты прекрасно выучил заданный урок, а учитель

не собирается сегодня никого спрашивать. Он уже начал объяснять новую тему... А тебе очень надо получить хорошую отметку...»

2. В этом задании попробуй поэкспериментировать со словами. Придумай как можно больше слов с предложенными приставками. Если не хватит места, используй обратную сторону листа.

Вопрос экспериментатора: 

РАЗМИНКА

«Как сейчас называется город, в котором мы живем».

Каковы все возможные способы, которыми вы могли бы добраться сегодня в школу?»

«А могли бы вы как-то иначе добраться до школы, если бы вдруг изменился ваш рост, и вы стали или очень маленькими, или очень большими? А если бы Вы превратились в кого-нибудь?»

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Прочтение инструкции вместе с учениками.

Приставка, как ты знаешь, это часть слова, которую «приставляют» к началу слова, изменяя при этом его значение. Например, добавив приставку «не» к слову «красивый» мы изменим его смысл на противоположный, то есть, из «красивый» мы получим «некрасивый».

2

Развитие познавательного интереса при решении кроссворда по символическим методом.

Развитие вербальной беглости и гибкости;

Развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слов), а по символическому (число букв в слове, начальная буква слова и т. п.) признаку.

На втором занятии использовался метод «Мозгового штурма» и принцип «беглости».

С этими же целями использовались кроссворды, составленный на определённую тему Такая форма проведения позволила не только закрепить только что пройденный материал, но и отвечал оптимальному уровню развития учащихся на данный момент и помогал привлечь учеников к активному обсуждению полученных результатов в ходе решения кроссворда

Задание:

«Придумайте как можно больше слов подходящее по количеству букв в кроссворде, а потом выберете то которое подходит больше всего к теме пройденного урока.»

Вопрос экспериментатора: 

«придумать и вписать в левые свободные клетки как можно больше слов  из 7 букв, у которого предпоследняя буква «и» .После всех перечислений , предложить ребятам выбрать и записать слово которое лучше всего подходит к пройденной теме и записать его в клетку. Впишите одно из них в клетки(например: гранит), все другие варианты, придуманные детьми, напишите рядом, а дети записывают под кроссвордом в столбик и т.д.»

«Какое из перечисленных слов больше всего подходит к теме урока : «Полезные ископаемые. »»

3

Развитие познавательного интереса при выполнении  задания символической разработки деталей.

Развитие невербальной беглости и гибкости;

Развитие творческого воображения;

Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей.

На занятии использовался метод беседы, ученики сначала выполняли задание в качестве разминки, где все участники могли дать свой ответ, создание дружественной атмосферы во время коллективного обсуждения благоприятно влияет на   познавательный интерес учащихся.

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Назовите и запишите как можно больше профессий людей работающих  в растениеводстве и нарисуйте головные уборы для представителей названных профессий. (Садоводы, хлеборобы, овощеводы, бахчеводы, хлопкоробы.)При этом используйте всю свою фантазию для того, чтобы как можно лучше подчеркнуть профессиональную принадлежность владельца головного убора. Размер и форму можно менять  и украшать их самыми невероятными предметами

РАЗМИНКА

Вопрос: « можно ли по одежде что-либо сказать о ее владельце: его работе, увлечениях и т.д. Попробуйте привести примеры.»

«А можно ли узнать представителей профессий по их головным уборам.»

4

Развитие познавательного интереса при выполнении  задания символической разработки деталей.

Развитие невербальной беглости и гибкости;

Развитие творческого воображения;

Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей.

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Ребята, а теперь я вам раздам задания и мы на время выполним задание кто быстрее? Приведите как можно больше примеров животных?

Вопрос экспериментатора: 

Вопрос: Что такое животноводство?

Для чего нужно животноводство?

Какие продукты животноводства вы используете в пищу?

5

Развитие познавательного интереса при решении заданий по пройденному материалу оперирования приобретенным багажом знаний

Развитие вербальной беглости и гибкости;

Развитие познавательного интереса при закреплении пройденного материала

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

«Придумайте как можно больше имен прилагательных в нужном роде и числе и запишите их в нужный столбик »

Вопрос экспериментатора: 

Скажите мне, с какой темой вы сегодня познакомились на уроке?

Как изменяются имена прилагательные по: роду и числу

По роду можно изменить?  

На какие вопросы отвечают прилагательные  в мужском роде ,женском, среднем.

6

Развитие познавательного интереса при решении заданий по пройденному материалу оперирования приобретенным багажом знаний

Развитие вербальной беглости и гибкости;

Развитие познавательного интереса при закреплении пройденного материала

Развитие вариативности при выполнении заданий по анаграмме

Беседа ;

Оценка и самооценка;

Коллективное обсуждение

Мозговой штурм

Мягкое соревнование

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

«Составьте и запишите как можно больше сочетаний слов прилагательное + существительное  по предложенным анаграммам».

РАЗМИНКА

Учитель зачитывает текст.

Павел Петрович пошёл погулять,

Поймал перепёлку, понёс продавать,

Просил полтинник —

Получил подзатыльник.

Что особенного вы заметили в предложенном тексте?

Вопрос экспериментатора:

А что такое анаграмма?

А теперь давайте обсудим у кого, что получилось?

А теперь давай те вы сами выберете чье сочетание было самым трудным и интересным?

7

Развитие познавательного интереса при решении заданий творческого характера

Развитие беглости мышления;

Развитие способности подбирать вещи в

группу согласно их общим свойствам.

Развитие семантической беглости;

Развитие семантической гибкости

Беседа;

Коллективное обсуждение

Мозговой штурм

Мягкое соревнование

Самооценка

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

«Сделай рисунки на основе уже имеющихся внизу фигур. Которые сгруппированы по определенному принципу.Придумай интересное и необычное название к каждому рисунку и подпиши его с низу.»

РАЗМИНКА

Вопрос

В начале урока поговорите с учащимися о том, замечали ли они, что в универсамах все продукты сгруппированы

Обсудите, почему люди так делают. Удобно ли это, когда вещи, имеющие общие свойства, расположены в одном месте.

Вопрос экспериментатора:

Как можно сгруппировать предложенные рисунки?

8

Развитие познавательного интереса при решении заданий по пройденному материалу с помощью пантомимы

Развитие образной беглости;

Развитие умения придумывать глаголы,
начинающиеся с определенной буквы;

Развитие умения создавать характерные
образы активных букв.

Принцип беглости;

Беседа

Мягкое соревнование

Самооценка

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

 «Что делает ДЯДЯ Б?»

РАЗМИНКА

Вопрос

Покажите пантомиму действия, которое будет начинаться с буквы «К»

Вопрос экспериментатора:

Придумайте как можно больше действий, которые начинаются на букву «Б ,

Скажите детям, что при выполнении задания они могут дорисовывать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия», начинающиеся с буквы «Б».

9

Развитие познавательного интереса при решении заданий вариативного характера

Развитие образной беглости и гибкости.

Принцип беглости;

Беседа

Коллективное обсуждение

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Нарисуйте как можно больше больших рисунков так, что бы в нем спрятались маленькие рисунки, предложенные ниже. Их нельзя заштриховывать, нельзя рисовать на них что-либо сверху. Надо включить маленький рисунки в твой большой рисунок так, чтобы их трудно было обнаружить

Вопрос экспериментатора:

Как называлась тема урока по окружающему миру, которую вы сегодня прошли?

Назовите мне как можно больше вещей которые входят в расходы семьи?

А теперь давайте назовем, какие расходы обязательно входят в ежемесячные расходы каждой семьи?

10

Развитие познавательного интереса при решении заданий вариативного и творческого характера

Развитие невербальной гибкости и разработанности;

Развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементов;

Развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией

Беседа;

Поисковые задачи;

Коллективное обсуждение;

Мягкое соревнование;

Коллективная проверка решенных задач

Задание:

ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ

Инструкция: «Попробуйте нарисовать картинку, которая бы состояла только из предложенных ниже фигур. Разрешается использовать эти фигуры в любом количестве, можно поворачивать их в любом направлении, уменьшать или увеличивать в размерах, раскрашивать в любые цвета. Придумайте несколько названий к каждому рисунку»

Инструкция: Придумай возможные задания к представленным ниже словам. Но для начала вставь пропущенные буквы, объясняя почему ты их вставил

Инструкция: Придумай задание по русскому языку для своих друзей, что бы тебе и им было интересно его выполнить.

РАЗМИНКА

Вопрос:

Спросите у ребят, смогутли они что-либо нарисовать, используя в изображении только эти две фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"

В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.

Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....

Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы

Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы...