Технология оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал на тему

Голяева Людмила Николаевна

 Цель технологии – развитие контрольно- оценочной самостоятельности, обеспечение  на этапах контроля реализации принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы.

 Задачи

  •       определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;
  •       развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  •       мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otsenivanie.zip874.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технология оценивания образовательных достижений была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004 – 2007 годах.

2 слайд 

 Цель технологии – развитие контрольно- оценочной самостоятельности, обеспечение  на этапах контроля реализации принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100».

3 слайд

 Задачи

  • определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний;
  • развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей

4 слайд.     

 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

ЧТО?  Все действия! Но отметка – за решение задачи

КТО?  Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна  отметка

ГДЕ? В таблицах образов. результатов и в портфеле достижений школьника

КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)

ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.

5 слайд      

1-е правило

Что оцениваем?

Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

  • Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных
  • Как оцениваем?

6 слайд  

 2-е правило.
 Кто оценивает?

  • Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
  • На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
  • После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
  • Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 

                1. Какова была цель задания (задачи)?

                2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

                3. Правильно или с ошибкой?

                4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

7 слайд        

3-е правило.
Сколько ставить отметок?

Одна задача – одна отметка 

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

8 слайд  

4-е правило.
 Где накапливаем оценки и отметки?

  • В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).
  • В «Портфеле достижений».

  • Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
  • Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя .

В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

  • Отметки заносятся в таблицы результатов:

        Обязательно (минимум):

  • за предметные контрольные работы .

        По желанию и возможностям учителя (максимум): 

  • за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

9 слайд  

«Портфель достижений ученика»
«ПОРТФОЛИО»

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов,

которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях

(учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.),

а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков,

позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфеля достижений»:

  • показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
  • показатели метапредметных результатов;
  • показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы

должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет

лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ),

а в остальном  обучает ученика порядку пополнения портфеля

основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале:

«нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»

(подробнее см. правила 6, 7).

 

10 слайд  

 5-е правило.
 Когда ставить отметки?

  • Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
  • За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
  • За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

11 слайд     

 6-е правило.
 По каким критериям оценивать?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех

ситуаций оценивания.

  • Необходимый уровень (базовый) решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания  «хорошо, но не отлично».
  • Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и(или) использование новых знаний по только изучаемой теме  «отлично».
  • Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно».

12 слайд  

7-е правило.
Как определять итоговые оценки?

  • Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
  • Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

13 слайд  

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение  самооценки

  • 1 шаг. Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (см.принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется  более осознанным отношением детей к учебе). 
  • 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

14 слайд  

  • 1. НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания

и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

  • 1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
  • В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
  • учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
  • ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника», изд. «Баласс»).
  • В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
  • 2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
  • В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
  • 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  • 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  • 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  • 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

15 слайд  

2. СТАНДАРТНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания,

без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке

предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

  • 3-е правило (Одна задача – одна оценка)  используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
  •  4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)  используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами.

16 слайд  

3. МАКСИМАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки.

На этом этапе учитель может при желании вводить полный

набор правил оценивания или отдельные правила из этого

набора, что позволит получить максимальный эффект.

  • 4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)  используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Чтобы исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов и в официальный журнал, рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала: выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников.

17 слайд  

  • 5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи) – новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.
  • 6-е правило (Уровни успешности) – используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.
  • 7-е правило (Итоговые оценки)  используется уже не частично, а полностью. Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за четверть и комплексную оценку за год.

18 слайд  

Четвертная ОТМЕТКА

  • высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
  • для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;
  • среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным либо в официальный журнал (при минимальном варианте использования системы оценивания), либо в Таблицу результатов, если учитель выставляет туда все отметки – и за контрольные работы, и за текущие ответы.

19 слайд  

Могут, но делают это пошагово:

  • 1-й шаг. За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать итоговую отметку либо по своим дневникам, если там выставлялись отметки, либо по Таблице требований учителя.
  • 2-й шаг. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?»
  • 3-й шаг. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у ученика все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня.
  • 4-й шаг. После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет ученикам окончательные четвертные отметки.
  • 5-й шаг. Эта отметка переносится в классный журнал.

20 слайд  

 

  • Из чего складывается итоговая оценка за ступень начальной школы

Итоговая оценка за ступень начальной школы  это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

  • комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»  совокупность всех образовательных результатов);
  • результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
  • результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

        На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД

Урок время 8.34, 12.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме:" Технология оценивания образовательных достижений"

в презентации представлена система оценивания, разработанная Даниловым Д.Д.( программа "Школа 2100")...

Технология оценивания образовательных достижений

Презентация "Технология оценивания образовательных достижений (учебных умений)....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)

Презентация:"Введение  технологии оценивания образовательных достижений  в школе I ступени  как средство развития  оценочной самостоятельности  младших школьников". (обобщение...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....