Игровые методы развития речи младших школьников
методическая разработка на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: это и недостаток речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, и объективные психофизиологические особенности (слабость фонематического восприятия, нарушение акустико-артикуляционного аппарата и пр.) , затрудняющие процесс овладения родным языком, и педагогические огрехи родителей и воспитателей, не уделявших должного внимания расширению представлений ребенка об окружающем мире, его приобщению к чтению, а также игровому развитию в дошкольный период. А ведь именно в игре, согласно классической психологии, формируются все необходимые компоненты успешного обучения: внимание, память, речь, умение классифицировать и обобщать, умение следовать учебным правилам. И поэтому именно игра может оказать бесценную помощь в коррекционной деятельности. Дети с дисгармоничным развитием, как правило , не наигрались в дошкольном детстве. Да они порой и не умеют играть в положенные для дошкольного возраста  сюжетно-ролевые игры. Учебная деятельность для таких детей не может стать ведущей, потому что в их дошкольном детстве игра не стала ведущей деятельностью их развития.

Играя с такими детьми в процессе учебной и коррекционной деятельности, мы не только решаем проблему развития и преодоления дефекта в конкретной сфере, например в речевой, но и способствует гармонизации в целом , развиваем  эмоциональную сферу, а также в максимальной степени улучшаем успеваемость и поведение таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_metody_razvitiya_rechi_mladshih_shkolnikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы развития речи младших школьников

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: это и недостаток речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, и объективные психофизиологические особенности (слабость фонематического восприятия, нарушение акустико-артикуляционного аппарата и пр.) , затрудняющие процесс овладения родным языком, и педагогические огрехи родителей и воспитателей, не уделявших должного внимания расширению представлений ребенка об окружающем мире, его приобщению к чтению, а также игровому развитию в дошкольный период. А ведь именно в игре, согласно классической психологии, формируются все необходимые компоненты успешного обучения: внимание, память, речь, умение классифицировать и обобщать, умение следовать учебным правилам. И поэтому именно игра может оказать бесценную помощь в коррекционной деятельности. Дети с дисгармоничным развитием, как правило , не наигрались в дошкольном детстве. Да они порой и не умеют играть в положенные для дошкольного возраста  сюжетно-ролевые игры. Учебная деятельность для таких детей не может стать ведущей, потому что в их дошкольном детстве игра не стала ведущей деятельностью их развития.

Играя с такими детьми в процессе учебной и коррекционной деятельности, мы не только решаем проблему развития и преодоления дефекта в конкретной сфере, например в речевой, но и способствует гармонизации в целом , развиваем  эмоциональную сферу, а также в максимальной степени улучшаем успеваемость и поведение таких детей.

                           Игра « ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цели и задачи игры: активизация словарного запаса; актуализация семантических смысловых  полей; развитие воображения и пространственных представлений, связной речи, мотивации к словесному творчеству; закрепление понятий о частях речи и их дифференциация.

Количество играющих: 2 -10 человек

Правила игры: Учитель – капитан(командир, машинист, летчик и т.д.) предлагает детям занять места в подводной лодке (корабле, поезде, самолете и т.д.)

Учитель. – Мы отправляемся в подводное путешествие на самое дно теплого моря. Здесь довольно мелко и все освещено лучами солнца. Вы чудесным образом превращаетесь в прекрасные раковины-жемчужницы. Вокруг вас много интересного и красивого. Опишите, что вы видите. Старайтесь увидеть и назвать как можно больше. Выигрывает самый внимательный, кто назовет много слов и после которого остальным уже нечего добавить.

Усложнение 1.      – Вы видите живые и неживые существа. Все они что-то делают. Вы видите и чувствуете действия. Назовите как можно больше действий.  (Дети называют глаголы)

Усложнение2.   – А теперь постарайтесь назвать как можно больше признаков тех животных, растений и предметов, которые вы увидели. Какие они? (Дети называют прилагательные, даже если они еще не знают , что это такое )

Усложнение3  - Опишите увиденное и услышанное. (Дети описывают увиденное или услышанное вокруг полными простыми предложениями)

Дополнение. Можно отправиться в горы, местный или тропический лес, деревню, космос, пустыню, зоопарк, цирк и т.д. Можно и самих детей спрашивать, куда бы они хотели отправиться в следующий раз.

   Интересно брать с собой в путешествие волшебную палочку, которая может превращать больших зверей и птиц в маленьких и наоборот. Таким образом удобно и весело заниматься суффиксальным словообразованием, решать другие развивающие и образовательные задачи.        

        Желательно проводить игру на ковре, уходя от стандартной ситуации урока. Можно идти в путь  «паровозиком», гудеть, пыхтеть, петь, декламировать.

                       Большая игра «Экспедиция»

В большую игру входят несколько маленьких, которые можно ситуативно использовать отдельно или в комплексе с одной-двумя любыми другими играми.                

           Цели и задачи большой игры: развитие воображения, умение принимать игровую ситуацию и правила, социально взаимодействовать с игроками, понимать переносный смысл пословиц и фразеологизмов; активизация и расширение словарного запаса; закрепление и развитие звуко-буквенного анализа..

             Инструкция.

Учитель. Ребята, мы отправляемся с вами в неведомую страну, в которой нас ждут приключения, испытания и открытия. Чтобы пройти успешно весь путь и не потеряться, чтобы добыть клад и справиться с трудностями, нужно быть внимательными, наблюдательными и смелыми.

Испытание «Стражи ворот».

У.  В волшебную страну войдут только те, кто сможет разгадать и прочитать полезные советы, составленные стражей для странников. Советы перепутаны предыдущими путниками: начало – на одном листке, продолжение  -на другом. Без полезных советов и правил можно заблудиться в волшебной стране.

Дети получают конверт, в котором в беспорядке находятся разрезанные на части пословицы и фразеологизмы. Они восстанавливают фразы и объясняют их значение.

Семь раз отмерь  …                                    …не ждут

Найдешь за семью …                                 …на киселе

Идти семимильными …                            …а товарища выручай

Лук…                                                            …пота

Семеро одного…                                        …ни одного не поймаешь

Будь семи пядей…                                    … от семи недуг

Сам погибай…                                           …зубы друзьям

Работай до седьмого…                             … во лбу

Знай: семь бед…                                       …шагами

Не доверяй седьмой воде…                    …один отрежь

Не заговаривай…                                     …печатями

За двумя зайцами погонишься…          …один ответ

Испытание «Быстрый ответ»

У.  Мы попали во власть буквы  О…(можно работать с любой часто употребляемой буквой – М, К, Р, Н, Т и пр.) Нужно быстро отгадать, какие деревья, цветы, ягоды, овощи, растут здесь, какие летают птицы, бегают звери, какая течет река и какой стоит город

На доске или листе бумаги:      * зверь        *город        *река                *овощ

                                                      * птица        *дерево        *цветок        *ягода

Дети придумывают: выигрывает тот, кто придумал больше названий. Взрослый может помогать в затруднительных случаях. В одной игре участвует только одна буква.

Испытание «Переправа»  («Слово за слово»)

У. Мы находимся перед широкой, глубокой и стремительной рекой. Переплыть ее нет никакой возможности: нет ни лодки, ни сил. Но мы можем построить мост. Материалом нам послужат слова. Они должны быть достаточно длинными, обозначать предметы или явления. Последний слог каждого слова должен быть первым слогом следующего слова.

Дети составляют  цепочку слов, например: море – река – карта – тарелка – каша- шапка – т.д., и так переправляются через опасную реку. Учеников, придумавших больше слов, педагог награждает.

Испытание  «Разведчики»

У. Мы находимся в необычном лесу. В нем среди деревьев видны только непонятные части каких- то предметов. Что это? Если вы, как разведчики, отгадаете по части целый предмет, мы сможем отправиться дальше.

Детям показывают картинки или просто называют слова:

- крыло (птица, бабочка), ветка (дерево, куст), лапа (зверь, насекомое)

- лепесток ( цветок), рука (человек), окно (дом, сарай, изба)

- лист ( куст, книга, тетрадь, дерево), карман (платье, пальто), ухо( зверь, человек)

- колесо( телега, машина) корень (дерево, цветок), ножка (стул, стол)

  Ученики отгадывают, и команда отправляется дальше.

Испытание «Восхождение»

У. Перед нами высокая гора. Нам обязательно нужно взобраться на ее вершину. Мы построим лестницу из слов. Ступеньками послужат слова, состоящие из трех букв. Чем больше будет ступенек , тем легче подниматься. Начинаются все слова со звука /Р/, оканчиваются на парный согласный ( сначала берутся слова с глухим, затем со звонким согласным), а в середине – гласный звук.

Дети придумывают слова, записывают их, объясняя правописание.  Например:

Рот, рок, рис, риф, рос, рак, раб, раз, рад, ряд, ров, рог, род, рев, режь и т.д.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Современные методы и приемы работы по развитию речи младших школьников.

В статье рассмотрены современные методы и приемы по формированию навыков речевой деятельности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

Игровые методы развития речи младших школьников.

Играя решаем проблему развития и преодоления дефекта...

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...